незваный гость
Ответ правильный и полный. Имелась ввиду давно пролитая кровь Иуды.
Тогда я сейчас частично отвечу попутно на свой первый вопрос...
Я писал(а):
Сколько персонажей в Москве имеют "двойников" в Ершалаиме?
Ввиду достаточно большой сложности и объёма ограничусь "тёмными силами". Наверное у каждого по поводу этого вопроса будет своё мнение и чёткого ответа, удолетворяющего любой точки зрения, наверное нет. На сайте
незваного гостя есть ряд статей, посвящённых МиМ. Некоторые пункты взяты на их основе, пункт 6 - полностью мой (по крайней мере, я не встречала его у критиков, хотя вероятно и такое сравнение могло уже затрагиваться). Его я попытаюсь аргументировать (возможно со временем я буду дополнять этот пост)..
1. Воланд - Афраний
2. Гелла - Низа
3. Фагот - Толмай
4. Азазелло - первый убийца в Гефсиманском саду
5. Бегемот - его помощник
6. Берлиоз - Каифа
Последняя связка весьма интересна. Для начала, что у Берлиоза общего с Каифой. Оба возглавляют "идеологическии отделы", синедриону Каифы соответствует редколлегия Берлиоза (Латунский, Ариман, Лаврович), оба никогда не действуют от своего имени, стараясь действовать через других (Каифа говорит от лица синедриона, а Берлиоз никогда не печатал статьи про Мастера, этим занимались всё те же Лаврович, Ариман и Латунский, именно его и будет ненавидеть Мастер). И Каифа, и Берлиоз пишут доносы - первый наместнику в Антеохию и в Рим, а второй бежит звонить (понятно куда), когда сидит с Воландом на Патриарших.
И всё-таки есть ещё один момент, который стоит отметить. Именно Каифе удаётся избежать несчастий, связанных с его желанием казнить Иешуа, и это при том, что фактически именно он и инсценирует эту казнь (здесь интересно отметить, что Иешуа у Иуды хватают какии-то люди (уж не проплаченные ли Каифой), а Пилату дают умело сфабрикованое досье - пункт про Тиверия, единственный, перед которым Пилат не може устоять). Не следует ли отсюда, что Иуда и Пилат лишь части плана Каифы? Кроме того, ведь именно Каифа имел последнюю возможность спасти Иешуа, когда говорил от имени синедриона с Пилатом. Обращаясь здесь, к уже упомянотому
незваным гостем принципу
справедливости (а об этом даже говорит Воланд в 32 главе: "всё будет правильно, на этом построен мир"), почему-же так произошло, что главный палач остаётся безнаказанным? Вероятно потому, что наказан прообраз Каифы - Берлиоз и наказание его несоизмеримо с другими.
Именно по справедливости было бы, чтобы прототип Каифы пострадал бы от своей же идеологии, причём понёс бы самое страшное наказание. Оно безусловно заключается не в том, что Берлиозу отрезало голову, а в том, что Воланд посылает его в небытиё. Заметьте, что не все атеисты следуют за Берлиозом. В сцене на Патриарших Воланд садится
между Берлиозом и Бездомным (причём они сами расступаются перед ним) и только уже к одному Бездомному обращается Воланд, после рассказа о приговоре. Воланд как бы отделяет Бездомного от Берлиоза, направляет одного в Бытиё (к Мастеру), а другого в небытиё. И Каифа, и Берлиоз используют свою власть ради подавления мыслидействия у людей, они не приемлют конкурентов, причём пользуются насильными методами.. Следуя словам Иешуа, всякая власть является насилием над людьми и настанет время, когда не будет никакой власти. Именно поэтому в Бытие нету места для Каифы-Берлиоза.