Делал недавно небольшую халтурку: эссе "Доказательства бытия божия на примере Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского".
Надо сказать, усилия этих "служителей культа" вызвали определенное уважение -
это были серьезные попытки построить всеобщие онтологические системы, используя самодостаточность (у Ансельма) и опыт (у Фомы).
Будучи материалистом (слегка воинствующим

), частенько размышляю и на общие темы:
познаваемость реальности, солипсизм и скептицизм и т.д.
Идеи богословов побудили и меня поделиться своими.
Вот пара интересных соображений, буду рад услышать лютую критику.
1. Признано, что реальность имеет
структуру. Понятие это, похоже, неопределяемое (?),
но интуитивно ясное и используемое всеми: и материалистами, и верующими.
А что есть противоположность структуре? Чистый хаос,
"белый шум".
Известна теорема, связывающая спектр шумового сигнала и его мощность. Спектр белого шума - константа.
Интегрируя её по всем частотам, получаем
бесконечность, а именно - бесконечную мощность, что невозможно.
Таким образом, из довольно общего предположения об ограниченности потоков энергии
в нашей реальности получаем её структурность, упорядоченность (хотя бы частичную).
2. Замахнемся теперь на большее - на доказательство
материальности мироздания.
Для этого примем за аксиому существование
сознания, как акта отражения, отображения одной части
реальности в другой. Заметьте, пока бытие может быть и чисто математическим, и идеалистическим.
Без всяких дополнительных предположений, имеем эффект
само-осознания, когда часть реальности
осознает сама себя. В идеальном (духовном) или математическом мире этот процесс может быть рекурсивным, бесконечным.
Вот тут я не знаю как, но наверняка можно обнаружить противоречие. Скажем, признать, что акт сознания
увеличивает реальность,
добавляя к ней новое содержание. Бесконечная рекурсия сознания привела бы к взрыву мироздания, или чему-то подобному.
А ограниченность, неидеальность любых рекурсивных процессов -
характеристика
материальной, физической реальности. Значит, она существует
