ПРЕДИСЛОВИЕ: УЧЕНЫЙ И РОССИЯ
Предлагаются вниманию ученых методы рациональной, в том числе научной критики идеологии. Их описание содержится в статье Георгия Антонюка "Деидеализация и антиидеализация как методы рациональной критики идеологии (идеологоведческий подход)» на сайте «ФОРУМ АНТОНЮК. ВМЕСТЕ СОЗДАЕМ ЛИЧНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ»:
http://demiurgos.communityhost.ru. Возможно, проблема отношений науки и идеологии заинтересует посетителей сайта, поскольку любой ученый в процессе своей деятельности сталкивается с попытками идеологий в их различных формах – религиозной, философской, художественной, мифологической, обыденной, социально-теоретической негативно повлиять в своих интересах на науку и ученых. Поэтому ученым полезно знать, каковы существенные признаки идеологий и как им противодействовать.
В данной статье, которая помещена ниже, изложены, насколько позволяет небольшой для гуманитарно-научной работы объем текста, самые фундаментальные, т. е. логические критерии различения идеологии и науки, которых не дают другие исследователи идеологии, и ее соотношения с наукой, нужные ученым для опознания идеологии и для отдаления науки от нее, и предложен ряд методов рациональной критики идеологий, которые призваны помочь ученым не только обороняться от идеологий, в т. ч. от религий, но и активно наступать на них, воинствующе бороться с их посягательством на науку. Только воинствующей борьбой с противниками науки ученые в состоянии утвердить себя и науку в качестве ведущей силы общественного прогресса и эффективного обеспечения жизнеспособности России и человечества.
Сейчас в России наука как социальный институт, без которого невозможно в наше время успешно обеспечивать жизнеспособность наций и человечества, испытывает колоссальные затруднения. Во-первых, они связанны с парализующим науку огромным конфликтом между реальной способностью современной науки быть ведущим фактором общественного прогресса, что видно на примере высокоразвитых стран Запада, и необычайно низким экономическим, политическим, правовым, престижным, моральным и др. социальным статусом в России ученых и науки, которые фактически находятся в положении маргиналов, занимая по степени признания их общественной значимости самую низкую ступень социально-статусной лестницы, напоминающую положение маргинальных каст неприкасаемых в средневековой Индии. В основном такое положение науки и ученых в России обусловлено тем, что в силу неразвитости с точки зрения самых передовых социально-инженерных целей, критериев и стандартов общественного прогресса нынешнего общественно-экономического и политического устройства Россия пока не нуждается в науке как решающей непосредственной производительной силе, а на развитие фундаментальной науки, не дающей непосредственный практический эффект, властям и обладателям капитала жалко тратиться. Незначительным исключением является существенная поддержка властью способных создать быстрый огромный эффект немногочисленных научных исследований в таких жизненно важных областях, как нанотехнологии, разработка отдельных вооружений, частично освоение космоса. Но как политический режим, так и крупный государственный и частный капитал, способные направлять большие средства в науку, в настоящее время преимущественно озабочены не созданием общественного богатства и жизнеспособности нации на основе самых передовых научных инноваций, а узко эгоистичными интересами своих сохранения, расширения влияния и легитимизации в глазах граждан России. В силу этого они в большей мере нуждаются не в науке, а в антинаучных обманных пиар-технологиях, в т. ч. политических, ориентированных на манипулирование общественным сознанием в их интересах, а также в идеологиях, особенно в религиях, помогающих защите, распространению влияния и легитимизации власти и капитала в глазах граждан, особенно религиозных верующих манипулированием с помощью идеологической, в т. ч. религиозной веры сознанием верующих в интересах власти и капитала. В обмен за помощь в защите, распространении влияния и легитимизации политического режима и капитала первые и вторые получают от власти и капитала соответствующее вознаграждение. Очень низкий социальный статус науки и ученых в России тормозит развитие научного познания и применение научных знаний, а значит, тормозит прогресс России.
Во-вторых, затруднения науки в России связаны также с колоссальным давлением на нее с целью принудить ее и ученых отречься от своей объективно оформившейся в течение веков специфики размыванием различными средствами присущих науке принципов, методов и критериев объективного научного познания и построения объективных научных знаний. 1. Это давление на науку и ученых невежд, дилетантов, вообще некомпетентных в области науки людей, искренне притязающих на создание научных знаний и на оценку ими с точки зрения истинности достижений науки и ученых. 2. Это давление на науку и ученых шарлатанов, часто невежественных, выдающих себя за знатоков, но нередко обладающих профессиональными знаниями, намеренно создающих ненаучные идеи или деформирующих научные идеи, выдавая их за научные. 3. Это давление на науку и ученых философов, претендующих на методологическое, гносеологическое и мировоззренческое руководство наукой. Такое давление было очень сильным при советской власти в бывшем СССР и официально поддерживалось правившей коммунистической партией. Сейчас это давление не очень сильное ввиду подавленности, ущемления философских разработок. 4. Это давление на науку и ученых религии, особенно Русской православной церкви. При советской власти данное давление отсутствовало. Сейчас оно приобрело тотальный характер. Оно весьма воинствующее, агрессивное и пользуется поддержкой значительной части капитала, многих влиятельных представителей государственной власти.
