1. Установите объем и содержание понятия:
Остров; город; музей; автор романа «Война и мир»; театр; человек, совершивший преступление; человек, ви-
новный в преступлении; преступник.
2. Определите вид данных понятий по объему:
Жизнь; жизнь на Марсе; жизнь М.Горького; закон физики; год принятия действующей Конституции РФ; Уго-
ловный Кодекс РФ; снежный человек; океан; Зевс; истина; Вселенная; галактика; автор учебника по логике;
фотография Аристотеля; актер, снявшийся в фильме «Семнадцать мгновений весны».
3. Дайте логическую характеристику понятиям (определите вид понятий по содержанию и объему).
Вечный двигатель; недвижимость; имущество; товар; конституция; право; бесправие; правосудие; справедли-
вость; толпа; библиотека.
4. Приведите два предложения, в одном из которых данные понятия использовались бы в собирательном, а в
другом - в разделительном смысле: Студенты нашей группы, птицы, президент; человек, совершивший пре-
ступление.
5. Являются ли понятия: а) сравнимыми; б) совместимыми?
Дерево, пень; правоохранительные органы, суд; суд, судебный пристав; мыло, мыльная опера; столица, россий-
ский город; отличник, двоечник; «Санта-Барбара», российский сериал.
6. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера∗:
а) Правоохранительные органы, суд, МВД.
б) Преступление, кража, кража со взломом, грабеж, хищение, хулиганский поступок.
в) Млекопитающее, кит, водное животное, рыба, акула.
г) Композитор, пианист, музыкант, поэт.
д) Автомобиль, автомобиль «Жигули», автомобиль белого цвета, собственность гражданина России.
е) Человек, совершивший преступление; человек, виновный в преступлении; преступник.
ж) Дерево, двухметровое растение, ель, лес, ельник, пень.
з) Квадрат, куб, треугольник, плоская фигура, правильная фигура.
и) Мужчина, сын, отец, дед, брат.
к) Дочь, внучка, мать, бабушка, врач, школьница.
л) Учебник, учебник по логике, книга в твердом переплете, Ивлев Ю.В.
7. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях:
а) А С б)
А В
C
А В С
B
в)
8. Ограничьте и обобщите понятия:
Кража; автор учебника по логике; автор «Мастера и Маргариты»; гражданин России; студент-юрист; город-
государство; преступление.
9. Установите, является ли определение корректным, а если - нет, укажите, какие правила нарушены:
а) Преступник – это человек, совершивший преступление.
б) Нефть – это черное золото.
в) Озеро – это водоем.
г) Треугольник – это многоугольник с разными сторонами.
д) Математик – это человек, изучающий математику.
е) Кража – тайное хищение общественного имущества.
ж) История – наука, изучающая развитие общества.
з) Информатика – не искусство.
10. Попробуйте дать определение понятиям:
Преступник, самолет, совершеннолетний, правонарушение, правосудие, толерантность, мужество.
11. Соблюдены ли правила деления в примерах, а если - нет, то какие правила нарушены?
а) Живые организмы делятся на империи неклеточных организмов и клеточных организмов.
Транспорт бывает: воздушный, военный, морской, речной, сухопутный, автомобильный.
б) Четырехугольники бывают равносторонними, равноугольными, квадратами, прямоугольниками и параллело-
граммами.
в) Люди делятся на блондинов, брюнетов, высоких и худых.
г) Студенты делятся на очников, заочников и неуспевающих.
12. Определите, имеет ли место логическое (таксономическое) деление понятия на виды или членение предме-
та на части (мереологическое деление):
а) Город делится на улицы, площади, скверы.
4
б) Членистоногих делят на ракообразных, паукообразных, насекомых.
в) Тело ракообразных разделено на три отдела: голова, грудь и брюшко.
г) Экологические факторы среды принято делить на две группы: факторы неживой природы (абиотические) и
факторы живой природы (биотические).
д) Глупость бывает двух родов – молчаливая и болтливая (Оноре де Бальзак).
е) Компьютер состоит из основных устройств и периферийных.
ж) Результатами производственной деятельности человека являются: 1) загрязнение атмосферы вредными газа-
ми; 2) разрушение озонового экрана за счет увеличения концентрации оксидов азота и фреонов; 3) возрастание
парникового эффекта» за счет увеличения концентрации углекислого газа СО2, и, как следствие изменение
климата и повышения температуры воздуха; 4) загрязнение пресных водоемов и сокращение их площадей; 5)
уничтожение лесов, массовое заболевание растительности; 6) засоление почв и нарастающее опустынивание; 7)
интенсивное использование энергоносителей, создание атомных электростанций и загрязнение среды радиоак-
тивными отходами.
