2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
 теория игр, угадывание числа
Сообщение14.03.2015, 20:02 


30/03/12
130
Доброго времени суток. Нужно найти оптимальные стратегии обоих игроков в угадайке... Правила:
Первый игрок загадывает число от 1 до 100 включительно. Второй пытается это число угадать. Если угадывает - получает 100 очков от первого игрока, иначе отдаёт 1 очко первому игроку и получает подсказку - больше или меньше загаданное число названного.
Подобраться к решению не получилось... Выяснил, что топорно решить игру по матрице не выйдет. Поскольку число стратегий отгадывающего равно $f(n)=\sum\limits_{k=0}^{n-1}f(k) f(n-k-1)=\frac{(2 n)!}{n! (n+1)!}\to f(100)>10^{56}$
Не сложно рекурсивно составить матрицу игры, но игра не является рекурсивной, пытаясь свести игру с бОльшим диапазоном к играм с меньшим, приходим к варианту, когда загадывающий может менять загаданное число в оставшемся диапазоне.
Втупую нашёл решения для маленьких диапазонов(до 13 включительно), прикладываю их к сообщению:
ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение
ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение
ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение
здесь в первых двух ячейках первой строки содержится цена игры. Ниже в первом столбце стратегии первого игрока, а во втором частота их использования. Остальные столбцы - это стратегии второго игрока, а над ними частота их использования. Например: при загадывании числа от 1 до 5, четвёртый столбец матрицы говорит, что нужно с вероятностью 1/18 выбирать стратегию по которой начинаешь отгадывать с числа 2, если загаданное число меньше. то во второй раз выбирать 5, а если и там не угадал, то 4. Т.е. на пересечении выбранных чистых стратегий первого и второго игрока находится выигрыш второго игрока.

 Профиль  
                  
 
 Re: теория игр, угадывание числа
Сообщение14.03.2015, 20:16 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/05/06
13438
с Территории
Как соотносится то, что Вы делаете, с обычным тупым делением пополам?

 Профиль  
                  
 
 Re: теория игр, угадывание числа
Сообщение14.03.2015, 20:30 


30/03/12
130
ИСН в сообщении #990339 писал(а):
Как соотносится то, что Вы делаете, с обычным тупым делением пополам?

никак, деление пополам позволяет гарантировать наилучший минимальный выигрыш, но в среднем даёт худший результат начиная с n=4(с=3, если первый игрок не использует оптимальную стратегию, а играет против половинного деления).

 Профиль  
                  
 
 Re: теория игр, угадывание числа
Сообщение14.03.2015, 20:36 
Аватара пользователя


21/09/12

1871
Euler7 в сообщении #990332 писал(а):
приходим к варианту, когда загадывающий может менять загаданное число в оставшемся диапазоне.

Это как? Загадал сначала, потом менять ни-ни. Или объясните, что Вы имели ввиду.

 Профиль  
                  
 
 Re: теория игр, угадывание числа
Сообщение14.03.2015, 20:46 


30/03/12
130
atlakatl в сообщении #990348 писал(а):
Это как? Загадал сначала, потом менять ни-ни. Или объясните, что Вы имели ввиду.

это если пытаться не всю матрицу строить и просчитывать, а разбить на мелкие матрицы, из которых она состоит и подставить туда суммы игр для тех матриц. Это не даёт оптимальной стратегии для нашей игры, а даёт для игры, в которой первый игрок может менять число после каждого раунда в оставшемся диапазоне. Например:
интервал [1;10]. первый загадал 10. второй угадывает 5, первый отвечает "больше". остался диапазон [6;10], теперь первый игрок загадывает число из этого диапазона.

Эти две игры различны, легко в этом убедиться просто сравнив сумму такой игры с изначальной для конкретного n.

 Профиль  
                  
 
 Re: теория игр, угадывание числа
Сообщение14.03.2015, 20:51 
Аватара пользователя


21/09/12

1871
Euler7 в сообщении #990352 писал(а):
Эти две игры различны, легко в этом убедиться просто сравнив сумму такой игры с изначальной для конкретного n.

Так определитесь, какую игру Вы разбираете и предлагаете для обсуждения.

 Профиль  
                  
 
 Re: теория игр, угадывание числа
Сообщение14.03.2015, 21:03 


30/03/12
130
atlakatl в сообщении #990354 писал(а):
Так определитесь, какую игру Вы разбираете и предлагаете для обсуждения.

Это предельно чётко написано:
Цитата:
Первый игрок загадывает число от 1 до 100 включительно. Второй пытается это число угадать. Если угадывает - получает 100 очков от первого игрока, иначе отдаёт 1 очко первому игроку и получает подсказку - больше или меньше загаданное число названного.

