Сразу предупреждаю, я полный профан в области физики. :)
Насколько я понимаю, Земля и космонавт становятся неравноправны на тех участках пути, где имеется ускоренное движение. (Космонавт испытывает перегрузки, а Земля — нет.) Это и приводит к тому, что часы космонавта по возвращении отстают.
...Во всяком случае, так я всегда думал — и не заморачивался. Однако в русскоязычной :) Википедии по этому поводу говорится кое-что интересное:
Википедия писал(а):
Эффект релятивистского замедления времени был сформулирован Альбертом Эйнштейном в его работе 1905 года в виде следующей теоремы:
Цитата:
Если в точке А находятся двое синхронно идущих часов, и мы перемещаем одни из них по замкнутой кривой с постоянной скоростью до тех пор, пока они не вернутся в А (на что потребуется, скажем, t сек), то эти часы по прибытии в А будут отставать по сравнению с часами, остававшимися неподвижными…[1]
В форме парадокса этот эффект сформулировал в 1911 году Поль Ланжевен[2]. Придание парадоксу наглядной истории космического путешествия сделало его популярным, в том числе и в ненаучных кругах. Сам Ланжевен считал, что объяснение парадокса связано с ускоренным движением путешественника, которое необходимо для его возвращения на Землю.
Следующим анализ парадокса предпринял Макс фон Лауэ в 1913 году[3]. С его точки зрения важны не этапы ускорения путешественника, а сам факт смены им инерциальной системы отсчёта при возвращении на Землю.
После создания Общей теории относительности Альберт Эйнштейн в 1918 году объяснил парадокс при помощи факта влияния гравитационного поля на ход времени[4].
Цитата:
В самом деле, согласно общей теории относительности, часы идут тем быстрее, чем больше гравитационный потенциал в том месте, где они находятся.
Затем, в 1921 году простое объяснение, основанное на инвариантности собственного времени, предложил Вольфганг Паули[5].