наверное, многие догадались, что речь идет о ЕГЭ по русскому языку. В частности, часть С. В этой части дается текст, по нему нужно составить сочинение: определить проблему, прокомментировать, выразить позиции автора и свою. свою нужно подкрепить аргументами.
у меня проблема в том, что я в большинстве случаев неправильно определяю проблему. Есть книжка - типовые задания в формате ЕГЭ. К каждому тексту есть ответ - проблемы текста(их м.б. несколько) и позиция автора. И вот, я сначала читаю текст, определяю главную, на мой взгляд, проблему и сверяюсь с ответами. Но в большинстве случаев проблема не сходится с теми, которые написаны в ответах.
Например:
Цитата:
Первое появление Сан Саныча запомнилось не случайно. По программе на
этом уроке полагалось начинать "проходить Толстого". Мы и начали. Но как!
Не было ничего сказано ни о мировом значении нашего самого великого
классика, ни о его биографии - родился-умер, что написал, что говорил о
других, что говорили о нем, особенно Ленин, - ничего, что полагалось бы и
потому было ожидаемо, не случилось.
Уже через несколько минут новый учитель оседлал первую парту - лицом к
классу, ногу на скамью, и, раскрыв томик Горького, стал неторопливо и
вразумительно читать по нему очерк о Льве Толстом.
Мы, что называется, оторопели. Оторопели прежде всего от непривычности
проявленного к нам доверия: можно слушать, можно и отключиться В классе
повисла абсолютная тишина. Захватила сама увлекательность такого труда -
слушать, только слушать, а не записывать, и не напрягаться для ответов, не
тосковать от обязательности запоминания. А еще захватила магия звучащего
мастерского литературного слова, которое в исполнении чтеца как будто
разогревала воздух, погружала нас, слушающих, в гипнотическую словесную
ауру.
Добавлю, что весьма непростая эта литературная вязь была адресована нам
без скидок на нашу возможную неготовность оценить ее по достоинству. Тем не
менее, слушайте, тянитесь, верьте в себя - это теперь принадлежит и вам
тоже! Так можно было понять, да так и хотелось понимать происходящее.
В очерке Горького много таких деталей, таких живых и точных описаний,
что Толстой делается буквально видимым. Учитель верно рассчитал, что если
захотеть заразить образом живого Толстого без лишних, как говорится, слов,
то надо озвучить слова, расставленные по бумаге Максимом Горьким,
исполненные тогда еще, когда великий Лев был жив или сразу после того, как
он ушел...
В центре нищей и хулиганистой Марьиной Рощи, в оторопевшем от
предложенных ему гуманитарных горизонтов классе, сплошь состоящем из всегда
голодных, обношенных, и при этом, конечно, искрящихся тайным подростковым
зовом непременно состояться и не знающих, что проживут они меньше, чем
сверстники в цивилизованных странах, такая у них Родина, в таком вот классе
звучал удивительный текст об удивительном их соотечественнике.
"Видел я его однажды так, как, может быть, никто не видел: шел к нему в
Гаспру берегом моря и под имением Юсупова, на самом берегу, среди камней,
заметил его маленькую, угловатую фигурку, в сером, помятом тряпье и
скомканной шляпе. Сидит, подперев скулы руками, - между пальцев веют
серебряные волосы бороды, - и смотрит вдаль, в море, а к ногам его послушно
подкатывают, ластятся зеленоватые волнишки, как бы рассказывая нечто о себе
старому ведуну...В задумчивой неподвижности старика почудилось нечто вещее,
чародейское, углубленное во тьму под ним, пытливо ушедшее вершиной в голубую
пустоту над землей, как будто это он - его сосредоточенная воля - призывает
и отталкивает волны, управляет движением облаков и тенями, которые словно
шевелят камни, будят их... Не изобразить словом, что почувствовал я тогда;
было на душе и восторженно и жутко, а потом все слилось в счастливую мысль:
"Не сирота я на земле, пока этот человек есть на ней!"
Не сиротами были и мы, потому что был этот человек.
Сан Саныч пронзил нас Толстым - с помощью горьковского текста.
Позже нашу школу сделали "с математическим уклоном". К
тому времени класс Титова давно с ней распрощался. Он и не вписался бы в
нее, поскольку сложился в конце концов образцово гуманитарным. И не могло
быть иначе. Мы становимся теми, кто нас учит.
Проблема, которую сформулировал я:
Проблема преподавания литературы в школе. (Как нужно преподавать литературу в школе?)А вот проблемы, которые даны в ответах:
1) Проблема восприятия литературного произведения. (Что помогает человеку проникнуть в художественного пространство текста?)
2) Проблема оценки личности учителя. (Каким должен быть настоящий учитель?)моя проблема, как видно, не совпадает ни с одной из тех, что в ответе. Буду очень признателен за какую-нибудь помощь, рекомендацию. А то я даже не могу проанализировать ошибки, потому что не знаю, почему проблема, которую предложил я, не подходит. Спасибо.