Научный и религиозный логико-методологический и гносеологический подходы к отражению мира, к его описанию и объяснению вообще несовместимы. Наука совсем не нуждается в религии. Даже нравственные ценности ученые способны вырабатывать сами. Так, этика ученого выработана и развивается самими учеными. Ученые вносят существенный вклад в разработку этики бизнеса, управленческой этики, экологической этики и др. Как только ученый становится истовым (искренним) верующим, он неизбежно отступает от принципа научной объективности, теряет качества ученого и деформирует научный подход, научное знание и научное познание в направлении приспособления их к усилению обоснования или демонстрации якобы истинности непроверяемых практикой религиозных догматов. Подлинный ученый не совместим с религиозной верой, поскольку его сознание неизбежно раздвоится, обретет антиномичность, конфликт с собой при одновременном объяснении ограниченных предметов проверяемыми наукой ограниченными причинами и вообще не проверяемыми наукой безграничными причинами (богом и др.). Если некоторые ученые, пребывая в фазе высокого научного потенциала, заявляли или заявляют, что они подлинные адепты религиозной веры, то это не означает, что они были или являются искренними верующими. Скажу грубо следующее. Если подлинный ученый стал искренним верующим, значит, у его рационально-научного мышления «поехала крыша» и оно потеряло способность реалистично, объективно познавать и объяснять мир. Религии, их организации и служители, если они считаются с успехами науки, не по чину стремятся осуществлять мировоззренческое, гносеологическое, методологическое и даже нравственное руководство наукой и учеными.
Если ученые признают истинными идеи религиозных учений (неважно, каких учений) о существовании безграничных первооснов бытия, они неизбежно будут вынуждены признать религию, церковь, их служителей и адептов носителями высших по отношению к науке истин и признать за ними право направлять ученых в научных исследованиях, выступая по отношению к ним, к науке и к научному знанию высшими мерилами и судьями. Ведь любая религия – это не просто вера в существование безграничных первооснов реальности. Это также вера в якобы необходимое обусловливание безграничными первоосновами существования ограниченных вещей. Признание религиозных вероучений истинными неизбежно означает признание того, что научное знание об ограниченных вещах, отношениях, свойствах, причинах, законах должно быть дополнено верой в решающее влияние на эти ограниченные предметы признаваемых религиями, но вообще не улавливаемых научными познавательными средствами безграничных первопричин, а значит, это признание неизбежно обусловливает внесение в научное знание вообще не отвечающих и даже противоречащих научным требованиям идей о безграничных первопричинах и о якобы детерминации ими ограниченного мира. С помощью такого знания не построишь ни космическую ракету, ни термоядерный реактор.
Признание учеными права религий на создание якобы безусловно истинных моральных норм также несет огромную опасность проникновения религии в науку и контроля ею науки и ученых. Ведь моральные нормы, даже самые разумные, могут обосновываться разными причинами, напр., потребностями обеспечения стабильности общества, жизнеспособности наций, человечества, утилитарными интересами людей – если одни люди не будут соблюдать моральные нормы в отношении других, то и другие не будут их соблюдать в отношении них (см., напр., Конфуция). Религии обосновывают формулируемые ими нормы морали признаваемыми ими безусловно существующими безграничными целевыми причинами (напр., богом). Если ученый признает истинность предлагаемых религиями моральных норм вместе с их религиозным обоснованием, то он тем самым признает истинными религиозные идеи существования высших безграничных целевых первопричин и их якобы необходимого проявления в ограниченных предметах, в т. ч. в нормах морали. Таким обходным путем через мораль религии и их служители проникнут в науку. Если ученый видит разумность имеющихся в религиях тех или иных моральных норм с точки зрения их непосредственного соотносимого с реальной жизнью содержания, то ему, если он хочет оставаться на научных позициях, целесообразно дать этим нормам научное обоснование, отбросив религиозное обоснование. И целесообразно использовать науку для формулирования новых и для обоснования уже существующих эффективных моральных норм.