 Профиль  
                  
 
 Re: теория игр, угадывание числа
Сообщение14.03.2015, 21:36 
Аватара пользователя


21/09/12

1871
Euler7 в сообщении #990362 писал(а):
Это предельно чётко написано

Пошли на второй круг?
Просто, не "предельно чётко", скажите: может первый игрок поменять число в ходе угадывания или нет.

 Профиль  
                  
 
 Re: теория игр, угадывание числа
Сообщение14.03.2015, 21:42 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/05/06
13438
с Территории
Один студент © поселился в общаге, а потом как-то на каникулы поехал домой. Соседей, чтобы ключ от комнаты передать, дома не было, но он нашёлся: повесил ключ в комнате на гвоздик, куда они его обычно вешали, захлопнул дверь, снаружи оставил записку и радостный поехал домой. Приезжает, а соседи на него с кулаками:
- Где ключ, собака?
- Вы чё, ребята? Там же предельно чётко написано: "ключ где обычно".

 Профиль  
                  
 
 Re: теория игр, угадывание числа
Сообщение14.03.2015, 22:11 


30/03/12
130
atlakatl в сообщении #990380 писал(а):
Просто, не "предельно чётко", скажите: может первый игрок поменять число в ходе угадывания или нет.

Не может. Та в которой может решена, решение выше описано. Решать надо ту что описана в самом начале, без дополнительного условия о смене загаданного числа в каждом раунде.

 Профиль  
                  
 
 Re: теория игр, угадывание числа
Сообщение14.03.2015, 22:47 
Аватара пользователя


21/09/12

1871
Euler7, не паясничайте. Никто Вам здесь ничего не должен.
Предлагаю для начала упростить задачу. Первый игрок загадывает числа среди $(1; 2; 3; 4)$.

 Профиль  
                  
 
 Re: теория игр, угадывание числа
Сообщение14.03.2015, 22:53 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Лучше от 1 до 10, может?

 Профиль  
                  
 
 Re: теория игр, угадывание числа
Сообщение14.03.2015, 22:58 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/05/06
13438
с Территории
Нет, не лучше. Давайте поймём на примере чисел до 4, какова оптимальная стратегия отгадывания и намного ли она лучше деления пополам.

-- менее минуты назад --

Лучше 7, оно пополам делится ловчее. И опять же, компромисс между 4 и 10. Да, точно, Euler7, расскажите. Вот первый загадал число от 1 до 7. Что делает второй?

 Профиль  
                  
 
 Re: теория игр, угадывание числа
Сообщение14.03.2015, 23:23 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
ИСН в сообщении #990414 писал(а):
Лучше 7, оно пополам делится ловчее.
Думал, это, наоборот, плохо. Но посмотрим сначала, действительно.

 Профиль  
                  
 
 Re: теория игр, угадывание числа
Сообщение14.03.2015, 23:41 


30/03/12
130
atlakatl в сообщении #990410 писал(а):
Euler7, не паясничайте. Никто Вам здесь ничего не должен.

Хорошо, вы правы, прошу прощения.
ИСН в сообщении #990414 писал(а):
расскажите. Вот первый загадал число от 1 до 7. Что делает второй?

пытается угадать это число:
первый - загадывает число 3
второй - 4
первый - меньше
второй - 2
первый - больше
второй - 3
игра окончена, второй игрок получает 5 очков за отгадку с третьего раза(максимум 7 - за отгадку с первого раза).
ИСН в сообщении #990414 писал(а):
Лучше 7, оно пополам делится ловчее. И опять же, компромисс между 4 и 10.

похоже при $n=2^n-1$ стратегия половинного деления не проигрывает, если первый игрок придерживается оптимальной стратегии.
Оптимальная стратегия загадывающего \left\{\frac{2}{9},\frac{1}{9},\frac{1}{9},\frac{1}{9},\frac{1}{9},\frac{1}{9},\frac{2}{9}\right\} - т.е. с вероятностью 2/9 загадать 1, с вероятностью 1/9 загадать 2 и т.д. Она получена построением матрицы игры и симплекс-методом в матпакете. Т.о. цена игры будет $\frac{49}9$, как и при оптимальных стратегиях с обеих сторон.
Однако оптимальной стратегией половинное деление считаться не может, поскольку если первый игрок отойдёт от своей стратегии и выберет стратегию \left\{\frac{1}{4},0,\frac{1}{4},0,\frac{1}{4},0,\frac{1}{4}\right\}, то средний выигрыш второго игрока упадёт до 5.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 77 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group