Сознание не матерально. Как только мы даём какое-либо объективное определение сознанию и начинаем изучать его с помощью приборов, проводя те или иные эксперименты и обрабатывая результаты накопленных данных - мы получаем научную теорию; она объективна, она описывает некий объект, который мы назвали сознанием (это может быть работа мозга, инлеллект, поведение, эмоции) - но это не есть настоящее сознание, воспринимаемое нами субъективно! Мы можем убеждать себя в том, что исследуем таким образом сознание - но в душе-то мы всё равно будем чувствовать, что занимаемся самообманом. У каждого из нас есть нечто, принадлежащее только нам и недоступное окружающим, что-то такое, что всегда было с нами и будет всегда и что никто не сможет нас отнять; некая единственная вещь, с которой мы взаимодействует неподсредственно, без приборов, без посредства органов чувств - вот это и есть то, что следует называть сознанием. Только мы сами можем изучать своё собственное сознание, оно поддаётся субъективному наблюденому, но не подвластно объективным экспериментам. Вряд ли найдётся человек, который будет отрицать, что у него нет сознания. Более того, для любого человека его собственное сознание - это единственная вещь, в существовании которой он может быть абсолютно уверен. Всё остальное, воспринимаемое через органы чувств, может оказаться обманом. Тут не требуется никакой веры, достаточно понаблюдать за самим собой.
Следовательно, сознание не только существует у человека с момента его зачатия и пребывает с ним до момента его смерти, оно имеется у человека
до его рождения и остаётся с ним
после его смерти. Сознание любого живого существа есть неотъемлемая его часть. Это характеристика его души, а не мозга и не тела. Живое наделено способностью изменять законы природы, причём делать это целенаправленно. Вот эта целенаправленность живого организма есть результат работы его сознания.