Последний раз редактировалось gris 28.03.2018, 15:09, всего редактировалось 4 раз(а).
Нет смысла разбирать логику задачи. Её цель вовсе не в том, чтобы на примере показать механизм действия психологического феномена когнитивной скупости. Есть, возможно, нулевая цель у опроса: собрать данные, как люди вообще отвечают и чем обосновывают. Но эти данные не нужны. Цель первого уровня: убедить человека отказаться от своего ответа. Это достигается весьма топорно. Сначала сообщается, что проголосовавший входит в число 80% ответивших неправильно. При этом говорится, что все они мыслят одинаково: из условий задачи нельзя определить, кто именно из женатиков смотрит на сингла. А потом уверенно сообщается верный ответ. Человеку становится стыдно входить в число 4/5 дураков, и он начинает изворачиваться: придумывать версии про слепых, собак, иноверцев и прочее. При этом он совершенно забывает сам вопрос. В конце концов он говорит, что разумеется бы выбрал правильный ответ, если бы в условии всё было подробно разъяснено про смысл слов "женат" и "смотреть". Хотя это было совершенно ясно. Топорная работа и шито белыми нитками. Но по-верховенски сшито намеренно. Ибо подходят знатоки логики. И говорят, что с Анной всё в порядке, и можно заменить смотрящих натуральными числами или игральными картами, а неопределённость женатости бинарной чётностью, а смотрение некоторым отношением порядка. И всё дело в вопросе. Он имеет несколько трактовок, которые можно сформулировать с помощью терминов: по крайней мере, хотя бы, все, каждый, следует и прочих. А в объяснении ошибки уже дана верная трактовка: должна быть хотя бы одна подходящая пара. И логик соглашается: ну если бы так и было сказано, то я бы разумеется выбрал бы верные вариант. Цель второго уровня: показать, как можно манипулировать. Это отрабатывается на тренингах, а потом применяется при подписании договоров, продаже эффективных средств и прочего. Намеренно делаются неопределённости в маловажных пунктах и ведётся возня с ошалевшим клиентом, который старается показать себя знатоком. При необходимости он поощряется: "Да, видим вас не проведёшь, хотя мы и не намеревались. Наверное, вы опытны в этом деле. Давайте подробнее распишем процедуру начисления процентов в случае наводнения." Клиент доволен. Он в интеллектуальной элите. И подписывает... Вот provincialka не подпишет. И не пойдёт на поводу. Беру пример!
|