А как воспринимать вектор скорости или вектор угловой скорости?
Если у нас исходное пространство -
точечное евклидово
(то есть, состоящее из точек, не имеющее выделенного начала координат, евклидова структура есть метрика - функция расстояний между точками); то пространство параллельных переносов этого исходного пространства -
векторное евклидово пространство
(состоящее из векторов = точек, имеющее выделенное начало координат (нулевой вектор) и векторную алгебру, евклидова структура есть норма - функция длины вектора).
Радиус-вектор (отложенный от выбранного начала координат) относится к первому пространству, вектор скорости - ко второму пространству (точнее, пространство скоростей "пропорционально" пространству параллельных переносов с "коэффициентом"
).
Вектор угловой скорости относится к третьему пространству - к пространству поворотов с неподвижной заданной точкой
Но он лежит не в самом этом пространстве, а тоже представляет собой "скорость движения" по этому пространству. Это важно: пространство
искривлённое (представляет собой половину трёхмерной сферы), а вот скорость движения по нему - лежит в плоском пространстве,
(Здесь нет уже такого простого соотношения, как для пространства параллельных переносов и пространства поступательных скоростей.) Последний изоморфизм - изоморфизм пространства угловых скоростей векторному 3-мерному - чистое совпадение для трёхмерного пространства, например, в 2-мерном пространстве угловые скорости 1-мерны, а в 4-мерном пространстве - 6-мерны.
Итого, получается, что несколько пространств совершенно разного происхождения выглядят алгебраически совершенно аналогично, и в элементарной теории описываются одними и теми же векторами.
Итак, подобьём бабки. Всё исходное пространство у нас -
В нём, по сути, нет векторов, а есть точки. Движение твёрдого тела можно описать как движение (a. k. a. изометрию) этого пространства. Пространство движений называется
оно 6-мерно, и каждое движение
раскладывается в композицию поворота
и параллельного переноса
:
(заметьте, что параллельный перенос меняется при изменении порядка композиции). На языке матриц, если ввести в
систему координат
(и обозначить вектор-столбец радиус-вектора
), то соответствующие движения будут выглядеть
где
- вектор-столбцы, а
- матрица. Уже отсюда видно, что у переносов и повоторов разная природа. Однако, по вышеупомянутому изоморфизму
у матрицы
тоже всего лишь три степени свободы, и в трёхмерном пространстве то же самое может быть записано в виде векторов:
Здесь
- "вектор поворота",
не являющийся вектором (повороты не складываются как векторы!!!), а используемый только ради нотации векторного произведения на
Реально за ним стоит
операция поворота, или матрица.
Но когда мы всё это дело дифференцируем, например, чтобы взять производную по времени, то внезапно всё упрощается. Дифференциалы от "ненастоящих векторов" (таких, как радиус-вектор точки или "вектор поворота") являются настоящими векторами. Правда, они по-прежнему лежат в своих векторных пространствах, и действовать с ними надо осторожно, с учётом того, как связаны эти пространства. Итак:
Здесь мы можем назвать
вектором угловой скорости, а
- "переносной скоростью" (кажется, так, не помнил этих названий наизусть никогда). Первая формула удобнее второй, поскольку из неё исключены "векторы"
не под производными. (Но это, конечно, всего лишь дань выбранным обозначениям, поскольку мы стараемся выражать конечную точку через начальную
а не наоборот,
)
Последующие дифференцирования ничего нового уже не добавляют: мы уже в векторных пространствах, и разность векторов снова есть вектор пространства, изоморфного первому. Поэтому, линейные и угловые ускорения тоже ведут себя как векторы, и для работы с ними применяются все обычные формулы для векторов.
Ну, как-то так. Боюсь,
Oleg Zubelevich раскритикует вдребезги.