2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2
 
 Re: Задачка на вычеркивание множеств
Сообщение19.02.2013, 06:47 
Заслуженный участник


08/04/08
8562
Sonic86 в сообщении #685444 писал(а):
И кстати, формулировка неточна: не число независимых множеств, а число различных равенств типа $A_{i_1}+...+A_{i_r}=A_{j_1}+...+A_{j_k}$. Например, можно взять $A_1=\{a_1,a_2,a_3\},A_2=\{a_4,a_5,a_6\},A_3=\{a_7,a_8,a_9\}$, $A_4=\{a_2,a_3,a_4\},A_5=\{a_5,a_6,a_7\},A_6=\{a_8,a_9,a_1\}$, $A_7=\{a_3,a_4,a_5\},A_8=\{a_6,a_7,a_8\},A_9=\{a_9,a_1,a_2\}$ (три зацикленных слоя кирпичей) Здесь имеется ровно $2$ соотношения:
$A_1+A_2+A_3=A_4+A_5+A_6=A_7+A_8+A_9$. Т.е. максимум $9-2=7$ вычеркиваний.
Это неверно. Контрпример $A_1=\{a_1,a_2\}, A_2=\{a_3,a_4\}, A_3=\{a_1,a_2,a_3\},A_4=\{a_4\}$ - все множества независимые, а вычеркиваний - 3.

pierrevanstulov в сообщении #685516 писал(а):
Нашел: http://ru.wikipedia.org/wiki/Задача_о_независимом_множестве . Видимо моя изначальная гипотеза неверна, раз задача NP-полна :-(
Это не задача о независимых множествах на графе. Это мы с самого начала и проверяли фактически - задача БЛП, задача на графе.
pierrevanstulov в сообщении #685476 писал(а):
:? А ведь смотрите, задачу можно свести к поиску максимального количества несмежных вершин в неориентированном графе. Наверняка ведь такая задача уже рассматривалась и как-нибудь там называется.
Можете точно свести? Я попозже попробую, сейчас не могу.

pierrevanstulov в сообщении #685476 писал(а):
Пример: $\{2,4\}, \{2,3,5\}, \{2,3,4,5\}, \{3,4,5\}, \{1,4\}, \{1\}$.

Согласно правилу сначала нужно назвать элемент $1$, а потом $2$. В этом случае к третьему шагу будет вычеркнуто 5 множеств. Но если мы назовем сначала элемент $2$, а потом $3$, то к третьему шагу будет вычеркнуто только 4 множества.
Хороший пример.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачка на вычеркивание множеств
Сообщение19.02.2013, 10:08 


16/11/10
51
Sonic86 в сообщении #685563 писал(а):
Можете точно свести? Я попозже попробую, сейчас не могу.


Как выяснилось - не могу. Это, действительно, не задача о поиске максимального числа несмежных вершин. Скорее это задача о наибольшем числе "мазков", которое необходимо сделать, чтобы закрасить граф. Изначально все вершины незакрашены. Под "мазком" имеется ввиду следующее: мы дотрагиваемся кисточкой до какой-либо вершины, эта вершина закрашивается, при этом краска протекает в смежные с ней вершины и закрашивает их тоже. Разумеется нельзя тыкать кисточкой в закрашенные вершины, все смежные вершины которых тоже закрашены.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачка на вычеркивание множеств
Сообщение19.02.2013, 14:16 


16/11/10
51
Выходит, что согласно изначальной гипотезе на каждом шаге мы должны искать и касаться кисточкой вершины, входящей в минимальное число кликов. После чего, ребра, соединяющие закрашенные вершины удалять и повторять операцию.

Еще наблюдение: задачка становится похожей на задачку максимально долгого удаления из графа вершин до его распадения на компоненты связности, содержащие по одной вершине (не знаю, пока, решена эта задача или нет). То есть нужно максимизировать число удалений вершин до тех пор, пока не останется ни одного ребра.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачка на вычеркивание множеств
Сообщение19.02.2013, 16:47 
Заслуженный участник


08/04/08
8562
По ходу, утверждение все-таки неверно. Проверьте:
$A_1=\{3,4\}$
$A_2=\{1,2\}, A_3=\{3,4,5\}$
$A_4=\{1\}, A_5=\{2,3\}, A_6=\{4,5\}$
1-й способ: если вычеркнуть $1$, то потом вычеркивается $2$, потом, например, $3$, а потом $5$.
2-й способ: если вычеркнуть $5$, то потом надо $4$, потом надо $3$, потом надо $2$, потом надо $1$.
Число вычеркиваний получается разное.
Вот в виде "кирпичей":
Изображение
("кирпич" - множество, элементы - вертикали (множество содержит элемент, если "кирпич" проходит через вертикаль), номерами изображен порядок вычеркиваний)

Кстати, остался вопрос об удобном формализме работы с такой задачей.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачка на вычеркивание множеств
Сообщение19.02.2013, 22:12 


16/11/10
51
Отличный пример! А вот и полный контрпример к моему правилу:
{2,3,4}, {2,3,5}, {2,3,4,5}, {3,4,5}, {1,4}, {1}.

