Давно размышляю над методами, помогающими в научно-исследовательской работе.
Некоторые эвристические методы генерации гипотез (идей) для решения научных задач:
I. Работа с исходными предпосылками (аксиомами) теории. I.1. Аксиоматизация. Предложить аксиомы из которых логически следует объяснение фактов какой-либо предметной области, а также предсказание новых фактов. Аксиоматическое построение теории многими учеными считается высшим пилотажем в науке. Более мелкая проблема: предложить более удачную систему аксиом к уже существующей аксиоматической теории.
I.2. Изменение аксиом. Изменение одной или нескольких предпосылок (аксиом) в уже существующей аксиоматической теории, после чего по аналогии строится новая теория.
I.3. Обобщение аксиом. Обобщение одной или нескольких исходных предпосылок (аксиом) существующей теории. В какой-то степени, является разновидностью п. I.2.
II. Поиск аналогий (подобия, равенства отношений, сходства предметов, явлений, процессов, величин и т.п.).II.1. Нахождение аналогий в формулах и теоремах. В математике поиск аналогий – основной метод доказательства теорем и вывода формул на основе установленных ранее результатов.
II.2. Нахождение аналогий в процессах, протекающих в объектах различной природы.Если найдена общность процессов, то процессы в одном объекте могут быть исследованы, изучая процессы в другом объекте, возможно, такая замена окажется полезной, удается использовать ранее разработанные методы.
III. Обобщение (расширение) или сужение объекта исследования до частного случая.III.1. Обобщение объекта исследования. Введение в рассмотрение более общего объекта, чем исследованные ранее, таким образом, новая теория охватит предыдущие исследования как частный случай.
III.2. Сужение объекта исследования. Исследование важного частного случая, для которого удается получить более интересные результаты, чем дает общая теория.
IV. Расширение области применения метода.Использование уже существующих методов в других областях или задачах.
V. Гибридизация.Создание смешанных методов и технологий.
Более подробно см. здесь
http://prof-uskov.livejournal.com/2249.htmlХотелось бы услышать критическое мнение людей причастных к науке.