Религия, наряду с философией, социальными утопиями, является разновидностью идеологии. Все идеологии основаны на категорических идеях якобы осуществимых безгранично идеализированных предметов, хотя с рационально-научной позиции эти идеи либо неистинные (напр., идеи осуществимости мессий, абсолютно совершенного общества, всемудрого правителя), либо вообще не поддаются научному соотнесению с реальностью (напр., идеи существования всемогущего бога, бесконечной материи). Потому все идеологии противоречат науке и являются ее врагами. Они ограничивают науку. Сегодня большинство российских ученых, испытывая комплекс своей социальной неполноценности, обусловленной их низким социальным статусом, не только не борются активно с идеологиями, в т. ч. с религией, но и заняли по отношению к ним оборонительную позицию, которая к тому же очень вялая. Лишь немногие ученые, и среди них десять выдающихся российских ученых академиков Российской академии наук (РАН), в т. ч. несколько лауреатов Нобелевской премии Е. Александров, Ж. Алферов, Г. Абелев, Л. Барков, А. Воробьев, В. Гинзбург, С. Инге-Вечтомов, Э. Кругляков, М. Садовский, А. Черепащук публично призвали в июле 2007 г. поставить решительный заслон клерикализации общественной жизни, в т. ч. науки. Но чтобы отстоять науку перед религиозной экспансией в отношении нее, усилий этих академиков недостаточно. Интересы эффективной защиты науки от посягательств на нее религии требуют объединения против этих посягательств усилий всех российских ученых и вооружения их эффективными идейными средствами противодействия религии и всякой идеологии. Религия, особенно Русская православная церковь уже начала тотальное воинствующее стратегическое наступление в России на науку с целью установления своего контроля над наукой и уже окольно проникла даже в главное научное предприятие России и ее главное хранилище научного потенциала, научных традиций, морали и принципов -- в Российскую академию наук.
Религию -- в храм!
Mediator
12. 09. 07.
ГЕОРГИЙ АНТОНЮК
ДЕИДЕАЛИЗАЦИЯ И АНТИИДЕАЛИЗАЦИЯ КАК МЕТОДЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ КРИТИКИ ИДЕОЛОГИИ
(идеологоведческий подход)
Обеспечение выживания человечества нуждается в исследовании наукой всего, что поддается научному познанию. Недополученное научное знание вследствие накладываемых идеологиями (и вообще людьми) ограничений на научное познание может оказаться тем недостающим звеном научной картины мира, отсутствие которого существенно исказит ее, сузит диапазон практического применения научного знания или вообще негативно деформирует практическую деятельность и даже обусловит гибель человечества.
Если сознанием людей овладевает идеология, то они нуждаются не в идеях оппонентов, а в цепях для них. Если властью государств овладевает идеология, то они нуждаются не в демиургах, а в рабах. Идеологическая вера – это злейший враг внутренней духовной свободы личности, а идеологизированная государственная власть – это злейший враг социальной свободы. Внутренняя и внешняя свобода людей жизненно необходимы для развития и реализации творческого интеллекта. В современную эпоху научно-технической революции становящийся массовым во всех сферах общественного производства основанный на творчестве профессиональный интеллектуализированный труд превращается в решающую производительную силу общества и в главный фактор его прогресса, без которого невозможно повышение жизнеспособности человечества. Поэтому борьба с идеологией – это борьба за выживание человечества. Устранить идеологические взгляды на мир невозможно, т. к. всегда рождались и будут рождаться люди с предрасположенностью к идеологическому мышлению. Но можно и нужно добиться ограничения влияния идеологии на общество и превратить идеологическую веру в личное дело адептов идеологий.
Критика любой идеологии требует высокой профессиональной подготовки, фундаментальных научно-теоретических знаний об идеологии и научных методов критики. С научной позиции видно, что даже самая примитивная идеология – это очень сложное идейное сооружение, в котором используются абстракции высокого уровня в виде идей мысленно сконструированных безгранично идеализированных предметов, которые ее приверженцы посредством веры признают осуществимыми. Так, даже идеи всемогущих богов в первобытных языческих религиях – это абстрактные интеллектуальные образы развитых безгранично идеализированных предметов. Осознанное применение научно обоснованных методов критики идеологий, разработанных с помощью науки об идеологии (идеологоведения), способно существенно повысить эффективность этой критики.
Неумолимо ширится круг правовых государств (так называемый «западный мир», «Запад») с научно обоснованной общечеловеческой демократией, основные нормы которой закреплены в признанных ООН международно-правовых документах о правах человека. Власть этих государств предпочитает опираться в управлении не на идеологию, которая внерациональная и отделена от выработки и принятия управленческих решений, а на науку, социальную инженерию, нередко на здравый смысл, которые рациональны. В правовых государствах главными идейными помощниками власти являются не идеологи, а ученые и социальные инженеры. Наука и социальная инженерия -- это наиболее эффективные идейные инструменты управления полноценным правовым государством. Они необходимы для определения желаемых социально-экономического строя, устройства государства, власти, для разработки успешных управленческих решений, для определения оптимальных целей поступательного общественного развития и др. Потому только ученые и социальные инженеры способны быть плодотворными идейными помощниками управления правовым государством. Полноценное правовое государство отделяет от себя идеологию и посредством правового закона признает приверженность ей лишь личным делом граждан.
Официальное использование идеологии в качестве идейного инструмента управления государством характерно для диктатур. Это обусловлено как минимум следующими причинами. Во-первых, диктаторы строят государство наподобие живого организма с жестким централизованным управлением во главе с ними, в котором гражданам придают функцию его клеток, а социальным институтам придают функцию его органов, и сколачивают диктаторское устройство государства, удерживают и укрепляют его преимущественно с помощью насилия над гражданами, т. е. посредством принуждения. Но возможности насилия в управлении государством и в обеспечении диктаторской власти ограничены. Поэтому диктатуры жизненно нуждаются в официальной идеологии. Она служит дополнительным средством укрепления диктатур. Если граждане уверуют в официальную идеологию, то они уверуют в якобы необходимость диктатуры и диктаторов вообще и конкретных диктатур и диктаторов, в частности. Официальная идеология категорически обосновывает их якобы необходимость неизбежным проявлением будто бы существующих безграничных первоначал мироздания. В ней это обоснование является центральным. Во-вторых, часто диктаторы обладают идеологическим сознанием и нуждаются в идеологии как идейном руководстве в личной жизни, в мыслях, в переживаниях и в управлении государством.
