1). В системе покоя Земли автомобиль c массой
разогнался от нулевой начальной скорости до скорости
Вычислите в общем виде по формулам нерелетявистской механики энергию бензина
затраченную на этот разгон. (Все условия считайте идеальными, т.е. всякими потерями пренебрегаем, считаем, что вся энергия
превратилась в кин. энергию автомобиля).
Изначально покоившийся в СО Земли автомобиль массой
разогнался до скорости
, затратив на собственное ускорение энергию
.
2) Аналогичная, но другая задача: в системе покоя Земли автомобиль c массой
разогнался от заданной начальной скорости
(например, 10 м/c) до заданной конечной скорости
(например, 20 м/c). При той же идеализации, что и выше, вычислите в общем виде по формулам нерелетявистской механики энергию бензина
затраченную на этот разгон.
Тот же покоившийся в СО Земли автомобиль массой
разогнался до скорости
, затратив на собственное ускорение энергию
. Откуда находим дополнительно затраченную энергию
для ускорения от
до
. Оно и понятно – при дальнейшем ускорении, для преодоления собственной инерции автомобиля приходится увеличивать расход топлива. Отсюда и увеличение расхода энергии
.
Теперь представим, что тот же автомобиль массой
изначально установлен на покоящейся в СО Земли ж/д платформе массой
. Затем автомобиль разгоняется до скорости
относительно платформы.
Находим скорость автомобиля (вправо)
в СО Земли после его ускорения:
и скорость платформы (влево)
в СО Земли после ускорения автомобиля:
Эти скорости взаимосвязаны формулами
и
. Теперь находим кинетическую энергию автомобиля в СО Земли:
и кинетическую энергию платформы:
Отсюда находим затраченную автомобилем энергию:
Теперь затраченная энергия несколько уменьшилась, что тоже вполне понятно – чем менее массивна платформа, тем проще для автомобиля выполнить заданное условие – ускориться до
относительно платформы.
Далее представим, что платформа с покоящемся на ней автомобилем движется вправо со скоростью
. Согласно принципу относительности, после ускорения автомобиля, его скорость в СО Земли теперь составляет
, скорость платформы в СО Земли
. Поскольку эти приращения скорости не зависят от начальной скорости платформы
, делаем вывод – затраченная энергия на ускорение автомобиля
остается неизменной и не зависит от скорости движения платформы.
В то же время, приращение кинетической энергии автомобиля
в СО Земли несомненно зависит от начальной скорости
:
и это как раз та энергия, которую необходимо было бы дополнительно затратить автомобилю, если бы он изначально двигался со скоростью
по земле, а не на платформе.
Вот как-то так, в моем понимании