Интереснейшая была эпоха. И интересно, что мы о ней знаем, учитывая, что в школе о ней почти ничего не рассказывают.
Здесь будет много вопросов про политику. Но в данном случае это оправданно, так как в Риме (во всяком случае, в эпоху Республики, а в определённые периоды и после) в политической жизни участвовали огромные массы людей, то есть она была действительно содержанием эпохи, а не разборками внутри 3% населения.
Ограничения те же. Во-первых,
Повторюсь: просьба отвечать, не стесняясь, но и не подсматривая. Точнее, подсмотреть можно, но прежде лучше всё-таки ответить
Во вторых, свои ответы прячем в тег, чтобы не подсказывать другим отвечающим.
1. В каком веке, как считается, был основан Рим?
2. Назовите процесс, который был основным содержанием политической жизни в V веке до нашей эры, но завершился только в III веке до нашей эры.
3. Законы Римской республики разрешали любому её гражданину стать консулом или другим магистратом, если его выберут. Но была в административном устройстве государства деталь, гарантирующая, что на эти должности попадут только богатые люди. О чём речь?
4. Назовите несколько прав, которые предоставляло римское гражданство времён Республики, кроме как избирать и быть избранным в органы власти.
5. Назовите главную реформу, проведённую братьями Гракх. Зачем она была нужна?
6. Какие реформы провёл в армии Гай Марий и какие последствия это имело?
7. Одной из самых страшных гражданских войн в истории Римского государства, чуть было не уничтожившей это государство как таковое, считается Союзническая война. Кто, с кем и за что воевал?
8. Во II веке до нашей эры в этой части римских владений существовало целое государство восставших рабов. Где это было?
9. Какую роль играли гладиаторские бои до того, как стать публичным зрелищем?
Уточнение. Речь идёт о том, что практика гладиаторских боёв существовала задолго до того, как появилась традиция проводить их публично.
10 Назовите численность населения города Рима в I веке до нашей эры (можно ошибиться не более чем в два раза).
11. Когда в Римском государстве был законодательно оформлен абсолютизм? С помощью каких административных механизмов правители осуществляли абсолютную власть до этого?
12. Назовите численность римской армии при Октавиане Августе (можно ошибиться не более чем в два раза).
13. Назовите не меньше двух материалов, изобретённых римлянами.
14. А вот эту совсем небольшую и простую по конструкции вещь, очень важную для сельского хозяйства (да и не только), римляне так и не придумали, она появилась только в Средние века. О чём речь?
15. Эта область знания, как считается, в сколько-нибудь разработанном виде впервые появилась именно у римлян. О чём речь?
16. Сколько рабов было у обычного свободного жителя города Рима во II веке до нашей эры? Поскольку погрешность, с которой известно это число, велика, я подразумеваю диапазон
, а правильным будет считаться ответ, попадающий в
.
17. Каковы оценки отношения "численность рабов / численность свободных" в среднем по Средиземноморью в том же II веке до нашей эры? Критерий правильности ответа тот же, что и выше.
18. Опишите систему образования в Империи в I-II вв. Сколько было ступеней, чему учили на каждой?
19. Назовите подмножество жителей Империи в ту же эпоху, для которых начальное образование было бесплатным.
20. Император Адриан известен тем, что возвёл серьёзные укрепления на всём протяжении границ Империи, понимая, что время завоевательных походов прошло. Где проходили границы государства в ту эпоху? Бегло очертите их по часовой стрелке (с северо-востока на юго-запад).
21. Назовите главную политическую силу в Империи III века.
Уточнение. Здесь под политической силой понимается общность людей, объединённых общими интересами, которая делегирует своих представителей в высший(-е) орган(-ы) власти. Под главной политической силой понимается такая, которая, вступив в конфликт с другими политическими силами, практически всегда выходит победителем, то есть во власти именно её представители проталкивают именно её интересы.
22. Эта организация менее чем через двести лет после своего возникновения стала настолько богатой, что ей понадобился специальные люди для управления имуществом, притом что государство в её обогащении никак не участвовало. О чём речь?
23. Кто такие колоны?
24. Уже при Марке Аврелии окраины государства опустошались варварскими набегами. Как поступал император с этими разорёнными землями?
25. Назовите первого императора, отметившегося мерами по поддержке падающей рождаемости среди италийского населения. Или хотя бы век, когда он правил.