УДК 612:14:578
В.А. Карачунский
СООТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА
В процессе развития философии стихийно сложилось система взглядов, в которой противопоставляется субъект и объект. Данная статья предлагает рассматривать субъективное и объективное в парадигме категории «движение», как две, взаимодополняющие методики познания.
Немецкий физик-теоретик М. Планк установил, что распространение света, его излучение и поглощение происходят дискретно, определенными порциями – квантами. Тем самым Планк явился основоположником квантовой теории, которая установила момент прерывности в энергетических процессах и распространила идею атомизма на все явления природы. В определенной мере данная концепция противоречит представлению о целостности мира. Энергетические процессы не могут быть изолированными друг от друга, так как далее напрашивается вывод о том, что каждая система подчинена собственным законам существования. По нашему мнению выход из создавшегося положения состоит в признании субъективности представления о прерывности энергетических процессов, что послужило основанием для написания данной статьи.
Трудно спорить с предложенной И. Мюллером доктриной физиологического идеализма, что форма, размеры, цвет и другие свойства окружающего мира относительны, то есть определяются особенностями восприятия (1,2). Все наши представления об окружающем, есть символы, так как попадают в сознание через своеобразный фильтр, органы чувств. Аналогом органов чувств, являются разнообразные приборы, применяемые в науке. В тоже время, нельзя согласиться, что содержимое сознания нереально. Если исходить из положения, что образы сознания являются символами, не отражающими истинную суть окружающего мира, то, надев солнцезащитные очки, мы должны потерять способность ориентироваться в привычной для нас обстановке. В действительности ничего подобного не происходит. Объяснить это можно тем, что объективное содержится не в символическом качестве окружающих нас предметов, а в том, как они перемещаются. Если яблоко упало с дерева, то факт произошедшего движения является непреложным для наблюдателя сидящего на дереве и стоящего внизу, несмотря на то, что описывать этот процесс они будут по-разному.
Процесс движения является цельным и непрерывным. С точки зрения субъекта, мы определяем две его разновидности: собственно движение, каким мы его видим, и движение, восприятие которого находиться за пределами возможности наших органов чувств (например, с большого расстояния, стадо пасущихся коров будет восприниматься как нечто целое, а вблизи, внутри его, мы будем наблюдать перемещение отдельных особей). Наукой доказано, что все объекты состоят из элементарных частиц, характер перемещения которых, относительно друг друга, определяет все разнообразие окружающего мира. Часть этого движения, недоступная нашему восприятию, субъективно воспринимается как материя. Таким образом:
Материя, это часть динамической системы окружающего мира, в которой мы не способны различать процесс движения.
Процесс мышления расширяет возможности наших органов чувств. Еще Демокрит предположил, что мир состоит из атомов, представление о которых долгое время господствовало в науке (3). Со временем, квантовая физика пришла к выводу, что атом устроен сложно. Логика развития представлений о дискретном строении вещества показывает, что чем меньше по размеру класс рассматриваемых частиц, тем меньше их разнообразие. В конечном счете, следует предположить, что все разновидности элементарных частиц образованы неким множеством простейших элементов, характер перемещения которых определяет свойства всего сущего.
Существующее разнообразие перемещения элементарных частиц может быть представлено двумя видами движения. В первом варианте частица двигается по замкнутой кривой, периодически возвращаясь в исходную точку пространства. Такое перемещение можно назвать циклической формой движения. Соответственно, перемещение, при котором частица никогда не попадает в исходное положение, можно определить как линейную форму движения. Следовательно, циклическая форма движения может рассматриваться как аналог материи. Таким образом, с точки зрения естествознания, можно предложить следующее определение:
Материя, это циклическая форма движения составляющих ее элементов
Как видим, оба определения материи несколько не совпадают. Фактически мы имеем дело с двумя точками зрения на один и тот же феномен, материю. Поэтому, сравнивая объективный и субъективный подходы, мы должны говорить не о приоритете одной точки зрения над другой, а о мнении двух наблюдателей, каждый их которых видит то, что не доступно его оппоненту. При рассмотрении материи, субъективно или объективно, мы имеем дело исключительно с содержимым нашего сознания. Субъективно, мы изучаем материю в процессе мышления, закономерно различая неделимые образы и те изменения, которые с ними происходят. Наблюдатель при этом «обращен лицом» к полю сознания. При рассмотрении мира с объективной точки зрения, наблюдатель «обращен лицом» в противоположную сторону (активно воздействуя на внешнюю среду, он приходит к выводу, что вещество состоит из элементарных частиц, которым свойственна линейная и циклическая формы движения).