з) Различают империи неклеточных (вирусы, бактериофаги) и клеточных (прокариоты, эукариоты) организмов.
и) Надцарство эукариотов (истинноядерных организмов) делится на царства растений, грибов и животных.
13. а) Произведите логическое деление понятий, используя, если нужно, выражения «и т.д.», и «и др.»:
ВСГТУ, правоохранительные органы, учреждение, элементарная частица, смех, журнал, студент.
б) Произведите таксономическое и мереологическое деления каких-нибудь понятий, специфичных для вашей
специальности.
14. Определите тип суждений по характеру предиката:
а) Вселенная образовалась примерно 15-20 миллиардов лет назад.
б) В основе позитивного отношения к людям лежит вера в их изначальное благородство.
в) За грабеж предусматривается более строгое наказание, чем за кражу.
г) Сады Семирамиды когда-то существовали.
д) Многие преступления совершаются по недоразумению.
е) Простого решения этой задачи не существует.
ж) Вирусы были открыты в 1892 году русским ученым Д.И.Ивановским.
15. Найдите субъект, предикат и связку в суждениях:
а) Дисциплина важна в любом деле.
б) Увеличение выброса диоксида углерода (СО2) ведет к росту приземной температуры.
в) Общее потепление во много раз превысит адаптационные способности многих природных сообществ.
г) Парниковый эффект может привести к быстрой гибели лесов.
д) Не шведы победили в битве под Полтавой.
е) Не каждый совершивший преступление виновен в преступлении.
ж) Любви все возрасты покорны.
з) Умение замечать хорошее вокруг отвлекает от плохих мыслей.
16. Установите количество и качество суждений и придайте им стандартную форму одного из четы-
рёх типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов.
а) Насекомые относятся к беспозвоночным животным.
б) Некоторые насекомые не являются травоядными.
в) Пауки – не насекомые.
г) Некоторые водные личинки насекомых имеют жабры.
д) Не все птицы летают.
е) Некоторые законы РФ направлены на сохранение окружающей среды.
ж) Некоторые страны еще не ратифицировали Киотский протокол (1997), ограничивающий выбросы диоксида
углерода (СО2) в атмосферу.
з) Людям, занимающимся умственным трудом, полезны продукты, богатые фосфором (грецкие орехи, арахис,
рыба, горох).
и) Не все студенты любят учиться.
к) Всякая кража должна быть наказана.
17. Определите тип суждений (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму данных суждений и осталь-
ных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истин-
ным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом.
а) Преступников наказывают.
б) Многие грибы являются паразитами.
в) Съедобные грибы специально разводят.
г) Грибы – не растения.
д) Бактерии – это микроорганизмы.
е) Не все современники динозавров вымерли.
ж) Сороконожки – не насекомые.
18. Сформулируйте отрицание данных суждений (противоречие по логическому квадрату):
а) Некоторые океаны имеют пресную воду.
б) Все свидетельские показания подтвердились.
5
в) Не все проекты удалось реализовать.
г) Все насекомые имеют крылья.
д) Все грамотные люди – культурные люди.
е) Некоторые граждане вправе нарушать закон.
ж) Ни один студент нашей группы не работает.
19. Переведите на символический язык сложные суждения:
а) Либо Земля вращается вокруг Солнца, либо Солнце вращается вокруг Земли.
б) Не бывает мрачных времен, бывают только мрачные люди.
в) Нет смысла волноваться, если что-то можно сделать. Также нет смысла волноваться, если ничего нельзя сде-
лать.
г) Если другие тебе и повредили, во время встречи приветствуй их с улыбкой. Они со стыда потеряют реши-
мость или же попросят извинения (Э.Х.Галшиев. Зерцало мудрости).
д) Автомобиль подлежит конфискации, если он служил орудием преступления или был добыт преступным пу-
тем.
е) Каждый из нас знает книгу или хотя бы имя Альфреда Брема.
ж) Неверно, что пять делится нацело на два или на три.
з) Если событие воспринимается как реальное, то оно становится реальным по своим последствиям (теорема
У.Томаса).
