2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Физика усиления резкости цифровой фотографии
Сообщение06.06.2014, 17:13 
Аватара пользователя


14/11/12
1367
Россия, Нижний Новгород
Для начала приведу немного сведений "из букваря" для введения в тему...

Функция $a(x, y)$ - замыленное изображение (яркость какого-либо из RGB каналов) получаемое нами из фотоаппарата (из 48 битного TIFF файла). Функция $b(x, y)$ - истинное изображение, то которое без замыленности, она нам не известна. В линейном случае замыленное изображение получается из истинного изображения действием на него некоторого линейного интегрального оператора с ядром $C(x, y)$ - функцией конволюции:
$$
a(x, y) = \int C(x - x', y-y') \, b(x', y') \, dx' dy'
$$
Мы хотим избавится от замыленности. Для этого предполагаем существование обратного оператора с ядром $D(x, y)$ - функцией деконволюции
$$
\int D(x - x', y-y') \, C(x' - x'', y'-y'') \, dx' dy' = \delta(x - x'') \delta(y - y'')
$$
Тогда истинное изображение можно получить подействовав оператором деконволюции на известное нам замыленное изображение:
$$
b(x, y) = \int D(x - x', y-y') \, a(x', y') \, dx' dy'
$$
Настоятельно рекомендую взглянуть на примеры из справочной системы программы Mathematica: http://reference.wolfram.com/mathematic ... volve.html

Замыленность бывает разная, в общем случае оператор конволюции $C(x, y)$ не то что не известен, а вообще может не иметь обратного.

На этом сведения из букваря заканчиваются и начинается моя самодеятельность...

Надо придумать какую-то физическую модель из которой можно было бы вывести ядро оператора замыливания $C(x, y)$. Понятно, что функция $C(x, y)$ должна зависеть только от расстояния между пикселями $r = \sqrt{x^2 + y^2}$. Я было предположил, что она должна быть Гауссовой $C(x, y) = g^{x^2+y^2}$. Оказалось, что нет, Гауссова не годится. Я уже совсем собирался бросить с этим возиться, но решил ещё проверить просто экспоненту:
$$
C(x, y) = g^{\sqrt{x^2 + y^2}}.
$$
И это, внезапно, сработало.

В голову приходит следующая физическая картина мира. От точечного источника, в идеальном случае должного отобразится в 1 центральный пиксель, в "замыленном случае" получается некоторое пятно по следующему закону. В центральный пиксель попадает некоторое количество света - $N$ фотонов. В соседние пиксели находящиеся от него на расстоянии 1 попадает ещё по $g N$ фотонов (при $g=0.33$ это ж почти треть). В пиксели находящиеся на расстоянии 2 попадает $g^2 N$ фотонов, на расстоянии 3 попадает $g^3 N$ фотонов и так далее.

Так вот, чего-то мне, почему-то, не очень сильно вериться в описанную картину мира. Возможно никакой физики тут нет, а просто производитель моего фотоаппарата (Nikon D7100) для каких-то целей использует неотключаемый шумодав или антиалиасный фильтр, который как раз и работает по формуле $C(x, y) = g^{\sqrt{x^2 + y^2}}$ и именно его я и задеконволюшил...

Кто что думает по этому поводу?

За функцией $C(x, y) = g^{\sqrt{x^2 + y^2}}$ скрывается какая-то физика или же это просто разумная деятельность производителя фотоаппарата?

Пример

Оригинальное изображение 100% кроп без обработки. Nikon D7100, 18-55 VR, стиль нейтральный (в нём все параметры выставил в ноль), шумодав отключен, ADL отключен, вобщем всё отключено. С помощью ViewNX2 превратил равку в tif (16 бит на цвет), затем tif подверг воздействию оператора обратного оператору с ядром $g^{\sqrt{x^2 + y^2}}$ с $g = 0.33$, при обращении оператора ограничился радиусом в 4 пикселя (матрица $9 \times 9$). Отнормировал получившееся изображение так чтобы средняя яркость исходного и конечного изображения сохранилась, при этом в пересвет уехало 1.06% пикселей.

