Лично я придерживаюсь мнения Ласло Полгара
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D1%80,_%D0%9B%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE_%28%D1%88%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%29, что талант (по крайней мере, научный) на 30% определен врожденными качествами, а на 70% - работой по его развитию и воспитанию (например: Бах, Гаусс, Моцарт, сестры Полгар, Перельман):
Цитата:
Теория Полгара гласит, что талант не врождён, а прививается воспитанием. На эту систему взглядов оказали влияние труды американского психолога Д. Уотсона. Полгар изучал биографии известных гениев, таких как В. Моцарт и К. Гаусс. Из этого он сделал заключение, что дети уже с малых лет могут показывать необыкновенные результаты, если они будут систематически и интенсивно обучаться. Чтобы это практически доказать, он посвятил себя полностью воспитанию своих дочерей, которым он дал только домашнее образование. После долгой переписки с уполномоченным министерством он получил на это разрешение в порядке исключения. Игру в шахматы он выбрал из-за того, что там можно легко проследить за успехами по игре в турнирах. Сама Жужа рассказывает, что шахматы появились случайно, а отец планировал сделать ее математиком. Все его дочери стали очень сильными шахматистками (Сьюзен или Жужа - чемпионка мира и гроссмейстер среди мужчин, Юдит - сильнейшая шахматистка всех времён, обладает рейтингом свыше 2700, играя исключительно в мужских турнирах, София - международный мастер среди мужчин). Он высказал мнение, что для достижения больших результатов нужно всегда мериться силами с сильнейшими, поэтому его дочери выступали преимущественно в мужских турнирах, что вначале не очень одобрялось Венгерским шахматным союзом.
Вот хороший фильм про Григория Перельмана:
http://www.youtube.com/watch?v=s85VkhXTAKI Примерно в промежутке от 6:00 до 7.30 рассказывается о детских годах Перельмана, отмечается его колоссальное упрямство. А вот тут говорится о том, как собственно состоялся математик Перельман: "Математика не любит вундеркиндов": 12.50 "Победа над собой": 14.00. В последнем промежутке рассказывается, как он на городской олимпиаде занял второе место. А потом на всесоюзной олимпиаде занял тоже второе место. Это его так сильно разозлило, что путем упорных тренировок он добился того, что отныне он везде занимал только первые места.
Поэтому я считаю главным суметь побудить в ребенке интерес к интересуемой области, мотивировать его. А для этого нужен хороший педагог.