2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 
Сообщение18.01.2008, 18:27 
Супермодератор
Аватара пользователя


29/07/05
8248
Москва
shwedka писал(а):
Мне кажется, что более содержательная задача в условиях такого эксперимента могла бы быть такая.

Хорошая задача для курса математической статистики. А первоначальная постановка используется в самом начале курса теории вероятностей, при знакомстве с базовыми свойствами событий.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение18.01.2008, 18:56 
Заслуженный участник


15/05/05
3445
USA
Архипов писал(а):
Нет возражений против Ваших утверждений. Но Вы косвенно указываете на то, что можно усомниться в достоверности второго условия и что тогда делать? Правильного решения не получить?
Я имел в виду вовсе не достоверность второго условия, а его практическую реализуемость. Теоретически 99 решек подряд возможны. По крайней мере никаких научных законов, которые бы это запрещали, я не знаю. Между прочим, в университетском курсе теории вероятностей специально подчеркивается, что невозможное событие имеет вероятность 0. Но не всякое событие, имеющее вероятность 0, невозможно. В дальнейшем, научившись решать задачи по теории вероятностей, можно перейти к задачам математической статистики. Например, к задаче, которую предложила shwedka.

Архипов писал(а):
Задача: "вероятности орла и решки в любом из бросков монеты одинаковы и равны 1/2. Сделано 99 бросков и все выпали решки. Выполняем 100-ый бросок. Какова вероятность выпадения орла в 100-м броске?"
Смотрим первое условие - там ответ: в любом броске....1/2.
Зачем тогда дан факт "99 решек"? Просто для того, чтобы сбить с толку?
Для того, чтобы учащийся понял, что конкретное значение числа во втором условии не важно, даже если это число - 99.

Архипов писал(а):
Я исходил из принципа необходимости и достаточности условий в задаче: первое условие в рассматриваемой задаче необходимо и достаточно для ответа на вопрос задачи. Второе условие на ответ не влияет, то есть лишнее. Зачем тогда оно в задаче присутствует? Если его убрать, ответ будет прежним, но и задача рассыплется, так как явно будет видна тавтология.
Т.е. Вы сами пришли к выводу, что 2-е условие вовсе и не лишнее. Формально можно было бы заменить "99 решек" на "N решек". Но это было бы слишком явной подсказкой.


P.S. Мне кажется, эта тема должна быть в разделе "Помогите разобраться", а не в "Дискуссионных".

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение18.01.2008, 20:12 
Экс-модератор
Аватара пользователя


30/11/06
1265
Yuri Gendelman писал(а):
P.S. Мне кажется, эта тема должна быть в разделе "Помогите разобраться", а не в "Дискуссионных".

Согласен

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение18.01.2008, 23:20 
Заблокирован


16/03/06

932
TOTAL писал(а):
Десять одинаковых яблок вместе весят ровно 1 кг. Сколько весит одно яблоко?
Из того, что на практике не бывает одинаковых яблок, можно тоже засомневаться в корректности задачи и испытать удовольствие

Вот если бы Вы пропустили слово "одинаковых", я бы действительно рассмеялся и задал вопрос: "А которое из них?" Хотя и к характеристике "одинаковые" можно придраться. Одинаковых по цвету, запаху, вкусу, объему, весу или массе?

Добавлено спустя 56 минут 15 секунд:

Yuri Gendelman писал(а):
Т.е. Вы сами пришли к выводу, что 2-е условие вовсе и не лишнее. Формально можно было бы заменить "99 решек" на "N решек". Но это было бы слишком явной подсказкой.

Не понял. Что подскажет "N решек" ? Мне-то кажется, что такая замена окончательно запутает условия. Пределы N не заданы. Если N=0, то опыта и не было ("пустое" условие). Если N=10^6 (миллион), то это условие уже несомненно будет противоречить первому (вероятность 1/2). Или вероятность 0 - по закону больших чисел, или вероятность 1/2 - по первому условию. Два ответа к задаче?.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение19.01.2008, 01:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/11/06
4171
Архипов писал(а):
Если N=10^6 (миллион), то это условие уже несомненно будет противоречить первому (вероятность 1/2). Или вероятность 0 - по закону больших чисел, или вероятность 1/2 - по первому условию. Два ответа к задаче?.


Давайте я ещё раз попробую объяснить условие задачи.
1) Вероятность выпадения орла миллион раз подряд равна $1/2^{1000000}$. Это число хоть и безумно мало, но всё же положительно. Согласны?
2) Если этот миллион бросаний монеты повторять $2^{1000000+1}$ раз, то в среднем одна серия в миллион орлов выпадет. Согласны?
3) Рассмотрим безумное количество демонов, очень-очень быстро бросающих монету по миллиону раз каждый. Выберем среди них тех ("удачливых"), у кого все миллион монет упали орлом. Такие будут, верно?
4) Попросим их бросить свою монету ещё один раз. А теперь подсчитаем долю демонов, выбросивших орла, среди этих "удачливых". Какова она?

