1) прогресс происходит скачкообразно — ещё вчера ты чего-то не понимал, а сегодня в голове щёлкнуло и ты стал на шаг ближе; ещё вчера у тебя пальцы делали какую-то ерунду вместо требуемого, а сегодня всё отлично
Это обусловлено механизмами обучения и запоминания. Память - сетевое свойство мозга модифицировать синаптические контакты, их количество, активность, локализацию, размеры, количество медиаторных каналов и т.д.. Есть ассоциативная ( кратковременная и долговременная) и не ассоциативная (импринтинг) память. В Вашем случае регулярные значимые, положительно подкрепленные, входящие стимулы (долговременная потенциация) задействуют глутаматергические синапсы с активацией гена, синтезирующего белок по их модификации.
Во сне, кстати, во время так называемого REM-сна, "память" - вся информация, гуляющая по контуру Пейпеза ( упрощенно: -> гиппокамп -> поясная извилина -> обучающиеся нейроны -> гиппокамп) "дефрагментируется" и сохраняется только значимая.
2) если одновременно работаешь над несколькими вещами, то "скачок" происходит одновременно (в несвязанных вещах!).
У Вас наблюдается тренированная высокоскоростная последовательная работа с несколькими задачами, создающая в мозге иллюзию одновременности.
Ученые давно занимаются исследованием многозадачности в работе мозга. В Университете Стэнфорда обнаружили, что те, кто привык концентрироваться на нескольких задачах сразу, хуже запоминают информацию, испытывают трудности в организации мыслей и не умеют отфильтровывать ненужную информацию.
https://news.stanford.edu/news/2009/aug ... 82409.htmlС чем это связано?
"Главное ограничение накладывает скорость обработки информации в префронтальной области коры, — говорит один из авторов исследования "Training improves multitasking performance by increasing the speed of information processing in human prefrontal cortex", опубликованном в журнале Neuron 2009;63(1):127-38, Пол Дакс (Paul Dux), — и что скорость эту можно существенно увеличить постоянной тренировкой и практикой. Иначе говоря, мы показали, что тренировка связанных с "думанием" частей нашего мозга существенно ускоряет их работу и позволяет быстро обрабатывать текущее задание, чтобы тут же переключиться на следующее".
С помощью магнитно-резонансного сканирования американским нейробиологам удалось выявить конкретные участки префронтального кортекса, которые по неизвестной причине создают искусственные задержки при одновременном выполнении нескольких задач. Например, если мозг получает две задачи на выполнение с временной разницей менее 300 мс, то он искусственно затормаживает выполнение второй задачи на время до 1000 мс, пока первая не закончена. Если же временной интервал между задачами превышает 1000 мс, то никакого "затормаживания" не наблюдается. Скорость срабатывания "предохранителя" можно повысить, если тренироваться, но только до порога в 300 мс.
В общем, мозг не решает две задачи параллельно, а быстро переключается с одной на другую, решая их последовательно.
Ученые из института INSERM в Париже исследовали функционирование префронтальной зоны коры мозга во время решения одной и более задач. Результаты МРТ показали, что при выполнении только одной задачи у человека происходит активная работа обоих полушарий головного мозга. Когда добавлялась вторая задача, то мозг разделял обязанности между двумя полушариями: левое полушарие отвечало за одну задачу, а правое независимо решало другую. Появление третьей нетривиальной задачи корой мозга игнорировалось.
"Решение трех задач ограничено тем, что мозг человека состоит только из двух полушарий, поэтому оно представляет собой проблему", – утверждает один из авторов работы, Этьен Кошлен.
http://science.sciencemag.org/content/328/5976/360В видео TED-Ed ограниченность мозга в многозадачности объясняется нехваткой энергии, чтобы одновременно справляться с двумя
или более мыслями.
https://youtu.be/5NubJ2ThK_U?list=PLJic ... gt-NYPUk1aВывод:
не перегружайте мозг и выполняйте пять правил умственного труда великого русского физиолога Н.Е.Введенского:
1. Постепенность
Во всякий труд надо входить постепенно.
2. Мерность
Второе условие плодотворности умственного труда заключается в мерности и ритме работы.
3. Последовательность
Привычная последовательность и систематичность деятельность.
4. Чередование
Чередование труда и отдыха.
5. Воспитание привычки
Воспитание в себе привычки к систематической работе.
https://professionali.ru/Soobschestva/b ... edenskogo/