Изображение

Результат обработки:
Изображение

 Профиль  
                  
 
 Re: Физика усиления резкости цифровой фотографии
Сообщение07.06.2014, 08:18 
Аватара пользователя


22/12/10
264
Первая картинка похожа больше не на результат шумодава, и не АА-фильтра, и не расфокуса — а на хроматические аберации при слишком широко открытой диафрагме. Снимали на открытой? Имхо, тут варианты: 1) слишком открытая диафрагма, 2) вообще мыльный экземпляр объектива, 3) всё-таки АА-фильтр.

 Профиль  
                  
 
 Re: Физика усиления резкости цифровой фотографии
Сообщение07.06.2014, 15:35 
Аватара пользователя


31/10/08
1244
SergeyGubanov
Большинство цветных камера состоит из мозаичного фильтра. http://en.wikipedia.org/wiki/Bayer_filter И для восстановления изображения применяют интерполирование. Происходит это при конвертирование из RAW. А какой именно фильтр использовали при интерполирование это ещё загадка.
Возможно у вас применяли интерполирование сплайном 3-го порядка без усиления резкости.

Замечания касательно ваших формул. Они предполагают что фильтр на всём изображение одинаков. А в общем случае это не так. Фильтр может быть и адаптивным. Т.е коэффициенты многочлена могут рассчитываться для каждой локальной точки свои.
И скорее всего это так и есть в виду наличия муара.

 Профиль  
                  
 
 Re: Физика усиления резкости цифровой фотографии
Сообщение08.06.2014, 13:56 
Аватара пользователя


14/11/12
1367
Россия, Нижний Новгород
Portnov в сообщении #872680 писал(а):
Первая картинка похожа больше не на результат шумодава, и не АА-фильтра, и не расфокуса — а на хроматические аберации при слишком широко открытой диафрагме. Снимали на открытой? Имхо, тут варианты: 1) слишком открытая диафрагма, 2) вообще мыльный экземпляр объектива, 3) всё-таки АА-фильтр.
Да диафрагма максимально раскрыта при данном фокусном расстоянии (55mm, f/5.6) на данной модели объектива. С другой стороны f/5.6 это не вот уж какая открытая.

Да объектив мыльный, обычный китовый 18-55 VR.

C АА-фильтром не однозначно. Маркетологи в описании Nikon D7100 пишут, что фильтра нет: "Не задействуя оптический низкочастотный фильтр (OLPF), фотокамера D7100 по максимуму использует 24,1-мегапиксельную КМОП-матрицу формата DX для обеспечения впечатляюще высокого разрешения".

Короче, надо попробовать другой объектив...

Pavia в сообщении #872775 писал(а):
И скорее всего это так и есть в виду наличия муара.
Хмм...

 Профиль  
                  
 
 Re: Физика усиления резкости цифровой фотографии
Сообщение08.06.2014, 14:40 
Аватара пользователя


31/10/08
1244
SergeyGubanov
SergeyGubanov в сообщении #873110 писал(а):
C АА-фильтром не однозначно. Маркетологи в описании Nikon D7100 пишут, что фильтра нет: "Не задействуя оптический низкочастотный фильтр (OLPF), фотокамера D7100 по максимуму использует 24,1-мегапиксельную КМОП-матрицу формата DX для обеспечения впечатляюще высокого разрешения".

Это маркетологи. Насколько знаю только Fujitsu отказывалась от мозаичного фильтра в пользу многослойного. При этом страдала цвета передача и что самое главное чувствительность. Так что думаю, что Nikon использовало более сложный алгоритмы восстановления нежели чем OLPF. К примеру http://www4.comp.polyu.edu.hk/~cslzhang ... oising.pdf

Но такое восстановление зашито в камеру. А когда вы обрабатываете фотку через стороннюю программу ViewNX2 то там могли применить и OLPF. Тем более если увеличить вашу картинку видны цветные артефакты. Правда их должно было быть больше, так что возможно что-то более приличное применили.

