2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Что особенного в + - х ÷ √
Сообщение14.10.2018, 00:48 
Аватара пользователя


13/10/18
9
Добрый день, друзья. В этом году я поступил на первый курс одного технического ВУЗа, и в сентябре у нас начался курс математического анализа. В связи с этим я решил выяснить, где же, собственно, заканчивается то, что изучалось в школе под названием алгебра, и где начинается то, что нам преподают теперь под названием анализ.

Насколько я смог разобраться, алгебраическими называют выражения, которые, во-первых, не содержат никаких иных операторов помимо сложения, вычитания, умножения, деления и извлечения корня натуральной степени (возведение в рациональную степень так или иначе сводится к перечисленным операциям). Во-вторых, чтобы выражение было алгебраическим, оно должно содержать конечное число этих операций. Если выражение содержит какой-либо иной оператор (например, синус, логарифм), оно называется трансцендентным. А теперь вопрос: почему выражения, сконструированные только из пяти названных операций, объединены в особую группу? В чём принципиальное отличие этих пяти операторов от всех остальных?

Вопрос этот кажется мне вполне естественным. Ведь, в конце концов, в школе и тригонометрию, и логарифмы, и показательную функцию изучают на уроках алгебры. Но теперь вдруг оказывается, что эти функции ей "трансцендентны". Однако, к своему удивлению, в разных источниках я не просто не нашёл какого-либо ответа на этот вопрос, пусть даже неясного и неудовлетворительного. Я не нашёл даже намёка на объяснение. Везде просто констатируется факт: алгебраическое заканчивается вот здесь. Но почему оно должно заканчиваться вот здесь? Почему мы должны исследовать выражения, образованные этими пятью операциями, как нечто отдельное и самостоятельное?

У меня есть одна просьба: не писать бегающих по кругу ответов в духе "Эти операции выделены в особую группу, потому что их достаточно для решения алгебраических уравнений". Такой ответ просто порождает новый вопрос "Почему уравнения, для решения которых достаточно этих операций, объединены в особую группу, называемую алгебраическими уравнениями?". Я хочу по существу обсудить вопрос: что особенного в этих пяти операциях? (либо в выражениях, которые можно образовать путём их конечного применения)

 Профиль  
                  
 
 Re: Что особенного в + - х ÷ √
Сообщение14.10.2018, 01:47 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


16/07/14
8458
Цюрих
Есть понятие алгебраической функции. Функция $f$ является алгебраической, если для некоторого нетривиального многочлена $n+1$ переменных $P$ выполнено $P(f(x_1, \ldots, x_n), x_1, \ldots, x_n) = 0$. Упражнение на понимание: продемонстрируйте, что функция $f(x) = \sqrt[7]{x^{42} + 666x}$ является алгебраической. Упражнение 2: продемонстрируйте, что все функции, которые можно задать алгебраическими выражениями, алгебраические.

Дальше могут возникнуть два естественных вопроса. Понимаете, какие?

 Профиль  
                  
 
 Re: Что особенного в + - х ÷ √
Сообщение14.10.2018, 01:56 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
mihaild
Кстати, требуется ли обычно аналитичность от алгебраических функций? А то если да, куда девать модуль?

-- Вс окт 14, 2018 04:06:56 --

Частичный оффтоп (раз уж вопрос сам возник):
Epsilon-Delta в сообщении #1346018 писал(а):
В связи с этим я решил выяснить, где же, собственно, заканчивается то, что изучалось в школе под названием алгебра, и где начинается то, что нам преподают теперь под названием анализ.
Школьную алгебру, по идее, можно спокойно поглотить матанализом, но вообще этот вопрос довольно бесполезный, особенно если учесть, что многие вещи в школе практически невозможно определить с необходимой строгостью.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что особенного в + - х ÷ √
Сообщение14.10.2018, 02:18 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


