боян, видимо, но я вижу эту статью впервые. Теперь это история.
Аннотация
Этот текст был (в переводе на английский язык) опубликован в журнале Ma-
thematical Intelligencer (vol. 16, no. 4, p. 6–10) вместе со статьёй А. М. Вершика (“Ad-
missions to the Mathematics Faculty in Russia in the 1970s and 1980s”, там же, p. 4–5;
см. также журнал «Звезда», 1998, N 8, с. 181–189). Комментарии, добавленные поз-
же (в 2004–5 годах), отмечены угловыми скобками
⟨
...
⟩
. В тексте также исправлены
несколько опечаток в условиях задач и сведениях об экзаменаторах, в том числе
указанные проф. Иланом Варди. (В 2000 году, будучи сотрудником IHES, одного
из ведущих математических центров Франции, он попытался решить предлагав-
шиеся абитуриентам задачи; его отчёт об этом и решения задач можно найти в
Интернете по адресу
http://www.lix.polytechnique.fr/Labo/Il ... ekh-mat.ps; там же при-
ведены и его комментарии к задачам.
Антисемитизм в совке -- явление странное, если учесть, что среди творцов революции евреев хватало. Шень приводит примеры "гробовых" задач. У меня не сложилось впечетление, что все они такие уж гробовые. Однако, выглядит это странновато. Вот взять задачу с параболой и построением циркулем и линейкой осей координат. Если абитуриент знает про диаметры параболы, он решает эту задачу мгновенно, не знает -- не решает. В обычных школах таких свойств параболы не проходят, зато в вфизмат школахи у репетиров при подготовке к вступительным эзаменам -- проходят наверняка. Спрашивается, кого должна была отсеять эта задача? Уж точно не ученика 57-ой, а какого -нибудь несчастного провинциала...