2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 Re: Как давать школьникам комплексные числа
Сообщение01.10.2013, 10:13 
Заблокирован


06/11/12

68
Oleg Zubelevich
В том то и дело, что основным потребителем комплексных чисел должна быть алгебра. Но для этого надо решить задачу чисел Ферма.

 Профиль  
                  
 
 Мне в школе давали комплексные числа
Сообщение13.06.2014, 13:31 


12/06/14
61
Сант-Петербург, Россия
Я из того поколения школьников, которому преподавали комплексные числа в алгебре.
Если память не изменяет - в шестом классе (или седьмом?), в начале 1960-х.
Давали одновременно с изучением квадратного уравнения и формулы для его решения.
Давали в рамках исторического подхода - как гипотезу о возможности извлечь корень из $(-1) $.
Методика преподавания отработана десятилетиями и не требует повторного ее изобретения.
Скажу, что я тогда приобрел как школьник: умение отыскивать комплексные корни квадратных трехчленов с вещественными коэффициентами, умение проводить простейшие вычисления с к.ч. в алг. форме и жажду узнать, где же все-таки лежат комплексные корни на чертеже, если на параболе их нет.
Ну плюс еще ощущение некоего волшебства, которое может стать вполне понятным при дальнейшем
изучении математики.
Оправданием комплексных чисел в глазах школьников 7 класса в принципе могла бы быть задача об отыскании корней полинома третьей степени с вещественными коэффициентами.
Т.е. именно та задача, которая и привела к их открытию.
Но школьникам неведомы прикладные задачи, требующие отыскания корней полиномов высших степеней. Не будет у них интереса.
Поэтому в неполной средней школе можно удовлетвориться именно тем результатом, который получило моё поколение: удивление, некий практический навык и желание разобраться в этом чуде в будущем.
В старших классах в принципе можно было бы использовать тригонометрическую форму, вращающиеся диаграммы из электротехники синусоидальных токов и закон Ома оттуда же, ну и аккуратное описание комплексных чисел как упорядоченных пар вещественных, - это уже само собой.

В заключение сообщу: одна из моих старших коллег (кажется, то была доц. И.В. Мухина, её ныне нет в живых) на кафедре в.м. ЛПИ в моём присутствии рассказывала о выступлении акад. Колмогорова по его реформе школьной математики.
По её словам акад. Л.С. Понтрягин спросил Колмогорова: куда он дел комплексные числа?
На что тот якобы растерянно ответил: "Забыл про них!"

 Профиль  
                  
 
 Re: Как давать школьникам комплексные числа
Сообщение13.06.2014, 13:57 
Аватара пользователя


13/08/13

4323
по моему, комплексные числа лучше давать как векторы, с особой (и довольно естественной) операцией умножения(+ориентация и тд)
ну и показать все их свойства :-)

-- 13.06.2014, 14:58 --

алгебраические штуки они не поймут, тк необходимо еще и доказать существование этого корня

 Профиль  
                  
 
 Re: Как давать школьникам комплексные числа
Сообщение13.06.2014, 14:12 


12/06/14
61
Сант-Петербург, Россия
Sicker в сообщении #874909 писал(а):
по моему, комплексные числа лучше давать как векторы, с особой (и довольно естественной) операцией умножения(+ориентация и тд)
ну и показать все их свойства :-)

-- 13.06.2014, 14:58 --

алгебраические штуки они не поймут, тк необходимо еще и доказать существование этого корня

1) Вы отстаиваете режим максимальной аккуратности изложения, который привел Францию к краху преподавания математики, к чрезмерной формализации математики.
2) То, что Вы предлагаете взять за основу, школьникам и будет казаться "алгебраическими штуками", точнее, абстракциями, не имеющими никаких связей с реальностью.
3) Я просто изложил пережитое мной, опыт преподавания наших предков. Кстати, весьма успешный опыт судя по развитию инженерного дела и науки в СССР. Уверен, что этот опыт надо возрождать. Сообщаю это как свидетель.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как давать школьникам комплексные числа
Сообщение13.06.2014, 15:24 
Аватара пользователя


13/08/13

4323
V_I_Sushkov в сообщении #874918 писал(а):
1) Вы отстаиваете режим максимальной аккуратности изложения, который привел Францию к краху преподавания математики, к чрезмерной формализации математики.