16/07/14
8458
Цюрих
arseniiv в сообщении #1346028 писал(а):
Кстати, требуется ли обычно аналитичность от алгебраических функций?
Не требуется, она автоматически получается.
arseniiv в сообщении #1346028 писал(а):
А то если да, куда девать модуль?
В смысле - куда? Алгебраической функцией он не является.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что особенного в + - х ÷ √
Сообщение14.10.2018, 02:36 
Аватара пользователя


13/10/18
9
mihaild в сообщении #1346026 писал(а):
Есть понятие алгебраической функции. Функция $f$ является алгебраической, если для некоторого нетривиального многочлена переменных $P$ выполнено $P(f(x_1, \ldots, x_n), x_1, \ldots, x_n) = 0$. Упражнение на понимание: продемонстрируйте, что функция $f(x) = \sqrt[7]{x^{42} + 666x}$ является алгебраической. Упражнение 2: продемонстрируйте, что все функции, которые можно задать алгебраическими выражениями, алгебраические.

Дальше могут возникнуть два естественных вопроса. Понимаете, какие?

Это хождение в замкнутом круге определений, которое никак не приближает к ответу на вопрос. Вопрос заключается в том, почему функции, образованные только пятью названными операциями, выделены среди остальных. Как они при этом называются, значения не имеет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что особенного в + - х ÷ √
Сообщение14.10.2018, 03:07 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


16/07/14
8458
Цюрих
Ни у кого не получится вам ничего объяснить, если вы не будете читать объяснения. И очень быстро перестанут пытаться. Важное общее свойство функций из этого списка я указал:
mihaild в сообщении #1346026 писал(а):
Упражнение 2: продемонстрируйте, что все функции, которые можно задать алгебраическими выражениями, алгебраические

Заметьте, что определение алгебраической функции не ссылается на приведенный вами список.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что особенного в + - х ÷ √
Сообщение14.10.2018, 03:29 
Аватара пользователя


13/10/18
9
mihaild в сообщении #1346037 писал(а):
Заметьте, что определение алгебраической функции не ссылается на приведенный вами список.


sin (0) + 0 = 0

Либо я не понял ваше определение алгебраической функции, либо из приведённого равенства следует, что синус является алгебраической функцией.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что особенного в + - х ÷ √
Сообщение14.10.2018, 03:32 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


16/07/14
8458
Цюрих
$P(f, x_1, \ldots)$ должен быть равен нулю как функция.
Например, многочлен $P(y, x_1) = y - x_1^2$ задает алгебраическую функцию $f$ такую что для всех $x_1$ выполнено $f(x_1) - x_1^2 = 0$. Т.е. $f(x) = \sqrt{x}$.
Для синуса не получится написать многочлен $P(y, x)$ с ненулевым коэффициентом при $y$ такой что $P(\sin(x), x) = 0$ при всех $x$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что особенного в + - х ÷ √
Сообщение14.10.2018, 04:15 
Аватара пользователя


13/10/18
9
mihaild в сообщении #1346041 писал(а):
для всех $x_1$ выполнено $f(x_1) - x_1^2 = 0$. Т.е. $f(x) = \sqrt{x}$.

Здесь нет опечатки?

$f(x) - x^2 = 0$

$f(x) = x^2$,

разве нет?

 Профиль  
                  
 
 Re: Что особенного в + - х ÷ √
Сообщение14.10.2018, 04:28 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


16/07/14
8458
Цюрих
Ой, да, там квадрат на $f$ должен быть, конечно.
(и запишите формулы правильно, пока можете редактировать, а то тему в карантин унесут)

 Профиль  
                  
 
 Re: Что особенного в + - х ÷ √
Сообщение14.10.2018, 04:29 
Аватара пользователя


13/10/18
9
Хорошо. Тогда, если я всё правильно понял, алгебраичность функции из упражнения следует из существования полинома

