Что показывает спидометр... Думаю, это может зависеть от конструкции спидометра. Рассмотрим такую естественную модель:
Спидометр измеряет частоту
вращения автомобильного колеса, по собственным часам автомобиля, и умножает её на радиус колеса
, заданный заводом-изготовителем этого автомобиля:
. Это умножение может быть реализовано просто градуировкой шкалы спидометра. Вычисляемую так скорость (её и показывает спидометр) можем переписать в виде:
где:
есть измеренный часами автомобиля период вращения колеса,
есть заданная на заводе длина обода неподвижного колеса, без учёта возможных её изменений в случае быстрого вращения.
Теперь наша задача - понять, как это показание спидометра
связано со скоростью автомобиля
, которую определяют покоящиеся на дороге наблюдатели с помощью своих (синхронизированных друг с другом) собственных часов и покоящихся на дороге линеек: показания этих часов и линеек назовём координатами в ИСО-B. Систему отсчёта, движущуюся одинаково с автомобилем, назовём ИСО-А. Для простоты рассматриваем только равномерное движение автомобиля. И считаем, что колесо не проскальзывает на дороге, и не проминается, а сохраняет форму окружности; т.е. идеализируем всё, что можно.
Вообразим, что на ободе колеса есть маленький шип, который, оказавшись в нижней точке обода, прокалывает на дороге дырочку - метку. В ИСО-А сам автомобиль покоится, а дорога под ним проносится налево с какой-то скоростью
Шип, оказавшись в нижней точке, несётся как и дорога с той же мгновенной скоростью
За время одного оборота колеса,
первая метка от шипа уносится от автомобиля на расстояние, равное длине
вращающегося обода
а под шипом появляется вторая метка. И т.д.:
Отсюда следует, что величина скорости движения дороги относительно автомобиля, равная скорости метки относительно автомобиля (в ИСО-А), есть
.
По СТО, как и в нерелятивистской механике, скорость автомобиля относительно дороги, измеряемая неподвижными наблюдателями на дороге (в ИСО-B), должна иметь противоположное направление и ту же величину:
.
Это легко пояснить (и проверить) с помощью мировых линий. Назовём событием А1 появление первой метки, и событием А2 появление второй метки. Если автомобиль принять за материальную точку, которая движется по дороге со скоростью
(и оставляет на дороге упомянутые метки), то его мировая линия должна проходить через события А1 и А2. Вот две "карты событий" с мировыми линиями автомобиля и меток:
Видно, что величина скорости автомобиля, измеряемая неподвижными наблюдателями (т.е. в ИСО-В) есть:
,
т.е. она, как и должно быть, равна величине скорости движения дороги относительно автомобиля.
Заодно, на этих картах с мировыми линиями мы видим "эффект замедления времени": наблюдаемый в ИСО-В период
появления меток больше, чем период
их появления в ИСО-А. Виден также "эффект относительности одновременности": на карте ИСО-А изображено событие М, которое заключается в том, что первая метка оказалась на расстоянии
от второй метки в момент появления второй метки, т.е. в ИСО-А события М и А2 одновременны. Но на карте ИСО-В события М и А2 не одновременны. Виден и "эффект сокращения длины": расстояние между одновременными событиями М и А2 на карте ИСО-А есть длина движущегося участка дороги
между первой и второй метками; а на карте ИСО-В расстояние между этими же метками, но уже неподвижными, есть
, причём, как видно из приведённых на рис. формул с учётом того, что
т.е.
.
Вернёмся к показанию спидометра
. Видно, что оно может отличаться от правильного значения скорости
из-за того, что длина вращающегося обода
может быть не равна длине покоящегося обода
, заложенной в градуировку спидометра. Например, если обод и материал колеса податливы растяжениям, то при быстром вращениии из-за центробежных сил радиус колеса может заметно увеличиться и обод удлинится:
; в этом случае спидометр показывает заниженное значение (
), но какое - в общем случае сказать нельзя, т.к. ответ зависит от свойств конкретного материала колеса.
Другой пример: пусть обод максимально жёсткий, а материал диска деформируемый. Тогда обод испытает только релятивистское сокращение длины, и его можно рассчитать, поскольку оно зависит от линейной скорости элементов обода (в ИСО-А), а она в любом случае равна истинной скорости автомобиля
относительно дороги; имеем:
(При этом и радиус колеса уменьшен, т.е. материал диска сжат, обтягивающим его обручем. Абсолютно жёстких, недеформирумых тел СТО не допускает.) В этом случае спидометр показывает завышенное значение (
) в
раз:
При скоростях автомобиля, малых по сравнению с константой
м/с, указанное относительное завышение показаний спидометра можно оценить по формуле:
В общем, реально на практике (т.е. при
) такой спидометр с жёстким колесом даёт очень хорошую точность: можно считать, что
и
практически совпадают.