как раз наоборот
V_I_Sushkov в сообщении #874918 писал(а):
2) То, что Вы предлагаете взять за основу, школьникам и будет казаться "алгебраическими штуками", точнее, абстракциями, не имеющими никаких связей с реальностью.

как раз наоборот
V_I_Sushkov в сообщении #874918 писал(а):
3) Я просто изложил пережитое мной, опыт преподавания наших предков. Кстати, весьма успешный опыт судя по развитию инженерного дела и науки в СССР. Уверен, что этот опыт надо возрождать. Сообщаю это как свидетель.

ну да, ну да :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Как давать школьникам комплексные числа
Сообщение13.06.2014, 15:51 


12/06/14
61
Сант-Петербург, Россия
Sicker в сообщении #874943 писал(а):
V_I_Sushkov в сообщении #874918 писал(а):
1) Вы отстаиваете режим максимальной аккуратности изложения, который привел Францию к краху преподавания математики, к чрезмерной формализации математики.

как раз наоборот

Обоснуйте, пожалуйста.
Но не на примере малого мехмата, а на примере шестого - седьмого классов обычной школы.

Sicker в сообщении #874943 писал(а):
V_I_Sushkov в сообщении #874918 писал(а):
2) То, что Вы предлагаете взять за основу, школьникам и будет казаться "алгебраическими штуками", точнее, абстракциями, не имеющими никаких связей с реальностью.

как раз наоборот

Та же просьба повторно.

Sicker в сообщении #874943 писал(а):
V_I_Sushkov в сообщении #874918 писал(а):
3) Я просто изложил пережитое мной, опыт преподавания наших предков. Кстати, весьма успешный опыт судя по развитию инженерного дела и науки в СССР. Уверен, что этот опыт надо возрождать. Сообщаю это как свидетель.

ну да, ну да :-)

Вы не поняли?
Повторяю: до реформы имени Колмогорова начала теории комплексных чисел преподавали в каждой школе СССР в шестом или седьмом классе (точнее сейчас не помню).
После Колмогорова их не стало в школах.
Они остались только для избранных детей (самых старших классов) типа малого мехмата в Москве.
От преподавания комплексных чисел сотням тысяч оставили преподавание единицам из 9 - 10 классов (или 10 - 11 в зависимости от года).

 Профиль  
                  
 
 Re: Как давать школьникам комплексные числа
Сообщение13.06.2014, 15:57 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407

(Оффтоп)

Sicker
Вам что, делать нечего?

Задачу с уравнением Шрёдингера уже решили?

 Профиль  
                  
 
 Re: Как давать школьникам комплексные числа
Сообщение16.06.2014, 06:48 


06/08/13
151
Oleg Zubelevich, поясните пожалуйста Ваш коментарий про
Цитата:
Поэтому векторы и комплексные числа - всё-таки разные вещи. Иначе говоря, комплексное число - это вообще не геометрический объект
.
-------------------------------------------------
Насколько я знаю, полной эквивалентности между комплексными числами и векторами нет.
То есть, например: сумма (разность) комплексных чисел эквивалентна сумме (разности) векторов, НО
произведение (деление) комплексных чисел не эквивалентно умножению (делению) векторов (как искать частное от двух векторов?).

 Профиль  
                  
 
 Re: Как давать школьникам комплексные числа
Сообщение16.06.2014, 13:54 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Эквивалентности нет. Есть принадлежность. $\text{комплексные числа}\subset\text{векторы}.$

Векторы - это (def) предметы, которые можно складывать между собой, и умножать на число (элемент поля).
Комплексные числа - это предметы, которые можно складывать между собой, и умножать на число (действительное, это поле). Таким образом, определению векторов они удовлетворяют, и потому являются векторами.
Кроме того, комплексные числа можно умножать между собой. Это дополнительное свойство, и оно не делает комплексные числа не-векторами. Точно так же, как прицеп не делает автомобиль не-автомобилем.

