Доброго дня суток!
Хотелось бы подробно описать интересующую меня проблему и найти такой же подробный ответ на него. Некоторые вещи мне удалось понять самостоятельно благодаря большому количеству имеющейся в моем запасе литературы:
Цитата:
01. Barth T.Numerical Methods for Conservation Law on Structured and Unstructured Meshes 2003
02. Chung T.J. Computational fluid dynamics (CUP, 2002)(T)(1022s)
03. Ferziger J. H., Peric M. Computional Mathods for Fluid Dynamics 2002
04. John D. Anderson, Jr. Computional Fluid Dynamics 1995
05. Андерсон Д. Таннехел Д. Плетчер Р. Вычислительная гидромеханика и теплообмен-Т2-1990
06. Андерсон Д. Таннехил Д. Плетчер Р. Вычислительная гидромеханика и теплообмен-Т1-1990
07. Белоцерковский О.М. - Численное моделирование в механике сплошных сред - 1994
08. Куликовский А.Г., Погорелов Н.В., Семенов А.Ю. Математические вопросы численного решения гиперболических систем уравнений Физматлит, 2001
09. Патанкар С В Численное Решение Задач Теплопроводности И Конвективного Теплообмена При Течении В К
10. Патанкар С В Численные Методы Решения Задач Теплообмена И Динамики Жидкости 1984
11. Полежаев В И Бунэ А В Верезуб Н А И Др Математическое Моделирование Конвективного Тепломассообм
12. Роуч П. Вычислительная Гидродинамика 1980
13. Самарский А.А., Попов Ю.П. - Разностные методы решения задач газовой динамики - 1992
14. Самарский А А Попов Ю П Разностные Методы Решения Задач Газовой Динамики 1992
15. Самарский А.А. - Теория разностных схем - 1989
16. Р.Рихтмайер, К.Мортон Разностные методы решения краевых задач
17. Л.И.Турчак Основы численных методов - 1987
Теперь, непосредственно само задание(ссылка на скан листа, если что-то не понятно), которое я перепишу в формате
http://xmages.net/storage/10/1/0/e/0/up ... ce6cb.jpegЗдесь можно увидеть в самом верху, в рамке находится уравнение теплопроводности:
далее приводится рисунок, отображающий начальное условие системы при t=0:
Заранее оговаривается метод, с помощью которого мы будем численно решать это уравнение:
Сеточные методы на Эйлеровых схемах (явная схема).Конечно, нужно будет определить устойчивость схемы и выяснить, при каких критических значениях
эта схема будет сходиться(ответ уже найден и равен
, где
- шаг по времени(
),
- шаг по пространственной координате)
Далее приводится 3 уравнения, назначение которых мне не совсем ясно, но имеются догадки:
Видимо, нужно еще варьировать коэффициент
- коэффициент теплопроводности в зависимости от этой системы уравнений, описанной выше.
Суть всего этого задания - реализовать в виде
приложения на языке Си/С++, которое показывает зависимость точности решения от шага интегрирования на примере этого самого уравнения теплопроводности, что не составляет труда, если задание понятно и чётко сформулировано. Однако мои текущие познания в области вычислительной математики довольно скудны, поэтому мне довольно проблематично связать текущие соотношения в единую систему.
Мои соображения:
Во-первых, нужно задать граничные условия для нашего уравнения теплопроводности(исходя из рисунка):
Допустим
где
(здесь подразумевается, что a и b - концы стержня)
Во-вторых, нужно ввести пространственно-временную сетку, которая будет представлять из себя матрицу, причем каждая строка её[матрицы] характеризует значения уравнения при каком-либо времени
. (здесь поправьте меня, если я не правильно понял смысл всех этих сеток)
В-третьих, мы переписываем уравнение теплопроводности в виде разностной схемы:
откуда мы можем найти
при условии, что нам известно начальное распределение температуры на предыдущем временном слое(например на
).
В-четвертых, следует учитывать еще эти три уравнения, связанные с самим коэффициентом теплопроводности. Таким образом задача усложняется - требуется понять, каким именно образом следует организовать эту связь и как мы можем вообще их применить либо хотя бы выразить. Я предполагаю, что начальный коэффициент теплопроводности (та самая
) должен задаваться в начале, а затем уже выводятся и находятся остальные значения уравнений.
Возникает некоторое количество логичных вопросов:
1. На графике нарисован "стержень" - с равномерной начальной температурой по всей его длине. Что будет означать профиль графика в последующие моменты времени - нагрев окружающей среды и остужение самого стержня?
2. Достаточно ли я описал задачу(для описания её непосредственно в дискретной форме, в ЭВМ) и нет ли где "подводных" камней, либо неопределенности касаемо условий задачи?
3. Каким образом проще и понятнее ввести дополнительные условия для коэффициента теплопроводности(имеются в виду 3 вышеприведенных уравнения)?
4. Мелкие, но необходимые для целостной картины вопросы, описанные выше, в тексте.
5. Правильность моих рассуждений.
Заранее спасибо, если вы смогли осилить этот текст. Просьба: описывайте как можно более подробнее(
желательно на пальцах) свои мысли и объяснения.
В случае успеха я постараюсь выложить понятный алгоритм действий при решении задач такого рода.