 Профиль  
                  
 
 Re: Физика усиления резкости цифровой фотографии
Сообщение08.06.2014, 15:12 
Аватара пользователя


14/11/12
1367
Россия, Нижний Новгород
Pavia в сообщении #873130 писал(а):
Но такое восстановление зашито в камеру. А когда вы обрабатываете фотку через стороннюю программу ViewNX2 то там могли применить и OLPF. Тем более если увеличить вашу картинку видны цветные артефакты. Правда их должно было быть больше, так что возможно что-то более приличное применили.
В каком смысле ViewNX2 сторонняя программа? А что надо тогда? CaptureNX?

(Ещё пара фоток)

55mm f/5.6

Исходное изображение (NEF $\to$ ViewNX2, 16bit на цвет TIFF $\to$ Фотошоп, 100% кроп 800x800):
Изображение

Обработка оператором обратным оператору с ядром $C(x, y) = g^{\sqrt{x^2 + y^2}}$ при $g = 0.33$ (обращение выполнено с точностью до "радиуса" 4, то есть квадратными блоками 9x9 пикселей):
Изображение

 Профиль  
                  
 
 Re: Физика усиления резкости цифровой фотографии
Сообщение08.06.2014, 15:29 
Аватара пользователя


31/10/08
1244
SergeyGubanov
Фотоаппарат может сохранять в RAW, а может и сохранять (конвертировать) в TIFF, BMP, JPEG. А можно выполнять такое конвертирование сторонней программой, что вы и проделали.

 Профиль  
                  
 
 Re: Физика усиления резкости цифровой фотографии
Сообщение08.06.2014, 18:09 


05/05/14
127
SergeyGubanov, Вы не пробовали сфотографировать красно-черную (или зелено-черную) шахматную доску и посмотреть изображение в канале, в котором не должно быть сигнала (зеленого в первом случае и красного во втором) ?
Таким образом я проверял "утекание" света в соседние пикселы за счет неидеальности микролинз перед светочувствительной матрицей.
Это - еще один канал потери резкости.

 Профиль  
                  
 
 Re: Физика усиления резкости цифровой фотографии
Сообщение09.06.2014, 10:53 
Аватара пользователя


14/11/12
1367
Россия, Нижний Новгород
Pavia, мой фотоаппарат сам не умеет сохранять в TIFF или в BMP. Умеет только в NEF или JPEG.

AlexLib, а как такие доски сделать? Фломастерами нарисовать? Наверное трудно раздобыть такой фломастер, чтобы для моей камеры он в точности оказался чистого зелёного, красного или синего цвета.

Кстати, $g=0.33$ это я с потолка на глазок взял. При $g < 0.3$ изображение всё ещё мыльное. При $g > 0.4$ перешарп бросается в глаза. Просматривал шагами по 0.005. Если исходить из предположения, что это явление есть результат разумной деятельности производителя, то константа $g$ может быть равна чему-нибудь не совсем случайному, а, например, $g=e^{-1} = 0.368$. Картинка с $g \in [0.36 .. 0.37]$ получается на грани перешарпа.

 Профиль  
                  
 
 Re: Физика усиления резкости цифровой фотографии
Сообщение09.06.2014, 20:39 


05/05/14
127
SergeyGubanov
я клеил квадратики из цветной бумаги на цветной фон и фотографировал с подходящего расстояния
(для моей оптики - примерно метр): чтобы каждый квадрат был не меньше десятка пикселов в ширину.
Важна не чистота цвета "с точки зрения камеры" (она повлияет на контраст), а ширина границы перехода.