и) Ни космическая станция, ни просветленный ум не могут возникнуть в один день (Его Святейшество Далай
Лама XIY-й).
к) Гражданину РФ начисляется пенсия, если он достиг пенсионного возраста и имеет необходимый стаж рабо-
ты.
20. Постройте таблицу истинности формул:
а) (A∨ В)∧B; г) ((A→B) ∧ ¬B)→¬A;
б) (A ∧ ¬В)→(¬B∧A); д) ((A→C) ∨ (B→C)) ∧¬C;
в) (В→А)→A; е) ((C→B)∧A)→B.
21. Установите, является ли выражение логическим законом?
а) (A∨В)→(A∧B); г) (((C→A) ∧ (C→B))∧¬A)→¬C;
б) A→(B∨¬B); ж) ((А→В)∧(В→А) ∧ С)→(В∧С);
в) ((B∨¬A)∧A)→B; e) ((A→B)∧(B→A)) →(A≡B).
22. Произведите отрицание данного суждения, используя законы пронесения отрицания:
а) Идет снег или дождь.
б) Джон или Джек были на месте преступления.
в) Если человек получил высшее образование, то он хорошо воспитан.
г) Он – то ли сержант, то ли лейтенант.
д) Если мне дадут отпуск летом, то я поеду в Пекин или в Париж.
е) Если человек совершил преступление, то он виновен в преступлении.
ж) Он быстро и качественно сделает работу.
з) Она приедет завтра или послезавтра, если выполнит вовремя заказ.
23.*Правильно ли построено рассуждение?
а) Я поеду в Москву и (или) в Киев. Значит, я поеду в Москву.
б) Если я поеду в Москву, то я заеду в Ярославль или в Кострому. Если я поеду в Пекин, то не поеду в Москву.
Я поеду в Пекин. Значит, я не поеду в Кострому.
в) Если человек принял какое-то решение и он правильно воспитан, то он преодолеет все конкурирующие же-
лания. Человек принял решение, но он не преодолел некоторых конкурирующих желаний. Следовательно, он
неправильно воспитан.
г) Если Петров не трус, то он поступит в соответствии с собственными убеждениями. Если Петров честен, то
он не трус. Если Петров не честен, то он не признает собственной ошибки. Но Петров признает собственную
ошибку. Следовательно, он поступит согласно собственным убеждениям.
д) Если у людей нет четкой нравственной ориентации, то они не отличают добра от зла. Если люди не отличают
добра от зла, то от них можно ожидать чего угодно. К сожалению, в нашем обществе еще не сформирована чет-
кая нравственная ориентация. Значит, от нашего общества можно ожидать чего угодно.
24. Какие законы мышления нарушены?
а) Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не рассердился, а только велел снять с него шкуру.
б) Мы полностью ответили на все вопросы. На некоторые вопросы мы ответим потом.
в) Чернышевский пишет роман о направлениях деятельности демократической интеллигенции в крепости.
г) Нельзя сказать, что данное животное позвоночное, как и нельзя сказать, что данное животное беспозвоноч-
ное.
д) Генерал преградил своим корпусом дорогу.
е) Депутаты должны заботиться о благополучии народа. Поэтому депутатам необходима зарплата в 3000 долла-
ров.
ж) «Все животные равны. Особенно некоторые». (Скотный двор. О.Хаксли)
з) Отец героя умер, когда ему было 28 лет.
6
и) 2 и 3 есть четное и нечетное. 2 и 3 равно 5. Значит, 5 есть четное и нечетное.
к) Старая слабая бабушка Дубовая дверь рухнула,
Оставила дома ключик. Соседка на кухне ахнула,
Звонила старая бабушка, Качнулся сосед на стуле,
Но ей не открыл внучек. Свалился с кровати внучек,
Старая бабушка ухнула, Упала с полки кастрюля
В дверь кулаком бахнула, И бабушкин маленький ключик.
25. Постройте непосредственные умозаключения - обращение, превращение, противопоставление субъекту и
противопоставление предикату.
а) Порядочному человеку чуждо зазнайство.
б) Все безответственные люди не являются надежными.
в) Некоторые россияне являются гражданами других стран.
г) Некоторые законы не являются юридическими.
д) Кальмары – беспозвоночные животные.
е) Всякий благородный человек вежлив.
е) Солидные фирмы высоко ценят свою репутацию.
ж) Многие неуспевающие студенты – безответственны.
з) Бесконечное непознаваемо.