Все, что мы воспринимаем посредством наших органов чувств, непосредственно и с помощью приборов, является динамической системой элементарных частиц, в которой различимо собственно движение и материя (движение недоступное восприятию). Разделение содержимого сознания на материю и движение относительно. Оно находиться в зависимости от приобретенного жизненного опыта и активности нашего «Я». Если активность «Я» направлена на поле сознания первично, мы говорим о процессе мышления, или субъективном подходе. Если активность Я направлена на сознание опосредованно, через практическую деятельность, речь идет об объективном подходе.
Сопоставив обе точки зрения, приходим к следующему заключению. На первом этапе познания, внешнем созерцании, отнесение содержимого сознания к материи или движению определяется порогом чувствительности наших органов чувств, приборов их усиливающих, а также местом в пространстве, которое мы занимаем, как наблюдатель. На втором этапе, в процессе мышления или практической деятельности, критерием различения материи и движения становиться активное установление циклического или линейного характера перемещения элементов внешнего мира. Как видим, нет устойчивых критериев различения материи и движения. В тоже время, исходя из того, что мы являемся частью существующего мира и вынуждены занимать в нем активную позицию, следует признать: точкой отсчета в различении материи и движения является практическая деятельность.
В физической картине мира, которая сложилась в настоящее время, предложенный в данной статье подход, позволяет иначе расставить акценты, по ряду общепринятых вопросов. Попробуем рассмотреть организацию материи с точки зрения линейной и циклической форм движения. Если исходить из представления о материи, как циклически организованном движении элементарных частиц, то приходим к выводу о существовании элементарного уровня ее организации. Этот уровень, условно, можно обозначить, как первый. В процессе эволюции, происходит поступление энергии на данный уровень и увеличение скорости перемещения составляющих его элементов. На определенном этапе, существующая динамическая система материи, может разрушиться, или усложниться. В последнем случае, в ней появиться второй уровень движения, в котором циклически организованные элементы предыдущего уровня, будут выступать в качестве «строительного материала».
Следует обратить внимание, что возможность появления эволюционных процессов, на том или ином уровне движения, определяется величиной и скоростью нарастания избытка энергии. Умеренное увеличение энергии, когда нарастание скорости перемещения элементов данного участка передается на соседние участки, способно порождать феномен рассеивания энергии в системе. Субъективно, рассеивание энергии в системе, не нарушающее ее структуру, воспринимается, как волновой процесс. Возвращаясь к началу статьи, можем заметить, что представление о квантовом характере распространения энергии в веществе, обусловлено недостаточно низким порогом чувствительности применяемых приборов. Объективно происходит скачкообразное изменение характера движения элементов системы по сравнению с исходными данными.
изб Е изб Е
Как показано на схеме, избыток энергии, как волна, может пройти по системе циклов, не нарушив их взаимной организации. Распространение тепла в веществе, это типичный пример волнового процесса (линейного движения). Объект, подвергнутый нагреванию, получает избыток энергии, который в нем распространяется, не нарушая его структуру и способен передаваться соседним объектам. В свое время физики пользовались понятием «теплород», которое, по нашему мнению, содержало рациональное зерно. Согласно нашей логике, переход линейной формы движения в циклическую, порождает материю (если линейные процессы, с какой либо точки зрения, можно рассматривать, как циклические, то их следует определять, как вещество). Подобный подход, к пониманию процесса движения, характерен для древнеиндийской философии (4,5).
Если величина избытка энергии, поступившего на определенный уровень движения, превышает амплитуду колебания энергии, в отдельных его циклах, происходит разрушение структуры существующего уровня и волна энергии распространяется на более низком уровне. Примером подобной ситуации, является детонация взрывчатого вещества. Образовавшийся при этом избыток энергии, распространяется в разные стороны, как волновой процесс. В местах, где избыток энергии превышает уровень проводимости материи, происходит разрушение уровней движения или образование новых (в том участке материи, где избыток энергии образует циклическую форму движения, волна исчезает, так как ее энергия уходит на образование нового уровня организации вещества).
