SpiderHulk, ответа на Ваш вопрос не знаю, но приведённый Вами рассказ напомнил мне весьма похожую историю. Цитирую отрывок из книги А.В. Волошинова "Пифагор":
Цитата:
Как и египетские жрецы, пифагорейцы запрещали употреблять в пищу бобы и даже прикасаться к ним. Ямвлих рассказывает, как однажды отряд из тридцати воинов сиракузского тирана Дионисия напал на дороге из Тарента в Метапонт на десятерых пифагорейцев. Завязался неравный бой, и вскоре безоружные пифагорейцы были вынуждены отступить, ибо, как говорит Ямвлих, «храбрость состоит в точном знании, когда и где силе уступить или противиться должно». Пифагорейцы отступили и легко оторвались бы от погони, но на пути им попалось поле, засеянное бобами. Свято следуя заветам учителя, они не могли ступить на это поле, вновь приняли неравный бой, и все погибли. Остывшие после боя сиракузяне весьма огорчились, что никого не взяли в плен, и тут им попались еще двое пифагорейцев — кротонец Милиас со своей беременной женой Тимихою. Сиракузские разбойники пленили безвинную пару и препроводили их к Дионисию. Тиран выразил лицемерное сожаление о случившемся и пригласил Милиаса быть его соправителем. Получив твердый отказ, Дионисий сказал: «Ответствуйте мне только на один вопрос, после чего отпущу я вас с честью и славою домой: почему ваши друзья предпочли смерть бегству через бобовое поле?» «Друзья мои, — отвечал Милиас, — решили лучше умереть, нежели прикоснуться к бобам; а я скорее умру, чем объявлю причину, по которой мы к бобам не прикасаемся».
Любезность Дионисия иссякла, а любопытство, напротив, разгорелось, и он приказал принести орудия пыток. Начать решено было с несчастной Тимихи, а муж ее должен был смотреть на муки своей жены. Однако, исполненная геройского духа, пифагореянка упредила палачей: она откусила себе язык и плюнула его в лицо тирану — теперь она ничего уже не сможет сказать ему!
К сожалению, у нас нет уверенности в том, что этот подвиг пифагореянки не есть лишь красивая легенда. Настораживает и тот факт, что эту же историю описал за сто лет до Ямвлиха и Диоген Лаэртский, у которого на месте пифагореянки Тимихи оказывается элейский философ Зенон, автор знаменитых апорий. Но бесспорным остается то, что и Диоген, и Ямвлих рисуют философов людьми высочайшей нравственной силы. Бесспорным является то, что обожаемая философами мудрость не только просветляет их разум, но и очищает душу, возносит ее на недосягаемые высоты и делает возможными поступки, невозможные для других.
Не эта ли легенда в преображённом виде легла в основу Вашего рассказа?