Вот вопрос задачи. И в нём совершенно не важно, насколько маловероятно событие, которое, как сказано в условии, случилось. Вероятность положительна => оно имело право случиться.


P.S. Я, правда, считаю очень вредным обучать автора темы: сейчас он примерно половину задач тем, кто сам учиться не хочет, на форуме МФТИ не решает, часть решает неверно, а ну как обучим - будет все и верно решать. Это ж сколько вреда :)

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение19.01.2008, 02:35 
Заблокирован


16/03/06

932
--mS-- писал(а):
Давайте я ещё раз попробую объяснить условие задачи.
1) Вероятность выпадения орла миллион раз подряд равна . Это число хоть и безумно мало, но всё же положительно. Согласны?

Cогласен. Это Вы рассмотрели первое условие задачи и посчитали вероятность выпадения миллиона решек для миллиона бросков для вероятности 1/2.
Второе условие: "выпало миллион решек" . Вы знаете, что есть частотное определение вероятности: "вероятность выпадения решки равна количеству выпавших решек, деленному на количество бросков. Делим миллион на миллион - равно единице. Вероятность орла тогда равна нулю.( их и не наблюдалось в опыте).
Вот в чем я вижу некорректность такой постановки задачи.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение19.01.2008, 03:37 
Аватара пользователя


11/11/07
122
Paris
Архипов писал(а):
Кстати, ответ к этой "задаче" кочует из глубины лет и выглядит так: "монета не имеет памяти, потому вероятность в каждом броске одинакова". Но в первом условии вероятность 1/2 уже постулирована! Зачем лишние аргументы с памятью? И что такое память объекта в математике?


...не думаю, что имелось ввиду "память объекта", скорее "память процесса".., существуют случайные процессы не имеющие и имеющие "память", например: процесс ценообразования "имеет память"...

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение19.01.2008, 03:44 
Заслуженный участник


19/06/05
486
МГУ
Vovochka писал(а):
...не думаю, что имелось ввиду "память объекта", скорее "память процесса".., существуют случайные процессы не имеющие и имеющие "память", например: процесс ценообразования "имеет память"...
Полагаю, совсем ни к чему конструировать какое-то искусственное понятие "памяти". Здесь, очевидно, "монета не имеет памяти" означает ровно то, что испытания независимы (т.е. каждое последующее испытание, бросок монеты, не зависит от предыдущих, "не помнит" о них). (Об этом уже сказали PAV и Yuri Gendelman.)

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение19.01.2008, 06:11 
Заслуженный участник


15/05/05
3445
USA
Архипов писал(а):
Yuri Gendelman писал(а):
Т.е. Вы сами пришли к выводу, что 2-е условие вовсе и не лишнее. Формально можно было бы заменить "99 решек" на "N решек". Но это было бы слишком явной подсказкой.
Не понял. Что подскажет "N решек" ?
Что результат (N+1)-го испытания не зависит от числа (и исхода!) предыдущих N испытаний. Даже если N=10^6.
Вы, по-моему, путаете
а) заданную в 1-м условии вероятность отдельного испытания (1/2) и
б) требуемую в задаче условную вероятность 100-го испытания при условии известного результата предыдущих 99.
Поскольку все 100 испытаний независимы, эта искомая условная вероятность тоже равна 1/2. Но это не просто копирование 1-го условия в ответ, а [тривиальное] применение формул условной вероятности.

Архипов писал(а):
Если N=10^6 (миллион), то это условие уже несомненно будет противоречить первому (вероятность 1/2).
Нет, не будет противоречить. Вероятность миллиона решек подряд исчезающе мала, $(\frac 1 2)^{1000000}$, но все же больше 0.

Архипов писал(а):
Вы знаете, что есть частотное определение вероятности: "вероятность выпадения решки равна количеству выпавших решек, деленному на количество бросков. Делим миллион на миллион - равно единице. Вероятность орла тогда равна нулю.( их и не наблюдалось в опыте).
Вот в чем я вижу некорректность такой постановки задачи.
Вот оно в чем дело! Вы пытаетесь применить к задаче по теории вероятностей методы математической статистики. Но тем самым Вы подменяете одну задачу другой.

Предположим, Вы правы, и пусть N=2. Но и тогда по Вашей логике вероятность решки равна 1 (делим 2 на 2). А если N=1? Тоже самое (делим 1 на 1). Явно приходим к абсурду. Т.е. в Вашем рассуждении на самом деле неявно присутствует анализ отклонения теоретической вероятности от ее выборочной оценки и тот факт, что чем больше испытаний, тем меньше это самое отклонение должно быть. Все это верно, но относится к матстатистике.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение19.01.2008, 07:11 
Аватара пользователя


11/11/07
122
Paris
Gordmit писал(а):
Vovochka писал(а):
...не думаю, что имелось ввиду "память объекта", скорее "память процесса".., существуют случайные процессы не имеющие и имеющие "память", например: процесс ценообразования "имеет память"...
Полагаю, совсем ни к чему конструировать какое-то искусственное понятие "памяти". Здесь, очевидно, "монета не имеет памяти" означает ровно то, что испытания независимы (т.е. каждое последующее испытание, бросок монеты, не зависит от предыдущих, "не помнит" о них).