Таким образом, появление избытка энергии в системе, состоящей из элементов первого уровня, увеличивает скорость их вращения и порождает волновые процессы. В конце концов, может произойти образование второго уровня движения, элементы которого будут состоять из циклически движущихся элементов первого уровня. Для сохранения устойчивости системы, скорость движения циклических элементов второго уровня, должна быть меньше скорости движения элементов первого, а их масса соответственно должна быть большей (если увеличить скорость движения элементов второго уровня до определенного предела, произойдет распад системы на циклы первого уровня, или образование элементов третьего уровня).
Логично предположить, что элементам первого уровня свойственно вращение вокруг собственной оси (простейшая, циклическая форма движения). Поскольку отдельные элементы первого уровня не могут быть изолированы, они взаимодействуют между собой и образуют совместную систему. В такой системе, два соседних элемента будут вращаться в противоположных направлениях (иметь противоположный спин). На основании вышесказанного, можем предложить схему появления вселенной, как следствие движения неких, условно принятых элементов.
III уровень
II уровень
I уровень
При подобном рассмотрении материи, как динамической системы, можно объяснить ряд ее свойств, которые кажутся парадоксальными, с общепринятой точки зрения.
Увеличение энергии в системе, состоящей из движущихся элементов, сопровождается не увеличением количества этих элементов, а увеличением количества их движения, что субъективно расценивается, как увеличение массы материи.
Распределение энергии внутри системы, с сохранением ее структуры, соответствует объективному содержанию волнового процесса, который субъективно воспринимается как движение
Элементы каждого, вновь образовавшегося уровня движения, внутри системы, имеют большую массу, по сравнению с элементами предыдущего и обладают меньшей скоростью движения.
В современной физике широко пользуются понятием «поле» (6). С нашей точки зрения, феномен «поле» совпадает с феноменом «материя». Объективный подход позволяет установить, что материя это циклическое движение элементов системы, образующих структуру устойчивую в пространстве и времени. В тоже время, преставления о материи ограничены особенностями сенсорного восприятия и определяются, в основном, зрительным анализатором (7). Таким образом, некоторые, циклически организованные, динамические системы, выходят за пределы возможности их определения нашими органами чувств. Однако, на их присутствие в данной точке пространства, может указывать ряд косвенных признаков. Более цельное представление об этой, невидимой, циклической (материальной) системе, находящейся в данной точке пространства, может быть получено косвенно, путем логических умозаключений, при анализе взаимоотношения отдельных частей видимой материи. Например, наблюдая за перемещением металлических предметов в магнитном поле, мы можем прийти к заключению о существовании чего-то цельного, что заставляет двигаться эти предметы в рамках определенных закономерностей.
Таким образом, если среда, в которой мы определяем перемещение элементов, недоступна нашему восприятию, как сенсорный образ, мы, изучая особенности динамики видимых объектов, можем получить о ней представление, сопоставимое с визуальным образом (что позволяет говорить о некой невидимой форме материи). Следовательно, логический анализ данных окружающего мира, создает прецедент для расширения наших представлений о материи, изначально данной нам в ощущениях. Соответственно, можем предложить следующее определение:
Поле – это разновидность материи, недоступная нашему восприятию, как цельный образ, поэтому представление о нем может быть получено только в результате логической обработки первичной сенсорной информации
С точки зрения циклической организации всего сущего, любую, условно выбранную группу циклов движения, можно рассматривать как поле (поэтому понятие поле, является более обширным, чем его субъективный аналог, материя). Таким образом, видимая и невидимая материя представляют собой единую среду. В такой среде возможно распространение волнового процесса, который субъективно может быть доступен или недоступен нашим органам чувств. Видимое перемещение объектов в пространстве, по своей объективной сути, является волновым процессом, что объясняет известную апорию Зенона, «летящая стрела покоиться» (8).