Идеи, интеллектуальные образы безгранично идеализированных сознанием, т. е. безгранично преувеличенных или преуменьшенных им (в положительную, в отрицательную или в ту и в другую стороны) жизненно значимых (жизненно ценных) для многих людей предметов, реальных или надуманных (общественных отношений, устройства власти, качеств правителей, основ мира, влияющих на человека сил и др.), которые посредством веры категорически признаются адептами идеологий осуществимыми, являются узловыми ячейками идеологий, ядром идеологий и составляют их сущность. Безграничная идеализация – это конструирование сознанием безграничного предмета: 1. или посредством мысленного устранения границ у одной, у нескольких или у всех черт реального предмета (пространственных, временных, количественных, качественных, сущностных, причинных, ценностных и др.), которое может включать мысленное устранение каких-либо его черт; 2. или посредством мысленного наделения реального предмета новыми безграничными чертами, которое также может включать мысленное устранение каких-либо его черт; 3. или посредством мысленного создания не имеющего прототипа в реальности нового предмета с безграничными чертами; 4. или посредством мысленной комбинации двух или трех названных выше важнейших способов конструирования безграничного предмета. К безграничным идеализированным предметам принадлежат точка, актуальная бесконечность, абсолютно твердое тело, абсолютно черное тело, идеальный газ, идеальный раствор, машина Карно, машина Тьюринга, нравственный категорический императив И. Канта, идеальный тип М. Вебера, коммунистическое общество К. Маркса, всемогущий Бог в христианстве, бесконечная материя в диалектическом материализме, прекрасное само по себе Платона, абсолютные мировые добро и зло в манихействе и др. Безгранично идеализированные предметы создаются наукой, инженерией, искусством, обыденным сознанием и идеологией.
Создаваемые рациональным мышлением в науке, инженерии, неидеологизированном искусстве безгранично идеализированные предметы (напр., прямая линия, абсолютно черное тело, идеальный раствор, машина Тьюринга, абсолютно формализованная организация, Дон Кихот) изначально рассматриваются в них как вообще не осуществимые, но как имеющие или могущие иметь ограниченные предметные прототипы в реальном мире, и используются ими в качестве необходимых для решения их задач инструментов, напр., в качестве средств познания и проектирования в науке и инженерии, в качестве художественных образов в искусстве.
Идеологические безгранично идеализированные предметы (напр., всемогущий бог, бесконечная материя, мировая воля, абсолютно совершенное общество, мессия) изначально мыслятся адептами идеологий, в которых использованы данные идеализированные предметы, безусловно осуществимыми и идеи данных предметов оцениваются этими адептами посредством веры как абсолютно истинные знания о реальности.
Идеологии создаются всеми средствами, способными выражать их идеи безгранично идеализированных предметов: теоретическими, специализированно-эмпирическими, художественными, с помощью мифов, средствами обыденного сознания. Идеологии нередко используют рационально добытые объективные факты, рациональные научные и инженерные идеи, рациональные идеи, созданные с помощью здравого смысла, рациональные художественные образы, приспосабливая их к идеологическим идеям посредством их деформации и включения в их содержание идеологических идеализаций, а также посредством включения рациональных идей в содержание идеологических идеализаций (напр., согласно христианству, естественные причины конечных вещей являются вторичными, а причиной всех причин является всемогущий Бог). Идеологические идеи, в которых безгранично идеализирован жизненно значимый мир, их приверженцами посредством внерациональной веры признаются безусловно истинными.
Идеологий очень много, в т. ч. равновеликих. Большое число идеологий умерло и не имеет адептов, много идеологий в каждый момент времени умирает и теряет адептов. Но непрерывно рождаются новые идеологии, обретающие своих адептов. Каждая идеология лишь себя считает единственно истинным взглядом на мир и нетерпима к притязаниям других идеологий на безусловную истинность. Поэтому только одна идеология способна быть официальной. Две и больше равновеликих идеологий не способны ужиться в качестве официальных. Это один из законов идеологий. Функционирование официальной идеологии неизбежно обусловливает ограничение этой идеологией и государственной властью функционирования или устранение других идеологий, а также тех неидеологических взглядов, в т. ч. рациональных научных и инженерных идей, в которых власть и ее идеологи усматривают угрозу официальной идеологии, порождает принуждение официальной идеологией и властью всех граждан к признанию официальной идеологии единственно истинной, к пониманию ими мира и к действию в нем сообразно ей и ведет к ограничению властью и официальной идеологией прав и свобод граждан, в т. ч. свободы совести, мысли, творчества, слова.
