2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




 
 Поворот в н-мерном пространстве
Сообщение04.04.2007, 12:50 
Возникла необходимость найти матрицу поворота в н-мерном пространстве. Поворот должен быть такой, чтобы центральная ось (например, в 3-х мерном пр-ве (1, 1, 1) перешла в (0, 0, 1), и соответственно плоскость перпендикулярная оси (1, 1, 1) стала плоскостью перпендикулярной оси (0, 0, 1) или параллельна пл-ти (x, y, 0)).
По идее, эта результирующая матрица, должна быть произведением матриц простых поворотов (вокруг одной оси), на подобии
|а –а 0 |
|а а 0 |
|0 0 1 |
Где а = $\frac 1 {\sqrt{2}}$ Т.е. поворот вокруг оси Ox на 45 градусов, далее поворот вокруг Oz на 45 градусов, ну и т.д.

Но почему-то таким путем, мне не удалось найти результирующую матрицу. Стал искать методом от обратного (зная какой вид должна иметь результирующая матрица).
И для 3-х мерного случая нашел:
| 1                    0                       -1                 |
| $\frac 1 {\sqrt{3}}$         $\frac {-2} {\sqrt{3}}$        $\frac 1 {\sqrt{3}}$       |
| $\sqrt{ \frac 2 3} $\sqrt{ \frac 2 3} $\sqrt{ \frac 2 3} |
( матрицы в примерах math не нашел)
И для 4-х мерного:
| -a a a -a |
| -a a -a a |
| a a -a -a |
| a a a a |
Где а = $\frac 1 {\sqrt{4}}$
Правильны ли эти матрицы? Т.е. удовлетворяют ли они поставленной задаче? И как найти матрицу для 6-ти мерного случая, т.к. исходно нужна была именно для 6? И почему матрицы для 3-х и для 4-х мерных случаев, не описывается произведением матриц простых поворотов (вокруг одной оси)?
Был бы очень благодарен, если кто поможет разобраться в этом.
Заранее большое спасибо.

 
 
 
 
Сообщение04.04.2007, 12:59 
Аватара пользователя
 !  PAV:
Перепишите формулы с использованием тега math

 
 
 
 
Сообщение04.04.2007, 16:48 
Аватара пользователя
Может, это поможет?
Берем, например, систему векторов $(1,1,\ldots,1)^T, e_n,e_{n-1},\ldots,e_2$. Применяем к ней процесс ортогонализации Грама-Шмидта. В итоге получим ортонормированный базис $v_1=\frac1{\sqrt n}(1,1,\ldots,1)^T,v_2,\ldots$. В базисе $v_1,v_2,\ldots,v_n$ матрица искомого поворота должна писаться легко (поворот происходит в плоскости векторов $v_1$ и $v_2$, а $v_3,v_4,\ldots,v_n$ остаются неизменными). Матрица перехода от базиса $v_i$ к базису $e_i$ почти вычислена в Граме-Шмидте (там слегка другой базис, но от него перейти к $e_i$ совсем просто). Эта матрица ортогональная, поэтому обратная для неё находится просто. Теперь надо вспомнить, как меняется матрица оператора при замене базиса.
Не знаю, может, можно как-нить попроще.

 
 
 
 
Сообщение10.04.2007, 17:06 
leciel писал(а):
Возникла необходимость найти матрицу поворота в н-мерном пространстве. Поворот должен быть такой, чтобы центральная ось (например, в 3-х мерном пр-ве (1, 1, 1) перешла в (0, 0, 1), и соответственно плоскость перпендикулярная оси (1, 1, 1) стала плоскостью перпендикулярной оси (0, 0, 1) или параллельна пл-ти (x, y, 0)).


Этот поворот можно осуществить при помощи умножения слева вектора-строки на матрицу, представляющую собой произведение $n-1$ матриц ($n$ --- размерность пространства)
\[
\left\|
\begin{array}{ccccc}
a_1&b_1&0&\ldots&0\\
-b_1&a_1&0&\ldots&0\\
0&0&1&\ldots&0\\
\vdots&\vdots&\vdots&\ddots&\vdots\\
0&0&0&\ldots&1\\
\end{array}
\right\|
\left\|
\begin{array}{ccccc}
1&0&0&\ldots&0\\
0&a_2&b_2&\ldots&0\\
0&-b_2&a_2&\ldots&0\\
\vdots&\vdots&\vdots&\ddots&\vdots\\
0&0&0&\ldots&1\\
\end{array}
\right\|
\dots
\left\|
\begin{array}{ccccc}
1&\ldots&0&0&0\\
\vdots&\ddots&\vdots&\vdots&\vdots\\
0&\ldots&1&0&0\\
0&\ldots&0&a_{n-1}&b_{n-1}\\
0&\ldots&0&-b_{n-1}&a_{n-1}\\
\end{array}
\right\|
\]
(если для идентификации точки пространства используется вектор-столбец, то его нужно умножать справа на результат транспонирования этой матрицы). Здесь $b_k=\sqrt{1-a_k^2}$, $a_k=1/\sqrt{k+1}$, $k=1,2,\dots,n-1$.

leciel писал(а):
И как найти матрицу для 6-ти мерного случая, т.к. исходно нужна была именно для 6?


Для 6-мерного пространства умножение 5 матриц можно произвести при помощи maple или mathematica.

 
 
 [ Сообщений: 4 ] 


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group