Определив принципы эволюции вселенной, можем предложить схему ее строения. Предположим, что группа элементарных частиц, имеющих определенный спин, образует динамическую систему первого уровня. В такой системе, соседние элементы будут иметь противоположное направление вращения. Предположение о существовании системы движения нулевого уровня не укладывается в схему непрерывности процесса движения, поэтому логично говорить о неустойчивом переходном состоянии, между «соседними» динамическими системами элементарных частиц, с разным спином вращения. Наличие двух равноценных систем первого уровня, как бы «сплетенных» между собой и имеющих противоположную динамическую направленность, позволяет предположить существование материи и антиматерии, не способных к раздельному существованию. Группа наименьших частиц, в каждой из систем, может объединиться в более крупную элементарную частицу, что соответствует образованию второго уровня движения. Избыток энергии, сопровождающий этот процесс, распространяется в виде излучения, различного характера, особенности которого определяются уровнем организации материи, на котором оно распространяется. Таким образом:
Вселенную можно рассматривать, как две многоуровневых системы, взаимно уравновешивающих друг друга, которые сложены из элементарных частиц, имеющих противоположную направленность вращения
II уровень «плюс»
I уровень
0 уровень
I уровень
II уровень «минус»
В подобной системе, физические феномены (поле, материя, волновое движение) имеют свои особенности. Нетрудно сделать вывод, что все разнообразие полей обусловлено особенностями наблюдения, а виды волн зависят от среды, в которой определяется процесс движения. В контексте предложенной структуры вселенной, вся ее масса может рассматриваться, как поле первого уровня движения. Избыток энергии, рассеивающийся на этом уровне, порождает представление об электромагнитном излечении. Все остальные волновые процессы, связанны с распространением избытка энергии на более высоком уровне организации материи (то есть рассматриваются не в целом, а в его частях, что порождает представление о полях близкодействия).
Если, между циклами, на любом уровне организации вещества, нарушается динамическое равновесие, происходит разрушение существующего, циклически организованного уровня движения (или образование нового), что сопровождается появлением избытка энергии, рассеивание которого воспринимается как волновой процесс. Поскольку переходные формы движения, от элементов исходного к вновь образующемуся уровню, на какой-то промежуток времени обретают устойчивость во времени и пространстве, они могут быть идентифицированы с помочью соответствующей, достаточно чувствительной методики, как частица, то есть циклическая форма движения.
Если формы циклического движения, на низких уровнях организации материи, регистрируются приборами на грани возможного, то на более высоких уровнях, они видны «невооруженным глазом». Процесс таяния льда можно рассматривать, как своеобразный волновой процесс в условно выбранной материальной системе (конгломерате циклических форм движения), где элементарная частица «лед в стакане», при сообщении ей импульса энергии, превращается в элементарную частицу «вода в стакане». В переходном процессе, при определенной технике наблюдений, можно, вероятно, обнаружить своеобразные «бозоны», относительно устойчивые формы тающего льда.
Наше восприятие действительности несовершенно и это затрудняет проведение аналогии между полями близкодействия, описываемыми в квантовой физике, и процессами непосредственно происходящими вокруг нас. К примеру, нагревание куска льда происходит не в «кастрюле на печке», как показывают нам органы чувств. Лед меняет свою динамическую структуру внутри многоуровневой, циклической системы, столь же недоступной нашему восприятию, как и поля микромира.
Разделение полей, по принципу дальности действия, относительно. Поля близкодействия, описываемые в квантовой механике, характерны не только для элементарных частиц, но и для линейного движения на любом уровне организации материи (6). Если, электромагнитные волны попадают в многоуровневую циклическую систему и способствуют ее эволюции (например, поглощение солнечной энергии растениями), то мы можем говорить об их распространении в полях близкодействия, хотя субъективно они будут обретать характер обменных процессов в биологической системе. Следуя той же логике, социум, среду создаваемую суммарной активностью отельных членов общества можно расценивать в качестве поля, состоящего из циклически организованных процессов, имеющих определенные объективные характеристики. Таким образом:
Поля близкого и дальнего действия, это субъективное восприятие видимой или невидимой среды, в которой мы наблюдаем распространение волнового процесса, или движение
Суждение об особенностях данного поля и волновых процессов в нем происходящих, зависит от положения наблюдателя, относительно рассматриваемой системы, возможностей его органов чувств и особенностей мышления (жизненного опыта)
Чем более старым, с точки зрения эволюции, является рассматриваемый уровень движения, тем большей скоростью обладают элементы его образующие и тем быстрее происходит в нем распространение волновых процессов
Максимальная скорость и дальность распространения волны, достигается на первом уровне организации материи, что объясняет конечную величину скорости света
Теория относительности, А. Эйнштейна, является следствием учета фактора субъективности нашего восприятия. В контексте излагаемого нами материала становиться более доступным смысл некоторых теоретических положений современной физики. В книге посвященной эволюции вселенной, С. Хокинг обращает внимание на открытия, которые стоят у истоков теории относительности (9). С. Хокинг пишет:
«Согласно аристотелевской традиции, все законы, которые управляют Вселенной, можно вывести чисто умозрительно и нет никакой необходимости проверять их на опыте. Поэтому до Галилея никто не задумывался над тем, действительно ли тела разного веса падают с разными скоростями»
«Измерения Галилея показали, что скорость всякого тела увеличивается по одному и тому же закону, независимо от веса тела»
Как видим, С. Хокинг обратил внимание, что Аристотель в своих рассуждениях использует материал, содержащийся в его памяти, не прибегая к активному изучению окружающего мира (наблюдатель стоит лицом к полю сознания). Галилей поступает иначе, он использует данные, полученные в ходе эксперимента (наблюдатель стоит спиной к полю сознания). Он проводит сравнение скорости падения отдельных тел и приходит к выводу, что их ускорение не зависит от размеров и материала, из которого они сделаны. Из обнаруженных фактов следует общеизвестный вывод: раз скорость падения не зависит от свойств тела, то можно предположить, что на него действуют две противоположно направленные силы, одна из которых его разгоняет, а другая тормозит. Однако из тех же фактов можно сделать еще один вывод: объекты внешнего мира, в таком виде как они нам представляются, не могут быть надежной опорой для изучения окружающего мира. С нашей точки зрения, силы, действующие на тело, характеризуют не само тело, а среду, в которой оно существует (точнее особенности движения в циклически организованной материи).
