Хочу задать такой вопрос. Возможно он будет не совсем обычным. Прошу не расценивать этот вопрос, как пропаганду мракобесия. Я ничего не пропагандирую, я просто задаю вопрос. Прошу ответить без эмоций, по существу, без флуда.
Был такой философ - Анри Бергсон, представитель т.н. интуитивизма. Я его когда-то пытался читать. В интернете, из довольно приличных источников я узнал, что идеи Бергсона как-то повлияли на Эйнштейна, якобы Эйнштейн нашел в них что-то полезное для себя.
Также я узнал, что советский биолог Александр Любищев написал какую-то работу по сочинению Бергсона "Творческая эволюция", то есть Любищев вроде тоже нашел в идеях Бергсона что-то полезное для себя. В интернете я не нашел этой работы Любищева.
Поэтому у меня вопрос такой. Мне интересно, что полезного могли найти Эйнштейн и Любищев в работах Бергсона? Что полезного может найти современный мыслящий человек в творчестве Бергсона? Может это какой-то другой способ познания мира, не совсем рациональный, интуитивный? Именно этот другой способ меня очень интересует.
Например, Эйнштейну принадлежат такие слова.
"Если не грешить против разума, нельзя вообще ни к чему прийти" (эту цитату я нашел в одном учебнике по философии, в других книгах она также встречается).
Я не знаю, что имел в виду Эйнштейн, может мне кто-то объяснит, но мне эти слова напомнили такую цитату из Бергсона:
Цитата:
Напрасно мы стараемся вместить живое существо в те или другие рамки. Все они распадаются, ибо все они слишком узки, а главное, недостаточно гибки для этого. Наша мысль, столь уверенная в себе, когда она имеет дело с неодушевленными предметами, теряет эту уверенность на этой новой почве. Трудно было указать какое-нибудь биологическое открытие, обязанное чистому рассуждению. И чаще всего, когда опыт, наконец, показал нам, каким образом жизнь достигает известного результата, мы находим, что именно о таких приемах мы никогда не думали.
Вот еще одна цитата Бергсона, которая возможно поможет раскрыть мой вопрос.
Цитата:
наша мысль, в своей чисто логической форме, не способна представить себе действительную природу жизни, глубокий смысл эволютивного движения. Жизнь создала мысль в определенных обстоятельствах для воздействия на определенные предметы; мысль только эманация, один из видов жизни, – как же может она охватить жизнь? Мысль – только один из этапов эволютивного движения, – как же применить ее к эволютивному движению в целом? С таким же правом можно было бы утверждать, что часть равна целому, что действие поглощает в себе свою причину, что камень, оставленный волною на морском берегу, изображает форму волны.
Может чуть позже я приведу еще некоторые цитаты Бергсона.
А здесь можете почитать введение в работу Бергсона "Творческая эволюция". Может это вам поможет. Спасибо.
http://www.psylib.org.ua/books/bergs01/txt00.htm