26. Запишите простые категорические силлогизмы в стандартной форме. Проставьте термины. Проверьте
по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истин-
ным суждением.
а) Ни одна рыба не является теплокровным животным. Это животное – теплокровное. Значит, это животное –
не рыба.
б) Каждый совершивший преступление должен быть подвергнут справедливому наказанию. Обвиняемый со-
вершил преступление, следовательно, он должен быть подвергнут справедливому наказанию.
в) Многие из нас совершают опрометчивые поступки. Павлов – один из нас. Значит, Павлов совершает опро-
метчивые поступки.
г) Всякий студент рад пятерке. Всякий школьник рад пятерке. Значит, школьник – это студент.
д) Все мамонты вымерли. Динозавры – не мамонты. Значит, мамонты не вымерли.
27. Из данных посылок осуществите выводы. Проверьте получившиеся умозаключения по всем правилам ПКС.
Определите характер вывода.
а) Все студенты юридических вузов изучают логику. Иванов – студент юридического вуза.
б) Все студенты юридических вузов изучают логику. Иванов – не студент юридического вуза.
в) Все врачи давали клятву Гиппократа. А стоматологи – врачи.
г) Моцарт умер рано. Моцарт – выдающийся музыкант.
д) Все птицы летают. Пингвины – птицы.
28. В данном силлогизме установите следствие, большую и меньшую посылки. Запишите умозаключение в
стандартной форме. Проверьте силлогизм по общим и частным правилам. Достоверен ли вывод?
а) П. привлекается к уголовной ответственности, так как он незаконно хранил огнестрельное оружие, а лица,
незаконно хранящие огнестрельное оружие, привлекаются к уголовной ответственности.
б) Некоторые дельфины опасны для человека, так, например, касатка – дельфин, и касатка опасна для человека.
в) Все лица, совершившие преступление должны быть наказаны. Значит, и Джон должен быть наказан, так как
он совершил преступление.
г) Ни одна улитка не является головоногим моллюском, так как улитки – брюхоногие, а ни одно брюхоногое не
является головоногим.
29. Восстановите энтимемы в полные силлогизмы, проверьте умозаключения.
а) Данный силлогизм построен по первой фигуре и поэтому он правильный.
б) Все безответственные люди – ненадежные. А многие неуспевающие студенты – безответственны.
в) Всякий закон есть ограничение свободы, а следовательно, и счастья.
г) Как все эгоисты, трус не является великодушным.
д) Некоторые люди заблуждаются, а поэтому они заслуживают сострадания.
е) Я мыслю, следовательно, я существую.
ж) Несносные люди вечно чем-то недовольны, а значит, не могут быть вполне счастливы.
30. По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм. Проверьте его.
а) Этот человек виновен в преступлении.
б) Моя работа заслуживает высокой оценки.
в) Это умозаключение неправильное.
г) Такая аргументация неубедительная.
д) Слона невозможно содержать в городской квартире.
31. Постройте приведенный текст в форме чисто-условного умозаключения, сделайте вывод, постройте схе-
му умозаключения.
7
а) Если человек духовно беден, то его счастье зависит лишь от внешних вещей (богатство, семья, друзья и т.д.),
если счастье человека зависит от внешних вещей, то человек будет очень несчастлив при неблагоприятных
внешних обстоятельствах.
б) Если вы будете духовно развиты, то у вас будет непоколебимое внутреннее спокойствие, в этом случае вы
сможете обрести счастье даже в самых тяжелых условиях (по Его Святейшеству Далай-Ламе XIY-му).
в) Если человек несчастен, то в нем легко возникают отрицательные эмоции. Если у человека преобладают от-
рицательные эмоции, то окружающие люди несчастливы.
г) Если выбросы диоксида углерода в атмосферу будут увеличиваться, то «парниковый эффект» будет возрас-
тать. В результате произойдет глобальное потепление. Если будет глобальное потепление, то многие виды жи-
вотных и растений погибнут.
32. Условно-категорический силлогизм. Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер
вывода.
а) Если событие воспринимается как реальное, то оно становится реальным по своим последствиям. Люди ве-
рят в бога (религию).
б) Человек закаляется, если хочет быть здоровым. Петров не закаляется.
в) Если мы хотим жить в гармоничном обществе, то нам следует вести себя гармонично. Мы хотим жить в гар-
моничном обществе.