По мере развития физики, становится все более явной тенденция к переходу от анализа изначально видимой картины мира, к активному ее изучению с помощью экспериментов. Фактически, при этом начинают изучать не сами объекты, а то, как они перемещаются. Если Аристотель, в своих рассуждениях, преимущественно пользовался константами статическими (образами сознания, фиксированными в его памяти), то у Галилея их количество сокращается, в пользу констант динамических (используются не сами внешние объекты, а закономерности их движения). Результаты, полученные в эксперименте, Галилей оформляет в виде формул, которые представляют собой систему, состоящую их нескольких динамических показателей, соотношения между которыми всегда сохраняются постоянными. Таким образом, объект, как основа рассуждений, уступает место циклической форме движения, которая начинает использоваться, как объективный материал для построения теории. Как видим, физическая наука, интуитивно, приходит к выводу, что объективное содержится в движении.
Созданная И. Ньютоном теория тяготения утверждает, сила гравитации, действующая между двумя телами, зависит только от одной характеристики каждого тела, а именно, его массы и не зависит от вещества, из какого оно состоит (53). Масса тела является константой, полученной в результате взвешивания, то есть определяет не само тело, а действие, которое к нему применяют (непосредственное представление о свойствах объекта, заменяется характеристикой процесса, в котором он участвует). Таким образом, можно снова говорить о тенденции, стремящейся в основу рассуждений поместить не объект, а характер его движения. В физике Ньютона, как пишет С. Хокинг, была необходимость в существовании некой субстанции, названной «эфиром», которым наполнено все, даже пустое пространство. В теории относительности А. Эйнштейна, необходимость в подобной точке отсчета, для построения теоретических моделей, отпадает. Эфир превращается в подвижную систему, в которой понятия «длинна», «время» и многие другие, заменяются их динамическим эквивалентом (иными словами, свойства «точки отсчета» рассматриваются в зависимости от ее положения в системе).
Попробуем рассмотреть, с нашей точки зрения, некоторые выводы теории относительности. Скорость света определяется возможностями распространения волнового процесса на первом уровне организации вселенной. Электромагнитное излучение, представляет собой волновой процесс, возникающий на первом, исходном уровне организации вещества, поэтому оно распространяется на любые расстояния (всю массу вещества во вселенной можно отнести к первому уровню организации движения и лишь в некоторых местах (звезды, планеты), где образуются дополнительные уровни движения и соответствующие им волновые процессы). Как правило, энергия, поступающая в сложно устроенные системы, вызывает их эволюцию.
Время, это субъективно определяемое свойство циклической системы, такое же, как цвет, запах, длина, масса и тому подобное (11). Увеличивая скорость движения объекта, мы нарушаем его взаимоотношения со всей остальной массой материи и искажаем характер существующего в нем циклического движения, поэтому любое поступление энергии в циклическую систему изменяет характер движения составляющих ее элементов и ее свойства. Как видим, такие свойства материи, как длина, масса, время зависят от уровня энергии в системе, даже если мы не в состоянии зафиксировать наступившие в ней изменения.
Масса – это субъективное восприятие циклической формы движения, которая позволяет энергии оставаться в одной и той же точке пространства. Дополнительное поступление энергии, при ускорении циклической системы, увеличивает траекторию и скорость движения составляющих ее элементов, что субъективно воспринимается, как увеличение массы или изменение ее свойств (способствует появлению в ней дополнительных уровней движения).