$f^7(x) - x^{42} - 666x$

-- 14.10.2018, 04:44 --

Решение упражнения 2: все функции, которые можно задать алгебраическими выражениями, являются алгебраическими, поскольку для любой из них возможно освобождение от радикалов путём конечного числа преобразований и, как следствие, представление её в виде уравнения, содержащего только действия сложения, вычитания и умножения. Что, в свою очередь, обеспечивает возможность записи многочлена $P(f(x_1, \ldots, x_n), x_1, \ldots, x_n) = 0$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что особенного в + - х ÷ √
Сообщение14.10.2018, 04:54 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


16/07/14
8458
Цюрих
Тут нужно бы уточнить, что значит "избавиться от радикалов", но не суть.
В общем ваш набор функций хорошо тем, что с его помощью можно выразить только алгебраические функции. К сожалению, не все - например, функцию, задаваемую полиномом $x_1 y^5 + x_2 y^4 + x_3 y^3 + x_4 y^2 + x_5 y^1 + x_6 y^0$ через него выразить не получится.
Никакими особо примечательными свойствами именно это подмножество алгебраических функций не обладает, просто исторически выделили именно их.
Интересное отличие функций из этого набора от логарифма, экспоненты и прочего - именно в том, что через них выражаются только алгебраические функции.

 Профиль  
                  
 
 Re: Что особенного в + - х ÷ √
Сообщение14.10.2018, 05:12 
Аватара пользователя


13/10/18
9
Под набором функций вы сейчас имеете в виду набор операторов + - х ÷ √ ?

Т.е. эти элементарные функции и их комбинации образуют лишь подмножество алгебраических функций? И можно привести примеры алгебраических функций, которые образованы какими-то операторами помимо этих пяти?

И какие два напрашивающихся вопроса вы имели в виду в своём первом посте?

 Профиль  
                  
 
 Re: Что особенного в + - х ÷ √
Сообщение14.10.2018, 05:20 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


16/07/14
8458
Цюрих
Epsilon-Delta в сообщении #1346049 писал(а):
Под набором функций вы сейчас имеете в виду набор операторов + - х ÷ √ ?
Да.
Epsilon-Delta в сообщении #1346049 писал(а):
И можно привести примеры алгебраических функций, которые образованы какими-то операторами помимо этих пяти?
mihaild в сообщении #1346047 писал(а):
например, функцию, задаваемую полиномом $x_1 y^5 + x_2 y^4 + x_3 y^3 + x_4 y^2 + x_5 y^1 + x_6 y^0$ через него выразить не получится


Два вопроса:
-а что такого интересного в алгебраических функциях? (ответ: полиномы имеют кучу важных свойств, да и сами алгебраические функции возникают, например, в теореме Лиувилля)
-почему из всех алгебраических функций выбраны именно эти? (ответ: в основном по историческим причинам)

 Профиль  
                  
 
 Re: Что особенного в + - х ÷ √
Сообщение14.10.2018, 12:38 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Epsilon-Delta в сообщении #1346018 писал(а):
Вопрос этот кажется мне вполне естественным. Ведь, в конце концов, в школе и тригонометрию, и логарифмы, и показательную функцию изучают на уроках алгебры.

Школьная "алгебра" - это смесь нескольких разных математических разделов:
- настоящая алгебра (в той части, где преобразуются выражения, составленные из символов и операций);
- математический анализ (в той части, где выражения исследуются как функции);
- немножко теория чисел, немножко комбинаторика, и так далее.
По сути, в неё сваливают всё то, что не помещается в школьную "геометрию" (которая тоже смесь, выбранная по принципу "всё то, что требует чертежей, но для чертежей достаточно циркуля и линейки").

----------------

Алгебра в настоящем смысле слова - занимается тем, чтобы из чего-то сделать выражения, и исследовать возникающий "мир" выражений. А что эти выражения можно в каком-то смысле вычислить - алгебру обычно не заботит. В каком-то другом неформальном смысле, алгебра стремится отождествить выражение с его значением.