По правилу сначала мы обязаны назвать 1, далее можно называть элементы как угодно, количество вычеркиваний в сумме не превысит 3.

А если мы действуем поперек правила, то можно назвать 2, затем 3, затем 4, затем 1 и получить аж четыре вычеркивания.

Интересно, а как тогда решить задачу об отыскании максимальноготчисла вычеркиваний? Ограничимся случаем, когда множества равномощны, если это имеет значение.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачка на вычеркивание множеств
Сообщение20.02.2013, 06:29 
Заслуженный участник


08/04/08
8562
pierrevanstulov в сообщении #685880 писал(а):
Интересно, а как тогда решить задачу об отыскании максимальноготчисла вычеркиваний? Ограничимся случаем, когда множества равномощны, если это имеет значение.
Вот не знаю. Скорее всего она NP-полная, но сильно не смотрел, просто так часто бывает. Надо пытаться сводить задачу к уже известным задачам на графе типа задачи независимого множества (можно Гэри Джонсона полистать). Но у меня не получается на этом пути обойти некоммутативность вычеркивания.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачка на вычеркивание множеств
Сообщение20.02.2013, 19:04 


16/11/10
51
Тут обнаружил еще одно условие задачи, которая стоит передо мной. Нельзя называть те элементы, которые принадлежат хотя-бы одному из вычеркнутых множеств. В этом случае задача, очевидно, сводится к задаче поиска максимального независимого множества в графе, где вершины соответствуют элементам и соединяются дугой в случае одновременной принадлежности какому-либо множеству.

Тут я, было, вздохнул с облегчением! НО! Обнаружилось еще одно условие :evil: На k-м шаге мы имеем право называть не любой элемент из объединения множеств из $S_k$, а только элемент, который принадлежит определенному множеству из $S_k$, которое выбирается компьютером (будем считать, что нам неизвестно, как оно выбирается). И получается так, что это множество может и не содержать элемента, принадлежащего максимальному независимому множеству и мы не сможем его назвать, а следовательно пойдем уже не по самому длинному пути. Как тут быть я не знаю :-(

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачка на вычеркивание множеств
Сообщение20.02.2013, 19:12 
Заслуженный участник


08/04/08
8562
Мдя, в таком случае это уже какая-то вероятностная игра. Как распределен выбор компьютера?

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачка на вычеркивание множеств
Сообщение20.02.2013, 19:16 


16/11/10
51
Там все хитро. Он выбирает множество по определенному алгоритму. Сегодня подумаю сам, чтобы не парить Вас (Вы и так сильно помогли). Если уж ничего не придумается, изложу здесь задачу полностью.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачка на вычеркивание множеств
Сообщение20.02.2013, 20:56 


16/11/10
51
Хм, неправильно я написал, что "нельзя называть те элементы, которые принадлежат хотя-бы одному из вычеркнутых множеств" :cry:

Короче, исходная задача такова.

Пусть требуется принять комплексное решение, которое состоит из $n$ подрешений.

$i$-е подрешение выбирается из $m_i$ альтернатив.

Каждая альтернатива оценена по шкале от 1 до 5.

Каждая пара альтернатив, относящихся к различным подрешениям либо является сочетаемой, либо несочетаемой. Изначально о сочетаемости пар ничего неизвестно. Информацию о сочетаемости можно получать постепенно, показывая ЛПР различные комплексные решения, и прося его ткнуть пальцем в несочетаемые пары подрешений (если таковые в решении присутствуют).

Требуется найти такое комплексное решение, в котором:
1) все пары подрешений сочетаемы (такое комплексное решение будем называть согласованным)
2) сумма оценок подрешений максимальна.

Алгоритм достаточно прост. Сначала показываем ЛПР комплексное решение, состоящее из самых "хороших" альтернатив. Если ЛПР указывает в нем несочетаемые пары подрешений, то решаем специально сконструированную БЛП, которая позволяет найти, как нужно "подправить" решение, чтобы сумма оценок подрешений в новом комплексном решении была максимальна и это решение не содержало "отбракованных" ранее пар подрешений. Далее новое комплексное решение опять оценивается ЛПР на предмет согласованности и, если в нем есть несочетаемые пары подрешений...

Возникает вопрос: сколько комплексных решений предстоит оценить в худшем случае?

Можно, конечно, отвечать на этот вопрос, строя дерево возможных "вариантов развития событий". Но хочется как-то покрасивше, чтобы математика была, а не тупой перебор. Может у вас возникнут какие-то идеи, как можно решить эту задачу (как видите, моя изначальная попытка формализации получилась не очень удачной)?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 25 ]  На страницу Пред.  1, 2

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group