Знаменитый парадокс остановки времени, при достижении скорости света, следует понимать следующим образом. Циклическая система, являясь частью целого, по мере достижения скорости близкой к скорости света, начинает терять уровни организации движения. По логике вещей, в момент достижения скорости света, циклическая система будет иметь первый уровень организации движения (возникший в ходе этого процесса избыток энергии, рассеивается в виде всевозможных форм волнового движения). Дальнейший рост скорости движения системы (условно представим ее как «облако нейтрино»), будет выражаться в увеличении расстояния между составляющими ее элементами, что должно воспринимается субъективно, как увеличение массы. Остатки объекта, достигшие скорости света, обретают первый уровень организации материи (превращаются в фон, на котором рассматриваются все остальные образования во вселенной), поэтому теряется смысл их рассмотрения, как самостоятельного объекта. Представление о времени подразумевает появление второго уровня движения в системе, когда есть возможность сравнивать скорости движения отдельных участков материи. Таким образом, в ситуации, когда появление представления о времени, для данного участка материи, невозможно, следует говорить о его остановке, или исчезновении данного свойства системы. В тоже время, не следует забывать, что исчезают и все прочие ее свойства (исчезает сама система, как часть материи, имеющая несколько уровней движения).
Формулу Е = mc² следует понимать следующим образом. Е – количество движения в системе. m - доля циклической формы движения, в суммарном его количестве. Если рассматривать Е, как энергию всей вселенной, то Е и m, одно и тоже понятие. При сравнении количества движения, в отдельных частях вселенной, формула Е = mc², имеет привычный для нас смысл. При этом, m должна рассматриваться, как величина субъективная, зависимая от участка динамической системы, который наблюдатель считает неподвижным. Е – энергия, которую будет иметь циклическая система m, при сообщении импульса, разгоняющего ее до скорости c². Однако, как обсуждалось выше, при такой скорости, масса системы станет тождественной всей вселенной. Промежуточные значения Е, характеризуют динамические (качественные) изменения, которые совершаются с m, по мере ее ускорения.
Величина кванта (избытка) энергии определяется таким ее уровнем, который достаточен, для выхода энергии за пределы рассматриваемого цикла движения, в качестве волнового процесса. Парадокс двойственности существования кванта света, как частицы и волны, порождается непониманием относительности разделения материи и движения. Если избыток энергии воспринимается наблюдателем без представления о системе, в которой он распространяется, то мы относим его к волновым процессам. С этой точки зрения, квант энергии, переходя от цикла к циклу, не связан с определенной точкой пространства и не имеет массы (не может быть отнесен к циклической форме движения). Если наблюдаемый избыток энергии, будет оставаться в определенной точке пространства, в системе, воспринимаемой наблюдателем, как нечто целое (циклическая форма движения), тот же процесс может рассматриваться в качестве частицы.
Субъективное представление о гравитационном поле совпадает с понятием о материи, как целом. Мы можем видеть бесконечное множество вариантов окружающей нас действительности. Столь же велико количество вариантов различных полей, которые мы определяем теоретически. Если бы мы могли увидеть вселенную такой, какова она есть в действительности, то субъективные представления о поле гравитации и материи, совпали бы друг с другом. Феномен гравитации «дан нам в ощущениях», как субъективное представление о всеобщей целостности вселенной. Наиболее общей характеристикой волнового процесса, в поле гравитации, есть представление об эволюции вселенной (положительной или отрицательной). Трудности в восприятии феномена гравитации, связаны с трудностями объединения представлений о материи и движении (12). Таким образом:
Гравитация, это представление о поле, масса которого аналогична массе всей материи
Выводы
1. Объективное (независимое от нас) содержится в факте движения. В тоже время, форма, в которой происходит это движение, всегда будет субъективной (относительной).
2. Образы, формирующие наше сознание, образуют единую систему, поэтому говорить о субъективности или объективности отдельных их них, можно только в плане их происхождения, определяемого методом познания.
3. К объективному методу следует относить знания полученные посредством внешней активности субъекта, в том числе и практического воздействия на окружающую среду. Соответственно знания, полученные в результате внутренней активности субъекта (процесс мышления), следует рассматривать, как результат субъективного метода познания.
4. Процесс познания объединяет субъективный и объективный методы в единое целое, качество которого определяется сравнением исходного и вновь приобретенного состояния, как единой динамической системы (гармония сознания).
|