Идеологии без идеологического осмысления основ мира мертвые, т. е. не способны иметь или длительное время иметь искренних приверженцев. Осмысление основ мироздания с помощью их безграничной идеализации является необходимым компонентом и фундаментом идеологий. Основы мира идеологически осмысливаются в нерелигиозных мифах (в основном в первобытную эпоху), в религии, в философии, в теософии, являющихся специализированными идеологиями. Иногда основы мира идеологически осмысливаются средствами искусства, обыденного сознания, которые не специализированы на создании идеологических идей. Эти средства по способности идеологически осмысливать основы мироздания уступают средствам религии и особенно философии. Самыми развитыми средствами идеологического осмысления основ мира обладает философия. К этим средствам принадлежат в первую очередь философские категории, принципы, законы. Современные идеологии без современных философских учений об основах мира являются архаичными.
Однако идеологии не сводятся только к осмыслению основ мироздания. Идеологии осмысливают наряду с безусловными предметами, к которым относятся основы мироздания, также относительные предметы, т. е. локальные стороны реальности, безгранично идеализируя их. К локальным идеологиям можно отнести (учитывая наличие элемента нестрогости в любой классификации): формы оккультизма, которые основаны на вере в существование безгранично идеализированных предметов в виде целевых сверхъестественных сил, не рассматриваемых в качестве первооснов мира, и на особых «практических» способах якобы прямого взаимодействия с ними (напр., магия, спиритизм); социальные идеологии (коммунистические, анархистские, фашистские, религиозно-социальные и др.) с их идеями абсолютных спасителей человечества (мессий, гениев всех времен и народов и т. п.), совершенных человека и общества, якобы существовавших в прошлом, существующих в настоящем или неизбежно осуществимых в будущем; идеи, основанные на идеализации природных явлений (напр., русалки, лешие, черти), и др. Однако идеализации локальных предметов реальности в локальных идеологических построениях опираются на идеи безгранично идеализированных основ реальности, из которых как из первопричины выводятся идеализированные локальные, относительные предметы. Без безграничного идеализирования основ мироздания идеологии не способны породить веру в осуществимость безгранично идеализированных ими локальных предметов мироздания. Абсолютные идеи о существовании безграничных первооснов мира в конечном счете нужны в идеологиях для безусловного объяснения с помощью них и категорического нормирования (напр., в виде моральных правил), опираясь на них, локальных сторон реальности. Так, чтобы склонные к вере люди поверили во всемудрость кого-либо, сообразно законам идеологии необходимо изобразить его высшей необходимостью, напр., богом, которым (земным олицетворением бога Зевса) царь Македонии Александр Македонский приказал считать его, или хотя бы проявлением высшей необходимости, в частности, мессией, посланником бога (как, напр., И. Христа), или открывателем единственно верной научной философской методологии познания (как, напр., К. Маркса), или абсолютно верным продолжателем дела мессии (как, напр., апостола Павла), или подлинным продолжателем дела открывателя единственно истинной философской методологии познания (как, напр., В. Ленина).
Все идеологии категорически настаивают на том, что то, что рациональный ум оценивает как идеологические безграничные идеализации, как мысленно сконструированные безгранично идеализированные предметы, не осуществимые в реальности или вообще не доказуемые на предмет их осуществимости, будто бы безусловно осуществимые и якобы с необходимостью существуют, существовали или будут осуществлены в изображенном идеологией виде. Поскольку вообще невозможно рационально, т. е. логически и практически доказать осуществимость идеологических безгранично идеализированных предметов, то идеология инициирует веру как средство признания их осуществимости.
Противоположность идеологических сознания и его мышления – это рациональные сознание и его мышление. На их применении основаны наука, инженерия, неидеологизированное искусство, здравый смысл. Рациональный взгляд на мир – это реалистичный взгляд. Но если искусство может быть не только рациональным, но и идеологизированным, то наука, инженерия и здравый смысл только рациональны и опираются не на веру, а на доказательство с помощью практики. Потому даже в самых обоснованных научных и инженерных идеях содержится возможность сомнения. Наука и инженерия, как и вообще рациональное сознание, признают принципиальную возможность осуществимости и принципиальную возможность практического доказательства осуществимости только всецело ограниченных предметов. Поэтому их теории, основанные на идеях научных безгранично идеализированных предметов, которые изначально признаются вообще не осуществимыми, но имеющими или могущими иметь ограниченные прототипы в реальном мире, обладают объективной истинностью и общезначимостью. Применяемое в науке и инженерии рациональное мышление, которое является самым развитой его разновидностью, рассматривает безгранично идеализированные предметы в идеологии как вообще неосуществимые, если это безгранично идеализированные относительные предметы (напр., полностью справедливое общество, всезнающий правитель), и как вообще недоказуемые логикой и практикой на предмет осуществимости, если это безгранично идеализированные безусловные всеобщие основы реальности (в виде, напр., бесконечной материи, всемогущего бога). Идеи безгранично идеализированных в идеологии предметов либо вообще не поддаются рациональной проверке на истинность ни логически, ни практически (идеи безгранично идеализированных безотносительных первооснов мира: идеи всемогущего бога, бесконечной материи и др.), либо поддаются рациональному доказательству с помощью практики как неистинные (идеи безгранично идеализированных локальных предметов: идеи абсолютно совершенного общества, всесторонне развитой личности, всемудрого правителя, мессии и др.). Наука, инженерия и здравый смысл не осмысливают всеобщие основы мироздания, т. к. в силу своей природы не имеют для этого соответствующих интеллектуальных инструментов и потому не создают в отношении них идеализации.
