1) В каталогах электродвигателей указывают номинальную мощность.
Вопросы: а) Номинальная мощность - мощность, при которой двигатель работает наиболее эффективно? На сколько я понимаю, это мощность, потребляемая электродвигателем из СЕТИ, мощность на валу - с учетом КПД, который так же указан в каталоге?
Номинальная мощность - числовое значение мощности, отнесенное к номинальным данным, т. е. тем, которые указаны в паспорте (номинальнй ток, номинальное напряжение, режим работы, КПД и т. д.). Для двигателей этой мощностью является механическая мощность на валу в кВт. У электрических машин переменного тока есть ещё такие понятия как
активная мощность и полная мощность. Активная мощность, потребляемая из сети - это активная мощность на валу (механическая), поделенная на КПД;
полная мощность в кВА (киловольт-амперах) -
активная мощность потребляемая из сети, поделенная на номинальный коэффициент мощности.
Правильно ли я понимаю, что данный двигатель(один и тот же) в зависимости от нагрузки на него будет выдавать разные мощности и при определенной нагрузке ту самую мощность, которая указана как номинальная (т.е как бы у двигателя много мощностей, которые он способен выдавать при одних и тех же оборотах и это зависит от нагрузки на него?).
Да, примерно так. Он способен выдать мощность и больше номинальной, только насколько больше и сколько по времени он при этом проработает, вот в чем вопрос.
Например, вентилятор требует мощности -
кВт, а электродвигатель, подобранный по каталогу мощностью -
кВт, получается, что вентилятор в таком случае будет потреблять
кВт или те, которые ему нужны ТОЛЬКО
?
Если я правильно понял вопрос и 5 кВт - это мощность, потребляемая вентилятором, который, в свою очередь, находится на валу двигателя, то, естественно, мощность на валу двигателя и будет равна мощности, потребляемой вентилятором. Но, если это двигатель асинхронный и он работает с недогрузкой (не с номинальной мощностью, а меньшей: т. е. вместо своих номинальных 20 кВт, он работает с мощностью 5 кВт), то и остальные его номинальные данные: ток, коэффициент мощности и КПД, будут другими, отличными от тех, что указаны в паспорте. У асинхронных двигателей коэффициент мощности и КПД сильно падают при работе с недогрузкой.
Как бы можно взять электродвигатель большей мощности, чем требуется, но как ее отрегулировать до "Требуемой".
1. Изменить напряжение, подводимое к двигателю, но тогда снизятся обороты и, возможно, вентилятор уже не будет иметь требуемую производительность, а потребляемая им мощность изменится.
2. Изменить конструкцию двигателя или вентилятора.
В обоих случаях требуется адекватный расчет как двигателя, так и вентилятора.
2) Так же указаны обороты.
Вопрос: Если двигатель не инверторный, можно ли у него менять количество оборотов? В каталогах указан только один режим оборотов (а не несколько).
Если речь идет об асинхронном двигателе с короткозамкнутым ротором (АДК), то регулировать его обороты без изменения его механической характеристики можно либо скалярно, либо векторно, что, естественно, требует не малых знаний в этой области и дополнительной техники. Векторное управление наиболее оптимально, но требует дополнительных датчиков и системы управления. Самый простой и доступный способ управления оборотами АДК - это скалярное управление при помощи преобразователя частоты, так как обороты АД зависят от частоты питающего напряжения. Но для оптимальных условий работы двигателя в статических и переходных режимах, требуется менять частоту совместно с напряжением двигателя по определенному закону, сформулированного академиком Костенко. В основном все ныне серийно выпускаемые преобразователи это обеспечивают.
Регулирование оборотов АДК путем изменения величины питающего напряжения (например, переключением со "звезды" на "треугольник") или искажением симметрии напряжения, меняет механическую характеристику двигателя, да и обороты можно менять таким образом лишь незначительно.
есть у кого-нибудь на примете хорошая книга по электродвигателям с "нуля" разобраться?
"С нуля" - это школьный курс физики, затем курс электротехники и курс электрических машин. Учебников и книг полно.