Первые выражения, с которыми школьник сталкивается в математике - это выражения из чисел. Школьнику дают список правил, как выполнять все эти действия ${+},{-},{\cdot},{/},\sqrt[n]{\phantom{x}}$ - до того, как он задумается над тем, над чем они выполняются, и что, собственно, значит "выполнять". Некоторые вопросы остаются нерешёнными: почему числа можно записывать то в виде простых дробей, то в виде десятичных, а то в виде радикалов. Здесь школьнику показывают числовую прямую, но это идея не из алгебры, а из матанализа. С точки зрения алгебры, тут три или больше различных множеств чисел.

Следующий этаж алгебры, ещё освещаемый в школе, - это "выражения с буквами". Это многочлены и рациональные функции. Оказывается, с многочленами тоже можно делать все те же действия: ${+},{-},{\cdot},$ что и с целыми числами. Многочлены иногда раскладываются на множители а иногда не раскладываются, деление иногда даёт остаток - всё очень похоже на целые числа. Это всё алгебра. (А что многочлен можно рассмотреть как функцию, построить её график, - это матанализ.) Деление произвольного многочлена на произвольный многочлен даёт нам "мир" рациональных функций - в общем случае дробей с полиномиальными числителем и знаменателем - которые в каком-то смысле подобны простым числовым дробям (рациональным числам). Операция корня $\sqrt[n]{\phantom{x}}$ не так просто переносится в "мир" многочленов - её аналогом становится нахождение какого-то корня многочлена - и оказывается, что для многих многочленов оно никак не выражается через "обычные числовые операции".

Но конечно, алгебра не ограничена этими вариантами. Можно строить выражения и с другими операциями. Например, в школе на информатике показывают булеву алгебру с операциями ${\land},{\lor},{\lnot}$; (на математике) алгебру множеств с операциями ${\cap},{\cup},{\setminus}$; векторную алгебру. Если честно, то ещё показывают и алгебру функций, в которой есть такая важная операция, как ${\circ}$ - композиция, то есть подстановка одной функции в аргумент другой функции. Например,
    $(\sin x)\circ(x^2)=\sin(x^2)$
    $(x^2)\circ(\sin x)=(\sin x)^2=\sin^2 x$
Математический анализ предоставляет ещё такие операции, как производная и первообразная, и алгебра тоже может заняться этими операциями, включая их в "мир функций" как алгебраическую конструкцию. Алгебре всё равно, что значат эти операции. Для алгебры интересны их свойства.

----------------

Математический анализ строит функции другим способом. Он рассматривает точки на числовой прямой с точки зрения их близости друг к другу (это первый отблеск такого раздела математики, как топология). Некоторые числа - такие как $\pi$ и $e$ - можно построить только как бесконечные последовательности сближающихся к ним "алгебраических чисел". Так что, матанализ занимается пределами - сначала пределами последовательностей, потом пределами функций. На основе понятия предела можно сформулировать понятие непрерывности (интуитивно непрерывности графика как линии), касательной, производной, интеграла.

И дальше матанализ резвится в "мире", образованном этими понятиями. Можно задать дифференциальное уравнение, связывающее производную функции с самой функцией - это функциональное уравнение, то есть, наложенное на функцию, и решением которого может быть именно функция, а не число. Например, $f'+f=0.$ Оказывается, что решением этого уравнения будет функция $f(x)=e^{-x}.$ Или $(f')'+f=0$ - решениями этого уравнения будут $f(x)=\sin x$ и $f(x)=\cos x.$ (Именно так эти функции вообще вводятся в математику. Но на самом деле, там будет ещё много решений, сразу оговорю.) Найти эти решения алгебраическими методами нельзя. Зато можно, например, численно встать в точку $(x=0,f=1),$ и начать рассуждать: $f'=-f=-1,$ значит, в ближайшей точке $x+\Delta x$ новое значение будет примерно равно $f+f'\,\Delta x=1-\Delta x$; и так далее.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 29 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group