Про Understanding вспомнился Лем :) Извините за длинные цитаты, там на самом деле всё читать надо, если кто-то ещё вдруг не :)
Цитата:
3. Настало время, когда мы, следуя названию этого раздела,
собираемся погрузиться в проблему, по сравнению с которой сущей
безделицей, попросту детской игрушкой выглядят все описанные в этой
книге устройства, включая и те, которые могут создавать миры. Мы
обходили эту проблему, придерживаясь разумной осторожности. Эту
осторожность не надо путать со страхом, однако честность требует от
нас признать, что и сие ощущение не было чуждо мотивам нашего
умолчания. Впрочем, к проблеме, в которую теперь, к сожалению, нужно
войти, мы подходили уже много раз, но всякий раз в последний момент
увертывались.
Мы прикидывались, будто вообще не замечаем той бездны, куда теперь
решились заглянуть. Мы говорим все это, чтобы подготовить читателя к
противоборству с загадкой, более таинственной, чем Сфинкс, а именно –
произнесем уж наконец это слово – к борьбе с проблемой значения, с
самой бездонной среди всех бездн.
...
Значение – это сущее бедствие структурной лингвистики и кибернетики,
не говоря уж о философах, которые хотя и претерпели от него множество
страданий, но уже ухитрились кое-как к нему привыкнуть. Над каждым,
кто в той или иной мере занимается языком в качестве специалиста,
висит, как дамоклов меч, проблематика, относящаяся к значению[135].
Где бы ни появилось значение, точная и строгая работа становится
невозможной – за ним выползают кошмары бесконечности, зыбкости,
неопределенности, а все квантованные, поэтапные, точные действия тонут
в наплыве проклятого смыслового мрака. Поэтому было придумано
неисчислимое количество способов помешать этому духу проникнуть туда,
где прежде всего нужна строгость. Действовали по-разному. Пожалуй,
лучше всего это удалось математикам, которые изгнали беса из своих
владений и закрыли за ним врата на все засовы, декретировав, что все,
чем они занимаются, вообще ничего не «значит» и является попросту
некой забавой, игрой в расстановку значков на бумаге, значки же эти ни
к чему, кроме друг друга, отношения не имеют.
...
Таким образом,
«безлюдность» языка сохранить невозможно, а тот, кто ее что есть силы
отстаивает, кончит вместе с бихевиористами, которые наложили
суровейший запрет на всякие рассуждения о психике в неэмпирико
физических терминах, кончит как человек, который пожелал детально и до
конца разобраться в ходьбе, но при этом, упаси боже, ни единым словом
не хотел обмолвиться о ногах и даже о возможности их существования.
("Сумма технологии", "Сомнения и антиномии")