Некогда (лет более десяти тому) я немного беседовал о Рихтере и Бахе с Андреем Гавриловым (у него в гостевой; не работает сейчас). Потом как-то я процитировал нашу беседу на одном форуме. Пожалуй, процитирую и здесь (вместе с частью текста с того форума).
Святослав Рихтер никогда не играл Гольдберг-вариации."Говорить о том, что Р.Тьюрек и А.Хюит - ведущие исполнительницы Баха на фоне того же С.Т.Рихтера - можно на очень предвзятом форуме." —
Святослав Рихтер никогда не играл ни Гольдберг-вариации ни Партиты. Почему — мне отвечал Андрей Гаврилов (в гостевой на его сайте). Приведу здесь ту нашу открытую переписку в его гостевой (пусть сохранится для истории, а то гостевая Андрея одно время была закрыта, я уж боялся, что удалена):
Андрей, здравствуйте.
Весьма вероятно, что вы говорили с Рихтером о Партитах Баха. Касался ли разговор того, почему Рихтер их не играл? Или всё же играл? В дискографии нету, в дневниках чуть только (ничего о неигрании).
И, аналогично, о Гольдбергах.
И о вашей записи Партит - будете записывать их?
Опус 1 Баха - нужно, Андрей, нужно :) в репертуаре есть у вас они, запишите, пожалуйста...
Дорогой Серж,
извините, что долго не мог ответить. Может быть, Вы знаете, что я сейчас в российском турне и был очень крепко занят.
Ваш вопрос о партитах интересен тем, что попадает в одну из центральных частей характера СТР.
У него было множество "credo", одно из основополагающих это никогда не исполнять и даже не учить произведения, которые часто исполняются и имеют "статус популярных". За очень редким исключением, когда он так любил произведение, что просто не мог его не сыграть.
Здесь и проявилось его отношение к партитам, которые всегда были более популярны, чем сюиты, поэтому он и отдавал предпочтение сюитам. Французские сюиты, которые я сыграл и записал, были планом Рихтера, где мы должны были опять пополам сыграть и записать сначала Французские сюиты, а затем Англиские. Ухудшившееся здоровье СТР не позволило нам воплотить его задумки, а я выучил его "порцию" да и всё записал.
Так что, конечно, мы говорили об этом и такова была его реакция на мой вопрос по отношению к партитам. Кроме того, сюиты и партиты были немножно не его жанром, он отдавал предпочтение чистой полифонии, а к сюитам относился с симпатией, но "мол когда руки дойдут".
По поводу Гольдберг вариаций та же история: Гульд сделал их невероятно популярной пьесой и только уже поэтому Рихтер никогда бы уже не стал играть произведение, где его немедленно бы начали сравнивать с другим крупным исполнителем. В этом отношении СТР одолевала очень часто совершенно "бесовская" гордыня. Подчас, быть с кем-нибудь сравниваемым было для него поводом для бешеного гнева.
Что касается меня, то я записал уже все партиты в 1993 году на DG, но запись была настолько безобразна с аккустической точки зрения (было предрождественское время, все звукоинженеры были в отпусках и мне дали глухого звукоинженера постпенсионного возраста в Ганновере), зал был лишён аккустики на 100 процентов, режиссёр беспомощен. Конечно, эту запись я забраковал. Это послужило одной из причин моего разрыва с DG. Так что если руки дойдут и я снова буду записываться, я обязательно запишу все партиты, которые я очень люблю.
АГ
Андрей, огромное спасибо!
Прояснили вопрос, на который я нигде (на форумах) не получил ответа. Думал уж даже, что Бах - "не его". Однако, Искусство Фуги, уж, полифонично весьма, а не играл. Ну да ладно, буду ждать ваших Партит. Успешных выступлений вам!
Искусство фуги он хотел, в плане должных работ стояло, не успел.
Он на ХТК и Шостаковиче как бы надломился. Кстати на этом и память повредил.
Я всегда ставлю на Бахе ноты, не хочу подобных последствий..
Записью СТР своей не был доволен, и правильно, много там ошибок аккустических ( то что в церкви писали, было самым большим просчётом ) и стилистических и пр.
В концертах у него с ХТК бывали отличные варианты. Но тогда очень трудно с Бахом было в отношении публики. Ему писали письма:"До каких пор Вы будете нас мучить своим Бахом?" А он назло - тоже его характер в чистом виде - вместо одного тома, давай оба играть:)
Вот он боролся так за Баха в 60-х в СССР и был молодцом! Но что-то в этой борьбе он сломал в себе.
АГ
Андрей, спасибо вам!
Искусство Фуги - есть ли в ваших планах?
Про запись ХТК Рихтера как-то встретил вот такое (цитата с одного из форумов):
"Что касается Рихтера, то мало кому известно, что он отрекся от своей записи Хорошо темперированного клавира. Рихтер не хотел, чтобы запись тиражировали, но его не послушали и выпустили огромное количество пластинок, которые по сей день стоят дома на полке у каждого музыканта. Факт отречения Рихтера от собственной записи Клавира сообщил мне уважаемый В. М. Радченков (слава ему!(с))"
Это действительно имело место - такое критическое мнение Рихтера о своей записи?
Дорогой Серж,
за 20 лет моих отношений с СТР
я ничего подобного не слышал.
Да, он был не очень доволен этой записью.
Но протест... Для СТР даже это слово было
дико, не только действие. Я думаю, что это
легенда. Он вообще считал, что если запись
не удовлетворяет, а каждому большому
музыканту свои записи почти никогда не
приносят удовлетворения, то о ней лучше
не вспоминать. Вот и всё.
За всю жизнь я помню только 3 случая,
когда СТР робко, но настойчиво протестовал:
это при хлопотах об Олеге Кагане, когда его
не выпускали из СССР, при такой же ситуации
со мной и против некоторых фотографий на его
пластинках ЕМИ - вот это его, действительно,
приводило в бешенство. Он очень внимательно
следил за оформлением каждой пластинки, а
у ЕМИ, в силу огромности фирмы, этот процесс
было невозможно проконтролировать. Это было
одной из важнейших причин, что СТР ушёл с ЕМИ.
И с тех пор оформление каждой его пластинки
проходило под его полным контролем, фирмы
боялись прецедента. Вот такой забавный был СТР
в этом отношении.
Искусство Фуги очень хочу сыграть и записать, но
сначала 2 тома ХТК и партиты.
Ваш
АГ
Сообщение на форуме DoctorHead