...я только высказался по самому понятию "памяти".., по-вашему, зависимость испытаний и есть память.., в любой точке ценового ряда вероятность направления движения цены = 1/2 и при объяснении очень часто сравнивается с подбрасыванием монеты.., приращения независимы, а "память" есть, может Вы объясните почему? :roll:

Спасибо.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение19.01.2008, 09:45 
Супермодератор
Аватара пользователя


29/07/05
8248
Москва
Ваш пример убеждает меня в методологической правильности рассмотрения этой задачи :D с целью устранения многих непониманий.

Миллион выпадений орла подряд не противоречит условию (обратите внимание - условию, а не гипотезе!) о правильности монеты. Для правильной монеты все элементарные исходы равновероятны и равноправны. Данный исход ничем не лучше и не хуже остальных.

В данном случае речь идет лишь о вычислениях различных вероятностей в четко заданной ситуации. Задача учит, что в эти вычисления не должны подмешиваться разные интуитивные соображения о "правдоподобности наблюдаемого". Решение просто не зависит от этих соображений. Вы же, как было уже неоднократно подмечено, подменяете одну задачу другой (вероятностную - статистической).

Впрочем, я вряд ли смогу лучше, чем --mS--, объяснить содержательный смысл правильного решения и ответа в данной задаче.

Архипов писал(а):
Вы знаете, что есть частотное определение вероятности: "вероятность выпадения решки равна количеству выпавших решек, деленному на количество бросков. Делим миллион на миллион - равно единице. Вероятность орла тогда равна нулю.( их и не наблюдалось в опыте).


За такое рассуждение я бы без колебаний отправил студента на пересдачу. Такого определения вероятности нет. Это лишь определение частоты события, которое произошло в данной серии испытаний.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение19.01.2008, 15:27 
Заслуженный участник


19/06/05
486
МГУ
Vovochka писал(а):
...я только высказался по самому понятию "памяти".., по-вашему, зависимость испытаний и есть память.., в любой точке ценового ряда вероятность направления движения цены = 1/2 и при объяснении очень часто сравнивается с подбрасыванием монеты.., приращения независимы, а "память" есть, может Вы объясните почему? :roll:

Спасибо.
Я уже теорию случайных процессов подзабыл, но разве независимость приращений влечет за собой независимость случайных величин $\xi_t$ и $\xi_s$ при всех $t\neq s$?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение19.01.2008, 16:16 
Аватара пользователя


11/11/07
122
Paris
PAV писал(а):
Ваш пример убеждает меня в методологической правильности рассмотрения этой задачи :D с целью устранения многих непониманий.


Добрый день.

...если это реферанс на мой постер, то я, вроде, не высказывал сомнений по поводу методологической правильности постановки задачи, а наоборот, считаю, что "провокационные" элементы, если они не противоречат условию, дадут возможность студенту, в процессе работы над задачей, глубже понять предмет, а преподавателю точнее оценить глубину знаний...
...можно даже попытаться определить некоторые качества профессора: если задача дана не в первый день изучения курса Теорвера, а хотя бы на первом контроле знаний (задача провокационная, но очень лёгкая даже для первого контроля), то профессор(преподаватель) достаточно хорошо знает и серьёзно относится к своему предмету, добрый, не имеющий никакого желания завалить своего студента, с оттенками романтизма и авантюризма и.т.д.., одним словом - хороший проф... :lol:

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение19.01.2008, 16:56 
Супермодератор
Аватара пользователя


29/07/05
8248
Москва
Vovochka писал(а):
если это реферанс на мой постер


Извиняюсь за неточность. Это был ответ на сообщение Архипов

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение19.01.2008, 23:37 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/10/07
1221
Самара/Москва
Gordmit писал(а):
Vovochka писал(а):
...я только высказался по самому понятию "памяти".., по-вашему, зависимость испытаний и есть память.., в любой точке ценового ряда вероятность направления движения цены = 1/2 и при объяснении очень часто сравнивается с подбрасыванием монеты.., приращения независимы, а "память" есть, может Вы объясните почему? :roll:

Спасибо.
Я уже теорию случайных процессов подзабыл, но разве независимость приращений влечет за собой независимость случайных величин $\xi_t$ и $\xi_s$ при всех $t\neq s$?

Вы совершенно правы, совершенно не влечет. Как раз наоброт - скорее подтверждает зависимость, так как процессы с независимыми приращениями, как известно, непрерывный аналог сумм независимых случайных величин.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 70 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group