Зерно можно съесть, а как можно потребить золотую монету?
Золото имеет ценность, потому что люди согласились считать его средством обмена, и только поэтому.
Согласен с Вами, но не на 100%. Потребительская полезность у золота имеется, но она, если можно так выразиться, условна, не универсальна. И связана как раз с возможностью изготовления украшений. Украшения эти, очевидно, являются предметом роскоши и вообще ценятся не всеми. Но для некоторой части потребителей они обладают ценностью, следовательно, и потребительская полезность у них есть.
Для того, что бы продукция имела собственную полезность, она не обязательно должна удовлетворять жизненно важные потребности. В противном случае не только все украшения (включая золотые), но и, например, предметы декора, скульптуры и пр. предметы искусства не имеют никакой полезности. Однако полезность у них имеется и она обусловлена эстетическими потребностями человека.
Если вернуться к живописи, можно привести и обратный абстракционистам пример. Полотна старых мастеров явно имеют какую-то эстетическую полезность. Чем она принципиально отличается от полезности для потребителя каких-либо золотых изделий, украшений, если любоваться (пусть даже это справедливо лишь для части потребителей) можно и теми и другими? Кстати, картина может представлять ценность также не для всех (пусть даже для большинства, но не для всех, в отличие от тех же продуктов питания).
Получется, что потребительская стоимость серебра в 20 раз меньше, чем золота? А почему?
Рынок всё-таки вносит свои коррективы. В определённой степени абстрагирование от потребительских свойств всё же происходит. Поправьте, если ошибаюсь, но одной лишь потребительской полезностью дело ведь не ограничивается.
Кстати, можно привести примеры, аналогичные Вашему, используя для этого и предметы первой необходимости. Например, джинсы могут стоить в 3 раза дешевле, чем рубашка. Значит ли это, что последняя втрое полезнее для потребителя?
И ещё: если потребитель считает, что данная рубашка ценнее, так ли это на самом деле или его взгляды на потребительскую стоимость могут быть кем-то сформированы? Отчасти несомненно: реклама, бренды и прочее. Но это не отменяет того факта, что рубашка всё же имеет полезность, как предмет одежды, пусть даже она на деле невысока (скажем, такая одежда не очень-то и согреет). Также и с золотом. Возможно, если исходить из его полезности, золото должно цениться не больше дешёвых безделушек. Тогда отчасти (пусть даже по большей части) его стоимость действительно абстрагирована от потребительской полезности. Но не на 100%, ведь полезность у данного товара также присутствует.