2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
 Re: Угловая скорость твердого тела вокруг главных осей инерции
Сообщение28.04.2016, 18:46 


25/02/11
123
Munin
Да-да оно всегда так кажется, мол сейчас сяду и сделаю за 5 минут. Но потом обязательно возникают какие-то непредвиденные трудности, а потом ещё и ещё и вот так неделя прошла, а задача не решена. Через неделю попробую вашу идею.

 Профиль  
                  
 
 Re: Угловая скорость твердого тела вокруг главных осей инерции
Сообщение28.04.2016, 18:48 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Вы в Maple чего не можете сделать? Найти векторное произведение? Или тензорное? Или обратную матрицу?

 Профиль  
                  
 
 Re: Угловая скорость твердого тела вокруг главных осей инерции
Сообщение28.04.2016, 19:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/04/16
2395
Снаружи ускорителя
Ну так этого почти достаточно для применения условий Эккарта (Эккарта-Сейвица). Колебания от вращений вообще-то отделяются весьма плохо (в общем случае вообще не отделяются), и в случае когда колебания весьма малы, эти условия собственно реализуют минимизацию колебательно-вразщательного взаимодействия. Они заключаются в следующем:
1. очевидно, отделить ц.м. Очевидно, что $\vec{v}_{CM} = \frac{\sum_{i} m_i \vec{v}_i}{\sum_{i} m_i }$. Посчитать это не сложно :D
2. у Вас осталось разделить вращение и колебания, которые как раз не делятся. Поэтому берете референсную геометрию (логично, что это равновесная геометрия, т.е. отвечающая наименьшей энергии), ну или хотя бы положения атомов в начальный момент времени. Пусть эта геометрия задана векторами $\vec{r}_i^0$, причем $\vec{r}_{CM}^0=0$. Отделим и для рассматриваемой конфигурации траектории ц.м. для координат получив набор векторов $\{\vec{r}_i', \vec{v}_i'\}$. Тогда Вы ориентируете систему координат для этих векторов так, чтобы
$\sum_i m_i [\vec{r_i^0} \times \vec{r_i}^{EF}] = 0$, где $\vec{r_i}^{EF}$ -- положения атомов в финальной системе координат. Найти матрицу преобразования, переводящую $\{\vec{r}_i', \vec{v}_i'\}$ в $\{\vec{r}_i^{EF}, \vec{v}_i^{EF}\}$ можно например из системы линейных уравнений, получаемой из вышестоящего условия. Код с LAPACK-ом каким-нть на чем угодно пишется по-идее весьма просто.
Ну и соответственно, $[\vec{\omega} \times \vec{r}_i^{EF}] = \vec{v}_i - \vec{v}_{CM} - \vec{v}_i^{EF}$, а это -- простое линейное уравнение на компоненты $\vec{\omega}$.
А вообще численный пример с подробным разбором (как раз для молекулки воды) можно найти в Банкере-Йенсене (Симметрия молекул и спектроскопия).

 Профиль  
                  
 
 Re: Угловая скорость твердого тела вокруг главных осей инерции
Сообщение28.04.2016, 19:28 


25/02/11
123
Munin
Заклевали вы меня :mrgreen:
Изображение
На вид очень даже неплохо, к сожалению проверить это никак нельзя. Но что мне нравится так это их явная компланарность, особенно хорошо видно если нарисовать их отдельно:
Изображение

 Профиль  
                  
 
 Re: Угловая скорость твердого тела вокруг главных осей инерции
Сообщение28.04.2016, 19:32 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
madschumacher
А с формулой $\omega_k=I^{-1}_{ik}M_i$ что не так? Понятно, что мы здесь берём не референсный $I_{ik},$ а текущий, ну хоть что-то. Впрочем, в статье может подразумеваться как раз референсный... :-(

 Профиль  
                  
 
 Re: Угловая скорость твердого тела вокруг главных осей инерции
Сообщение28.04.2016, 19:43 


25/02/11
123
Munin
Кстати если все три $\omega\times r_i$ взвесить и сложить, полученный вектор будет на 6-7 порядков меньше чем сами $\omega\times r_i$. Это мне тоже очень-очень нравится.

 Профиль  
                  
 
 Re: Угловая скорость твердого тела вокруг главных осей инерции
Сообщение28.04.2016, 19:45 
Заслуженный участник


20/08/14
11879
Россия, Москва
_genius_ в сообщении #1119030 писал(а):
Может оно сначала летело в одну сторону, а потом развернулось.
Твёрдое тело не может развернуться (или изменить вращение) без воздействия внешних сил. Если части тела перемещаются относительно друг друга, то будут и изменения вращения и колебания траектории, но это опять же всё усреднится (если перемещения регулярны - вибрации). А обеспечить отсутствие внешних сил тривиально - я же предлагал считать симуляцию в будущее, вы сами выбираете какие силы обсчитывать.
Пожалуй я снимаю свою идею, она становится слишком сложной и требует дополнительную информацию.