В школе рассказывают, что векторы можно ещё скалярно между собой умножать. Комплексные числа нельзя. Но это не общее свойство векторов. В математике есть два разных понятия:
- векторы (вообще);
- векторы со скалярным произведением.
Второе понятие - тоже соотносится с первым, как "добавление прицепа". В школе рассказывают про евклидовы векторы, как первый и наиболее наглядный пример векторов, но полно и других векторных пространств, скалярным произведением не обладающих.

Кстати, действительные числа - векторы. И рациональные числа - векторы. Кстати, с действительными числами вообще есть песни с плясками: действительные числа можно рассматривать как векторы над полем рациональных чисел, и в таком случае иррациональные числа линейно независимы от рациональных. Их приходится добавлять в базис, и базис в итоге получается бесконечномерный.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как давать школьникам комплексные числа
Сообщение16.06.2014, 14:11 


14/01/11
3037
Насколько я помню, нам комплексные числа вводили как упорядоченные пары действительных чисел $(a,b)$ с заданными операциями на их множестве:
1. Сложение: $(a_1,b_1)+(a_2,b_2)=(a_1+a_2,b_1+b_2)$.
2. Умножение: $(a_1,b_1)\cdot(a_2,b_2)=(a_1a_2-b_1b_2,a_1b_2+b_1a_2)$.
Далее пара вида $(a,0)$ отождествлялась с действительным числом $a$.
Пара $(0,1)$ называлась мнимой единицей $i$, откуда следовал плавный переход к алгебраической форме записи, которая преимущественно и применялась в дальнейшем. :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Как давать школьникам комплексные числа
Сообщение16.06.2014, 14:52 


06/08/13
151
Munin, боюсь у школьников от всего этого будет большая каша в голове. Тем более, что в школе (8 класс, когда векторы появляются) вектор - это направленный отрезок, а не предмет, который можно складывать и умножать на число. То есть изобразительный образ первичен, а свойства вторичны.
--------------
1. Эдак много что можно считать векторами: матрицы, например: тоже можно складывать и умножать на число. Но что это даст (дополнительное именование)? Только путаницу, мне кажется.
2. Точка в евклидовом пространстве является конечной точкой радиус-вектора, и поэтому с координатной точки зрения точка не отличима от вектора.
3.
Цитата:
рациональные числа - векторы.
. Хм, ну тогда придется определить, что такое просто-число, чтобы на него умножить вектор-число. Нельзя же умножать два вектор-числа :shock: .

 Профиль  
                  
 
 Re: Как давать школьникам комплексные числа
Сообщение16.06.2014, 14:57 
Заслуженный участник


20/12/10
9062
Munin в сообщении #876009 писал(а):
Кстати, действительные числа - векторы. И рациональные числа - векторы. Кстати, с действительными числами вообще есть песни с плясками: действительные числа можно рассматривать как векторы над полем рациональных чисел, и в таком случае иррациональные числа линейно независимы от рациональных. Их приходится добавлять в базис, и базис в итоге получается бесконечномерный.
Комплексные числа в этом отношении ровно такие же векторы, как и действительные.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как давать школьникам комплексные числа
Сообщение16.06.2014, 15:16 


06/08/13
151
Могу рассказать про свой опыт изложения темы "комплексные числа" студентам-нематиматикам (в предположении, что по уровню восприятия математики - это школьники).
1) показываю простейшие квадратное уравнение $x^2 +1 = 0$. Говорю, что будем обозначать $\sqrt{-1}$ буквой i и называть мнимой единицей. Далее привожу пример более сложного квадратного уравнения с ненулевой действительной частью, таким образом появляется действительная часть числа и мнимая.
2) Далее излагаю правила выполнения арифметических действий над комплексными числами, по аналогии с многочленами (по сути, компл. число и есть многочлен).
3) Далее перехожу к геометрической интерпретации комплексного числа (вот тут появляются векторы и точки на числовой оси и числовой плоскости). Определяю модуль и аргумент. Далее, через ряды получаю формулу Эйлера (в школе придётся ее дать просто по определению, да и то в 11 классе).
4) Дальше идет возведение чисел в натуральную и рациональную степень.

