А будет ли справедливым сказать, что для научных школ необходимо наличие лидера?
Многие научные школы воспитаны некоторой знаковой фигурой и её учениками (и учениками учеников). Их так и называют, например, "школа Ландау", "школа Тамма". Но с другой стороны, бывают школы, сложившиеся просто по какому-то территориальному / организационному объединению, спонтанно, как коллектив, в котором возникли передающиеся традиции. Так что я бы сказал "бывает по-разному".
А чем парадигма отличается от научного направления? Тем, что разделяется всеми?
Я нечётко сформулировал, и неясность затянулась. Я под научным направлением (игнорируя конкретный пример лингвистики) подразумевал, скорее, частный предмет исследования, например, в общей науке о газовых разрядах - направление, изучающее разряды в разряжённых газах. А вы за "канонический пример" научного направления продолжали принимать приведённые лингвистические примеры, которые соответствуют больше не отдельному предмету исследования, а особому взгляду на некий общий предмет - взгляду, который влечёт за собой какие-то методические посылки, и позволяет получать некие результаты. То есть, буквально моя формулировка подходит и под этот случай. Но его я "каноническим примером" научного направления не считаю, и здесь действительно, это понятие сближается с понятием парадигмы, как взгляда на предмет, организующего все исследования, и характерного для больших групп и целых поколений учёных. Впрочем, ещё может быть, в лингвистике направлением принято называть одно, а в физике - другое.
Если задаться целью вымучивать из себя определения, то я бы сказал примерно, что научные направления легко и бесконфликтно сосуществуют в рамках одного журнала, конференции, научного центра - а парадигмы и более частные
взгляды на предмет, идеологии, методологии - стремятся вытеснить друг друга и доказать в научном споре свою правоту. Так что, то, что перечислено выше как направления в лингвистике, я бы направлениями не назвал. Хотя, повторяю, у лингвистов своя среда, и им вольно иметь свои понятия, пока они сами друг друга понимают...