Применяемое в науке и инженерии рациональное мышление, которое является самой развитой разновидностью рационального мышления, рассматривает безгранично идеализированные предметы в идеологии как вообще неосуществимые, если это безгранично идеализированные относительные предметы (напр., полностью справедливое общество, всезнающий правитель), и как вообще недоказуемые логикой и практикой на предмет осуществимости, если это безгранично идеализированные безусловные всеобщие основы реальности (в виде, напр., бесконечной материи, всемогущего бога). Идеи безгранично идеализированных в идеологии предметов либо вообще не поддаются рациональной проверке на истинность ни логически, ни практически (идеи безгранично идеализированных безотносительных первооснов мира: идеи всемогущего бога, бесконечной материи и др.), либо поддаются рациональному доказательству с помощью практики как неистинные (идеи безгранично идеализированных локальных предметов: идеи абсолютно совершенного общества, всесторонне развитой личности, всемудрого правителя, мессии и др.). Наука, инженерия и здравый смысл не осмысливают всеобщие основы мироздания, т. к. в силу своей природы не имеют для этого соответствующих интеллектуальных инструментов и потому не создают в отношении них идеализации.
С позиции рационально-научного (идеологоведческого) подхода идеология – это нереалистичный безгранично идеализирующий взгляд на мир, основанный на вере, т. е. абсолютной убежденности в осуществимости сконструированных сознанием безгранично идеализированных предметов. Составляющие основу идеологий идеи безгранично идеализированных предметов, с помощью веры признаваемых осуществимыми, вообще не способны обладать объективной истинностью и общезначимостью и признаются абсолютно истинными и значимыми только адептами конкретных идеологий. Потому идеология ненаучна. Однако любой адепт конкретной идеологии категорически считает, что основополагающие идеи идеологии, которой он привержен, абсолютно истинные для всех людей и для всех времен, т. е. что они будто бы обладают объективной истинностью и общезначимостью. Вера в осуществимость безгранично идеализированных предметов конкретной идеологии обладает для ее приверженцев побудительной силой категорического императива (повеления). Искренний приверженец конкретной идеологии видит мир, переживает его, объясняет его и действует в нем так и только так, как ему предписывает эта идеология.
Потому не идеология, а наука и инженерия в состоянии быть эффективным интеллектуальным средством управления государством. С точки зрения эффективности даже использование в управлении здравого смысла предпочтительней использования идеологии. Использование государственной властью идеологии в качестве инструмента управления делает управление неэффективным, угрожает жизнеспособности страны. Неразумно руководствоваться идеями о том, что вообще неосуществимо или осуществимость чего вообще недоказуемо логически и практически. Попытка многих сегодняшних религиозных идеологов России реанимировать средневековый контроль религией науки и осуществить ее религиозную идеологизацию навязыванием ученым идеи о якобы совместимости религии и науки, навязыванием науке основополагающих принципов религии вообще и конкретных религий, в частности, в качестве высшего знания и высших методологического основания и регулятора научного познания, внедрением религиозной веры в науку в качестве средства научного познания и критерия научного знания ведет к деформации рациональных мышления, научной картины мира и общенаучного мировоззрения, а также научных понятий, терминов, принципов, методов и средств познания, научного познания и научного знания, этики науки, к сковыванию науки религией, к превращению науки в служанку религии, а ученых – в идейных рабов служителей религии.
Поскольку идеи безграничных идеализированных предметов – это узловые ячейки идеологий, то их целесообразно избрать основным объектом антиидеологической критики. Поражая их, критик повреждает системы идеологических взглядов в целом. Рациональную деидеализацию идеологии средствами науки и инженерии, которые являются высшими формами рациональности, вижу главным методом антиидеологической критики. Она состоит в изображении предметов, которые безгранично идеализированы идеологией (напр., в идеях всецело совершенного общества, богочеловека), такими, какими они являются или способны быть на самом деле, т. е. ограниченными, всесторонне несовершенными и ни при каких обстоятельствах не могущими быть иными или вообще выдуманными. В научно-инженерной деидеализации используются такие инструменты рационального доказательства, как объективные научные факты, подтвержденные научные теории, логические обоснования, практическая проверка и др. Менее эффективная и доказательная рациональная деидеализация с помощью здравого смысла, который тоже рационален. При деидеализации он может использовать иронию, сарказм и т. п. средства. Однако рациональная деидеализация применима только к безгранично идеализированным конечным предметам, а не к безгранично идеализированным основам реальности. Яркие примеры такой деидеализации – это развенчание религиозных культов в государствах с атеистической официальной идеологией, целенаправленное развенчание официальной властью бывшего СССР культа личности И. Сталина как якобы всемудрого гения, деидеализация в период перестройки в бывшем СССР В. Ленина как источника абсолютной истины, марксизма-ленинизма как единственно верного учения, социализма как единственно справедливого и прогрессивного общественного строя. Ведь любые идеологические, в т. ч. религиозные культы – это безграничные идеализации.