Все это, конечно, не строго. Но ведь и школьники - ещё не полноценные математики.

Sender, подход к изложению через пары чисел действительно есть, но он какой-то вымороченный: абсолютно не ясно, откуда эти пары взялись, почему именно пары, а не тройки. В общем, автор этого подхода просто решил выпендриться и сделать всё по-своему.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как давать школьникам комплексные числа
Сообщение16.06.2014, 16:14 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
robot80 в сообщении #876038 писал(а):
Эдак много что можно считать векторами: матрицы, например: тоже можно складывать и умножать на число.

Разумеется, матрицы являются векторами. И "много что" ещё.

Простите, а ваш собственный уровень какой? Вы стандартный курс линала (1-й курс технического, физического или математического вуза) прослушали?

robot80 в сообщении #876038 писал(а):
Но что это даст (дополнительное именование)? Только путаницу, мне кажется.

Ну, математикам это даёт классификацию математических объектов. Никакой же путаницы не возникает от указания, что человек - это живое существо, многоклеточное, животное, позвоночное, млекопитающее. И заодно, физическое тело, химическая и термодинамическая система :-)

robot80 в сообщении #876038 писал(а):
Хм, ну тогда придется определить, что такое просто-число, чтобы на него умножить вектор-число. Нельзя же умножать два вектор-числа :shock: .

Проблема именно в этом вашем "нельзя же". Можно! Если эта операция дополнительно определена. Просто она не входит в понятие вектора. То есть, два вектора нельзя умножать только потому, что они векторы. А вообще - иногда можно. Иногда нельзя.

Аналогично: животные не дышат воздухом только потому, что они животные. Некоторые дышат водой, некоторые воздухом.

nnosipov в сообщении #876039 писал(а):
Комплексные числа в этом отношении ровно такие же векторы, как и действительные.

Разумеется!

Если перебирать все варианты, то получится, что можно рассматривать:
- рациональные числа $\mathbb{Q}$ как векторы над полем рациональных чисел $\mathbb{Q}$;
- действительные числа $\mathbb{R}$ как векторы над полем рациональных чисел $\mathbb{Q}$;
- комплексные числа $\mathbb{C}$ как векторы над полем рациональных чисел $\mathbb{Q}$;
- действительные числа $\mathbb{R}$ как векторы над полем действительных чисел $\mathbb{R}$;
- комплексные числа $\mathbb{C}$ как векторы над полем действительных чисел $\mathbb{R}$;
- комплексные числа $\mathbb{C}$ как векторы над полем комплексных чисел $\mathbb{C}$;
и ещё больше вариантов, если включить в рассмотрение $\mathbb{Q}+i\mathbb{Q}$ - рационально-комплексные числа. (Можно расширять поле $\mathbb{Q}$ ещё кучей способов, бесконечным количеством, всё это можно найти в курсе алгебры.)

-- 16.06.2014 17:16:26 --

robot80 в сообщении #876044 писал(а):
Говорю, что будем обозначать $\sqrt{-1}$ буквой i и называть мнимой единицей.

Это же неверно. Корней из $-1$ две штуки.

 Профиль  
                  
 
 Re: Как давать школьникам комплексные числа
Сообщение16.06.2014, 16:18 


10/02/11
6786
Munin в сообщении #876063 писал(а):
Можно пополнять поле $\mathbb{Q}$ ещё кучей способов,

вообще-то пополнение метрического пространства единственно с точностью до изометрического изоморфизма

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 61 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group