 Профиль  
                  
 
 Re: Физика усиления резкости цифровой фотографии
Сообщение10.06.2014, 07:23 
Заслуженный участник


28/12/12
7931
AlexLib в сообщении #873212 писал(а):
Таким образом я проверял "утекание" света в соседние пикселы за счет неидеальности микролинз перед светочувствительной матрицей.
Это - еще один канал потери резкости.
Вряд ли дело в микролинзах. "Утекание света" неизбежно происходит при дебайеризации. Как именно, зависит от алгоритма (можно попробовать разные и посмотреть, насколько отличаются результаты).
Ну и АА-фильтр (если он есть), конечно, вносит вклад.

 Профиль  
                  
 
 Re: Физика усиления резкости цифровой фотографии
Сообщение10.06.2014, 16:07 
Аватара пользователя


22/12/10
264
SergeyGubanov в сообщении #873110 писал(а):
С другой стороны f/5.6 это не вот уж какая открытая.

Для данного объектива на данном фокусном — максимально открытая. Для бюджетных объективов это означает — слишком открытая. Типично для резкой картинки советуют прикрывать диафрагму как минимум на полстопа-стоп от максимально открытой, если только у вас не топовая оптика.

 Профиль  
                  
 
 Re: Физика усиления резкости цифровой фотографии
Сообщение10.06.2014, 18:09 
Аватара пользователя


31/10/08
1244
DimaM
DimaM в сообщении #873886 писал(а):
Вряд ли дело в микролинзах.

У Nikon D7 (камера автора) матрица спроектирована так, что-бы утекание не происходило. Они подрезали линзы. А на предыдущем поколение утечки шли на "пустые" места. Вернее не совсем "пустые" там не фоточувстивтельнй слой, а транзистеры или провода.

Даже если предположить что микролинзы влияют только на соседние пикселы, то они при этом будут влиять на соседей менее чем на 0.1 а так как это пискелы с другим цветовым фильтром, то окончательное утекание 0.01-0.05 Что практически не различимо.

А вот что касается устранения мозаичности. Это верно с учётом что обычно применяют сплайн 3-стемени, то надо 3 точки а это с учётом пропусков матрица 6х6, а то и по более 9х9 .

А вот тряска от рук наиболее возможное и очевидное. Есть даже программы и алгоритмы которые восстанавливают движение руки и корректируют смаз по фотографии. Тут замыливание может иметь сколь угодно большую площадь фильтра.

Я думаю никто не будет спорить, что в первую очередь будет влиять и надо устранять, то что имеет наибольшее воздействие, т.е. наибольшей радиус.

И автору темы на заметку есть алгоритмы, которые сами находят ядро смаза, расфокусировки, демозаики.

 Профиль  
                  
 
 Re: Физика усиления резкости цифровой фотографии
Сообщение16.06.2014, 13:33 
Аватара пользователя


14/11/12
1367
Россия, Нижний Новгород
Вобщем, причиной замыленности оказался равконвертер ViewNX2. Проявка тех же самых NEF-файлов с помощью Photoshop CC дала более резкие TIFF-файлы. А остаточная нерезкость затем более-менее нормально лечится фотошопным же фильтром "умная резкость" с галкой "размытие при малой глубине".

Если кто-то захочет написать хорошую программу для подшарпливания, то ему нужно будет самому дебайеризовывать рав файлы, иначе, прежде чем дело дойдёт до физики, ему придётся сначала побороться с артефактами проявки возникающими в сторонних равконвертерах.

 Профиль  
                  
 
 Re: Физика усиления резкости цифровой фотографии
Сообщение16.06.2014, 13:43 
Заслуженный участник


28/12/12
7931
SergeyGubanov в сообщении #876002 писал(а):
Если кто-то захочет написать хорошую программу для подшарпливания, то ему нужно будет самому дебайеризовывать рав файлы, иначе, прежде чем дело дойдёт до физики, ему придётся сначала побороться с артефактами проявки возникающими в сторонних равконвертерах.
Есть libraw и dcraw, там, насколько я знаю, заложено много алгоритмов дебайеризации, и пользователь может выбирать по вкусу.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 18 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group