Но если идеология не мертвая, а живая, т. е. имеет искренних, фанатичных приверженцев, готовых пожертвовать своей судьбой и даже жизнью ради своей веры, то взломать их веру рациональной деидеализацией очень трудно, а часто и невозможно. У идеологической веры есть собственные внутренние законы жизни. Ведь она не основана на рациональных доказательствах. Но даже если вера у таких истово верующих взломана, они не переходят на позиции рационализма, а принимают новую идеологическую веру. Однако искренних приверженцев у любой идеологии не очень много. По приблизительным оценкам некоторых исследователей, среди всех взрослых людей даже в выраженных идеологических, в т. ч. теократических государствах они составляют не более 10—12%.
А вот вера в существование таких идеализированных предметов, как безграничные основы реальности, напр., вера в существование абсолютной идеи Гегеля, бесконечной материи, беспредельного бога вообще не поддается рациональной деидеализации, т. к. рациональное мышление не в состоянии даже мыслить безграничные основы мироздания в качестве объекта познания, а значит, не способно вообще ничего сказать об их существовании: ни предположить их существование, ни доказать его, ни опровергнуть его.
Предрасположенность к рациональному видению мира (рациональному типу сознания, признающему возможность существования только всецело ограниченных предметов) и к идеологическому видению мира (внерациональному, безгранично идеализирующему мир типу сознания, верящему в осуществимость безгранично идеализированных им предметов) врожденная. Всегда рождаются как люди с расположенностью к тому и к другому типу сознания, так и люди, у которых причудливо присутствуют оба эти типы сознания: либо в виде удвоенного сознания, состоящего из автономных областей, либо в виде подчинения рационального сознания идеологическому. Если бы все люди были расположены к внерациональной идеологической вере или если бы сознание большинства даже искренних приверженцев идеологий до мелочей было пронизано идеологической верой, то некому было бы принимать поддающиеся проверке рациональные судьбоносные решения о себе и об обществе и человечество давно вымерло бы. Предрасположенные к идеологической вере люди обречены на веру до тех пор, пока какие-либо факторы не разрушат эту предрасположенность.
Вокруг искренних приверженцев определенной идеологии, составляющих ядро ее сторонников, формируется окружение, которое может быть многочисленным, состоящее: из квазиприверженцев, т. е. людей, лишь мнящих, будто они верят, но не готовых жертвовать собой ради веры; из лжеприверженцев, намеренно или неосознанно имитирующих роль верующих; из не приверженцев, но благосклонных к ней людей. Деидеализация эффективно помогает отталкивать от конкретной идеологии и от ее идеологов квазиприверженцев, лжеприверженцев и тех людей, кто к ней благосклонный.
Если же определенная идеология мертвая и представляет собой искусственное идейное сооружение, имеющее не искренних приверженцев и идеологов, а лишь квази- и лже- приверженцев и идеологов, как, напр., официальная идеология политического режима в Беларуси, не имеющая официального учения об основах мироздания, без которого она мертва и на которое противоборствующие властные идеологические силы безуспешно пытаются протащить противостоящие архаичное православно-религиозное учение с его нечеткими и подчиненными теологии философско-религиозными взглядами, а также страхом перед социальным и научно-техническим прогрессом и ориентированную на науку развитую диалектико-материалистическую философию с ее идеей бесконечной материи как первоосновы мироздания (непроверяемой логически и практически, а потому вредной для науки в случае попыток ее влияния на науку), заблокировав притязания друг друга, то для отталкивания людей от мертвой идеологии и от ее мнимых идеологов рациональная деидеализация подходит как нельзя лучше. Этот метод хорош также для рациональной критики основанных на применении не идеологических, а идеологоподобных идеализаций предметов социального мира, создаваемых для рекламно-пропагандистских социальных концепций и для стихийно формирующихся социальных взглядов обыденного общественного сознания. Отличие идеологоподобных взглядов от идеологии в том, что в них применяется не безграничная, а ограниченная идеализация предметов, не используются взгляды на основы мира, присутствует не вера, а рождаемое под влиянием различных факторов неустойчивое, кратковременное положительное мнение об осуществимости используемых ими ограниченно идеализированных предметов.