 Профиль  
                  
 
 Re: Угловая скорость твердого тела вокруг главных осей инерции
Сообщение28.04.2016, 19:53 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/04/16
2395
Снаружи ускорителя
Munin
Все с ней в порядке. Колебания и вращения не разделяются целиком для молекул, всегда есть не нулевое кол-вр взаимодействие. Можно по-разному их делить. Условия Экк.-просто минимизирует его. В главных осях же оно будет просто больше по величине.

 Профиль  
                  
 
 Re: Угловая скорость твердого тела вокруг главных осей инерции
Сообщение28.04.2016, 20:00 


25/02/11
123
Munin
Вот кстати в статье тензор почему-то получается диагональный, а у меня нет. Придется немного модифицировать формулу, благо ПФ у меня считаются для каждого направления и атома отдельно.

-- Чт апр 28, 2016 20:40:45 --

В общем всех благодарю, когда реализую решение Munin будет видно, решаема была проблема в принципе или нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Угловая скорость твердого тела вокруг главных осей инерции
Сообщение28.04.2016, 22:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
madschumacher в сообщении #1119069 писал(а):
Колебания и вращения не разделяются целиком для молекул, всегда есть не нулевое кол-вр взаимодействие.

А, в смысле, в динамике?

_genius_ в сообщении #1119070 писал(а):
Вот кстати в статье тензор почему-то получается диагональный, а у меня нет.

Ну поверните с.к., делов-то.

 Профиль  
                  
 
 Re: Угловая скорость твердого тела вокруг главных осей инерции
Сообщение28.04.2016, 22:32 


25/02/11
123
Munin
Я не повернул, а сместил и точки с диагональным тензором (т.е. в которые надо перенести начало координат) оказались над и под центром масс:
Изображение
Почему так? Я ничего не понимаю :mrgreen: Интуитивно кажется что такая точка должна быть одна и она должна совпадать с ЦМ.
И не подскажите как именно надо повернуть чтобы $I = 0$? Опять составлять систему уравнений и решать или можно попроще?

 Профиль  
                  
 
 Re: Угловая скорость твердого тела вокруг главных осей инерции
Сообщение28.04.2016, 22:42 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
_genius_ в сообщении #1119130 писал(а):
Я не повернул, а сместил

Изображение
Вы бы за осмысленностью своих собственных действий следили...

-- 28.04.2016 22:42:55 --

_genius_ в сообщении #1119130 писал(а):
Интуитивно кажется что такая точка должна быть одна и она должна совпадать с ЦМ.

А неинтуитивно есть теорема Штейнера, которая говорит, что менять тензор можно, но нет смысла, всё равно его придётся вернуть к ц. м.

-- 28.04.2016 22:43:22 --

_genius_ в сообщении #1119130 писал(а):
И не подскажите как именно надо повернуть чтобы $I = 0$?

Как он может быть равен нулю?

 Профиль  
                  
 
 Re: Угловая скорость твердого тела вокруг главных осей инерции
Сообщение28.04.2016, 22:46 


25/02/11
123
Munin
Пардон, не так выразился, имел в виду $I_{i,j} $ с индексами $i \neq j$ равно нулю.

-- Чт апр 28, 2016 22:46:55 --

Munin
Цитата:
есть теорема Штейнера

О вспомнил такую, да.

-- Чт апр 28, 2016 22:55:25 --

Так можно как-то попроще чем с системой уравнений или нет? Мне просто потом это ещё программно реализовывать, а пакета с решалкой нелинейных систем (особенно с синусами-косинусами) у меня нет, придется самому писать. Как я понимаю надо поочередно умножить вектора на три матрицы поворота, затем подставить получившееся в те элементы I, которые должны быть равны 0. В итоге получится 3 уравнения с тремя неизвестными (углами). Если можно только так, то уж лучше тогда забить на это дело и пользоваться тензором в общем виде.

-- Чт апр 28, 2016 23:25:02 --

К тому же решений у такого уравнения просто ТЬМА http://rghost.net/7fD5bSwvJ/image.png
И все правильные, т.е. при подстановке повернутых векторов в тензор он действительно становится диагональным.

 Профиль  
                  
 
 Re: Угловая скорость твердого тела вокруг главных осей инерции
Сообщение28.04.2016, 23:44 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
_genius_ в сообщении #1119141 писал(а):
Пардон, не так выразился, имел в виду $I_{i,j} $ с индексами $i \neq j$ равно нулю.

Чтобы диагонализировать тензор, надо найти его собственные векторы, и привести к базису собственных осей. Maple это тоже умеет делать (как и LAPACK, разумеется).

_genius_ в сообщении #1119141 писал(а):
К тому же решений у такого уравнения просто ТЬМА http://rghost.net/7fD5bSwvJ.view

И все правильные, т.е. при подстановке повернутых векторов в тензор он действительно становится диагональным.

Ну да. Но достаточно взять нормированные. И останется три системы, совпадающие с точностью до перестановки между собой. Ну ещё с точностью до знаков.

 Профиль  
                  
 
 Re: Угловая скорость твердого тела вокруг главных осей инерции
Сообщение29.04.2016, 00:01 


25/02/11
123
Munin
Ну вот есть у меня собственные значения и векторы, что дальше-то с ними делать? Как от них перейти к а) диагональному тензору б) соответствующей матрице поворота, чтобы потом повернуть скорости и координаты.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 85 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group