г) Если бы Валяйкин украл драгоценности, то он был бы в городе в момент преступления. Но Валяйкин в мо-
мент преступления был загородом.
д) Если люди будут продолжать оказывать давление на природу, то цепные экологические реакции негативно
отразятся на их жизни. Люди продолжают оказывать давление на природу.
33. По данным посылкам постройте условно-категорические силлогизмы по правильным и неправильным моду-
сам.
а) Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.
б) Знания, приносящие большую пользу, должны высоко цениться.
в) Если бы у нас не было недостатков, то не было бы так приятно замечать их у других (Франсуа де Ларош Фу-
ко).
г) Неправильными являются ответы, не снижающие познавательной неопределенности.
д) Если человек умеет сохранять душевное равновесие в любых обстоятельствах, то никакие проблемы ему не
страшны.
34. По данным посылкам постройте разделительно-категорические умозаключения. Сделайте выводы. Запи-
шите формулы, определите модусы и характер вывода.
а) Хищение чужого имущества совершается тайно или открыто. Данное хищение совершено открыто.
б) Поведение человека может быть конфликтогенным, нейтральным или доброжелательным. Поведение этого
человека нельзя назвать доброжелательным.
в) Животные бывают позвоночными или беспозвоночными. Осьминог не является позвоночным животным.
г) Человечество стоит перед выбором – сохранить планету или продолжать оказывать давление на природу.
Подавляющее большинство людей продолжает оказывать давление на природу.
35. Используя разделительные посылки, постройте умозаключения: а) по утверждающе-отрицающему моду-
су; б) по отрицающе-утверждающему модусу. Определите характер вывода (достоверный или проблематич-
ный).
а) По количеству категорические суждения делятся на общие, частные и единичные.
б) Разделительно-категорические умозаключения строятся по утверждающе-отрицающему модусу или по от-
рицающе-утверждающему.
в) Умозаключение может быть дедуктивным, индуктивным или традуктивным.
г) Студенты бывают отличниками и двоечниками.
36. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.
а) Если птица летит в одном направлении со стаей, то примыкает к ней, нет – летит в одиночестве. Но птица
или летит, или не летит в одном направлении со стаей.
б) Нет смысла волноваться, если что-то можно сделать. Также нет смысла волноваться, если ничего нельзя сде-
лать. В любой ситуации что-то можно сделать, либо ничего нельзя сделать.
в) Если человек очень добр и мудр, то он спокоен. Этот человек неспокоен.
г) Если человек счастлив, то в нем легко возникают положительные эмоции и он открыт для общения. Этот че-
ловек не умеет радоваться или он закрыт для общения.
37. Какие методы научной индукции применены в рассуждениях. Запишите схему вывода.
а) Эксперименты Артура Бимана и его коллег со студентами университета Монтана (1978) показывают, что, как
только люди осознают, почему присутствие других удерживает от оказания помощи, они становятся более от-
зывчивыми в любой групповой ситуации. Исследователи прочитали некоторым из студентов лекцию о том, как
бездействие других приводит к неправильной интерпретации чрезвычайной ситуации и искажает чувство от-
ветственности. Прочие же студенты прослушали иную лекцию или вообще не слышали никакой лекции. Две
недели спустя в другом эксперименте студенты проходили мимо человека, упавшего с велосипеда. Из тех, кто
не слышал лекции об оказании помощи, лишь четвертая часть остановилась, чтобы предложить свою помощь;
среди тех, кто прослушал лекцию, таковых оказалось вдвое больше.
8
б) Филипп Раштон и Энн Кампбелл (1977) обратили внимание на то, что взрослые британцы обычно не распо-
ложены безвозмездно сдавать кровь, если только к ним не обратились с просьбой, после того как они наблюда-
ли согласие сообщника экспериментатора сдать кровь.
в) Зная, что каждый химический элемент имеет особый отличающий его спектр, ученый Бунзен в 1860 г. от-
крыл два новых щелочных металла: цезий и рубидий. Он исследовал щелочи, оставшиеся после испарения зна-
чительного количества минеральной воды из источника Дюркгейм. Изучая спектроскопом пламя, которое дава-
ли эти соли из смеси солей, он нашел какие-то «светлые линии, которые он никогда не наблюдал прежде и ко-
торые, как он знал, не давали ни поташ, ни сода. Тогда он принялся анализировать смесь и наконец выделил из
нее два новых щелочных вещества».