В рациональной критике идеологий и идеологоподобных рекламно-пропагандистских социальных концепций, а также социальных взглядов обыденного общественного сознания возможно применение также «народного метода», широко используемого в бытовых склоках и употребляемого политическими технологами в усовершенствованном виде в PR-технологиях, направленных на манипулирование сознанием людей для достижения конкретных политических целей. Это метод антиидеализации или идеализации с противоположным идеализированным в критикуемых идеологиях и идеологоподобных взглядах предметам знаком. Его суть состоит в изображении в отрицательно идеализированном виде того, что в идеологии или в идеологоподобных взглядах идеализировано в положительную сторону, и наоборот. Например, если нечто изображено в идеологии носителем мирового добра, то критика рисует его источником мирового зла, и наоборот. Так, сейчас в России еще нет официальной идеологии. Но уже есть ориентированные на политический режим неофициальные или полуофициальные провластные идеологи, которые стихийно используют метод антиидеализации. В ответ на идеализацию США в виде единственно последовательного носителя передовых ценностей и спасителя человечества от угрожающих ему вызовов со стороны якобы сил мирового зла – всемирного исламского терроризма, диктаторских режимов и др., эти идеологи начинают создавать образ отрицательно идеализированных США в виде источника мировых несправедливости, зла, насилия, злейшего врага России и человечества. Но создаваемые этими идеологами идеологические идеи в долгосрочном плане нежизнеспособные, поскольку они не основаны на четком и современном философском учении о безграничных первоосновах реальности. Протаскиваемая влияющими на власть политическими силами и идеологами на роль учения о безграничных первоосновах мира русско-православная религия слишком примитивная, чтобы служить устойчивым фундаментом современной идеологии.
Метод антиидеализации нередко дает некоторый кратковременный положительный эффект (по отношению к цели критики). Однако его побочные отрицательные последствия могут намного перевешивать пользу. Как ученый, не могу его рекомендовать для критики идеологий, поскольку он не основан на научных доказательствах и в нем рационалистами в утилитарных целях критики идеологии спекулятивно используются вненаучные компоненты и средства их антипода – идеологии. Но каждый вправе сам решать, какой метод ему использовать в антиидеологической борьбе.
Оценка идеологии с точки зрения наличия в ней объективных доказательных рациональных знаний автоматически придает ей в общественном сознании статус их источника. А это не так. Даже если идеологи встраивают в идеологии объективные рациональные знания, то эти знания не имеют самостоятельной ценности и приспособлены путем их деформации, искажения к обоснованию и идейному использованию внерациональных, а значит, вненаучных идеологических идеализированных предметов. Поэтому ищите в идеологиях не объективные доказательные рациональные знания, а веру!
Основные работы автора по идеологии, являющиеся поступательным развитием им своей концепции сущности идеологии: Социальная идеализация // Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей. Тезисы докл. республ. межвузовской научн. конференции 19 -- 21 мая 1992 года. -- Гродно, 1992, Ч. II; Ідэалогія // Беларуская энцыклапедыя. – Мн., Беларуская энцыклапедыя, 1998. Т. 7; Ідэалізацыя // Беларуская энцыклапедыя. – Мн., Беларуская энцыклапедыя, 1998. Т. 7; Марксистская философия, вера и новый рационализм // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1997, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 17. 09. 07; Ідэалогія, ідэалізацыя і вера // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 10. 0. 07; Социальная идеализация, идеология и общество // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1998, № 4, Demiurgos.communityhost.ru, 6. 06. 07; Идеология и государство // Субъективные притязания и объективная логика в развитии общества переходного периода. -- Гродно, 1998, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 06. 07; Идеологи и правители (антиидеологическая защита государства и его правителей) // Гуманитарно-экономический вестник. -- Минск, 1999, № 2, Demiurgos.communityhost.ru, 4. 06. 07; Правитель, идеологическая вера и рационализм (правителям государств на заметку). -- // Kreml.org, 1. 03. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07; Большая стирка мозгов может не получиться // Белорусский рынок (Белорусы и рынок). -- Минск, № 8, 1-8. 04. 2004; Идеологическая вера и религиозный экстремизм // Kreml.org, 10. 11. 04, Demiurgos.communityhost.ru, 12. 08. 07; Религия и рационализм // Demiurgos.communityhost.ru, 11. 08. 07; Правитель, идеология, рационализм и наука // Demiurgos.communityhost.ru, 8. 09. 07, Lebedev.ru, 15. 04. 08; Методы самоопределения адептами идеологий подлинности своей идеологической веры // Demiurgos.communityhost.ru, 18. 09. 2007; Методика самозащиты от идеологии при анализе научных концепций и социально-инженерных разработок // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 09. 2007, Идеология и рациональность в управлении Россией // Demiurgos.communityhost.ru, 19. 12. 2007, Kasparov.ru, 19. 12. 2007; Введение в учение о мировоззрении (эйдологию) // Demiurgos.communityhost.ru, 4. 05. 08; Российская история и стандартизация России // Demiurgos.communityhost.ru, 9. 05. 08, Lebedev.ru, 6. 10. 08, Kasparov.ru, 9. 05. 08; Наука, идеология и общая теория идеализации и идеализированного предмета // Demiurgos.communityhost.ru, 5. 06. 08.
28. 08. 07.
Автор Антонюк Георгий Александрович, доктор философских наук, профессор (Беларусь, Минск).