г) Исследуя условные рефлексы, академик И.П.Павлов установил следующее: если удалить затылочную долю
мозга собаки, зрительный рефлекс исчезает. Новые эксперименты дали те же результаты – собаки практически
слепли. Ученый сделал вывод, что затылочная доля головного мозга – центр образования зрительного рефлекса.
д) Чем больше воздуха попадает в горн, тем жарче в нем разгорается огонь. Если же доступ воздуха в горн со-
всем прекратить, то огонь исчезнет. Значит, воздух является необходимым условием горения.
38. Приведите примеры умозаключений на темы, связанные с вашей специальностью, по дедукции, индукции и
аналогии.
39. Найдите тезис, аргументы; укажите способ доказательства.
а) «Славное место эта долина! Со всех сторон горы, неприступные, красноватые скалы, обветшалые зеленым
плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там, высоко-высоко, золо-
тая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного
полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своей чешуею» (М.Ю.Лермонтов).
б) «Смерть для человека – ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть
присутствует, тогда мы не существуем» (Эпикур).
в) Страсти вводят нас в заблуждение, так как они сосредотачивают все наше внимание на одной стороне рас-
сматриваемого предмета и не дают нам возможности исследовать его всесторонне» (К.Гельвеций).
г) «Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за
секунду до того, как станет ясно, что он лишний» (Ж.Лабрюйер).
40. В чем кроются логические ошибки, допущенные в следующих софизмах?
а) Все, что ты не терял, ты имеешь. Ты не терял рогов. Значит, ты рогат.
б) Эта статуя – художественное произведение. Но эта статуя принадлежит тебе. Следовательно, это твое худо-
жественное произведение.
в) Лекарство употреблять полезно. Чем больше пользы, тем лучше. Значит, чем больше употребляешь лекарст-
ва, тем лучше.
г) - Знаешь ли ты, о чем я хочу тебя спросить?
- Нет.
- Знаешь ли ты, что добродетель есть добро?
- Знаю.
- Об этом я тебя и хотел спросить. Значит, ты не знаешь того, что знаешь.
д) Эватл пришел для обучения софистике к Протагору, основателю школы софистов. Договорились, что Прота-
гор получит деньги за обучение сразу же, как только Эватл выиграет свой первый судебный спор. Но, то ли
Эватл разочаровался в судопроизводстве, то ли пожалел денег, он не стал заниматься судебной практикой и
ограничился участием в спорах на площадях.
Желая получить плату за обучение, Протагор решил обратиться в суд, размышляя следующим образом: «Если
суд признает вину Эватла, он заплатит мне по решению суда. Если же не признает, то по условиям договора».
На это Эватл ответил, что он не уплатит ни в том, ни в другом случае, ибо если судьи присудят уплатить, то,
значит, он проиграл свой первый процесс и не обязан платить по договору, а если судьи не присудят платить, то
он не заплатит по решению суда.
41. К данным тезисам подберите аргументы, продемонстрировав их связь с тезисом, используя один из видов
дедуктивного умозаключения.
а) Динозавры смертны.
б) Психология - гуманитарная наука.
в) Носов - соучастник преступления.
г) Пасынков и Ягуаров, совершившие грабеж, привлекаются к уголовной ответственности по статье 161 УК
РФ.
42. К данным тезисам подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обосно-
вания; определите, является ли обоснование тезиса достоверным или вероятным.
а) Проникающее ножевое ранение опасно для жизни.
б) Рост преступлений в стране связан, как правило, с увеличением
количества потребления спиртного.
в) Некоторые уголовные дела, возбужденные в этом году, остались
нераскрытыми.
г) Увлечение учащихся телевизионными передачами является причиной
их плохой успеваемости.
9
д) Наркомания представляет сегодня большую угрозу для здоровья и жизни нации.
43.∗ Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а
затем индукцию.
а) Участников данного преступления следует наказать.
б) В этой группе никто не получает повышенную стипендию.
в) Болезненные эмоции вредны.
г) Изучать логику желательно всем студентам.
44.∗ Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.
а) Никто в нашей группе не понимает логику.
б) Все преступники - рецидивисты.
в) Материальное богатство гарантирует счастье.
45.* Составьте тезисы на каждую из предложенных тем и их обоснования (до 6-7 предложений).
Труд. Творчество. Легкие деньги. Демократия.
вот лекции
http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_l ... ian_8.html там Гомбоева Л.В., Кузьмин А.В. Задачи по логике. Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. - 154 с.