2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3
 
 Re: Задачи из Любича и Глазмана
Сообщение06.08.2012, 16:11 


10/02/11
6786
ewert в сообщении #603482 писал(а):
В том смысле: откуда следует, что такой набор вообще существует?

я это уже наисал , а Вы это цитировали: существование такого набора и есть определение конечномерного пространства. Я только максимальность понимаю не в Вашем смысле, а в общепринятом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи из Любича и Глазмана
Сообщение06.08.2012, 16:42 


17/01/12
445
svv в сообщении #603461 писал(а):
Прочитайте в книге Ефимова, Розендорна лемму о базисном миноре. Лишь тогда наступит полное и окончательное удовлетворение.

просмотрел, как раз это мне понятно.
а оперирование с базисным столбцами не то же самое что с рангами? ранг матрицы это количество базисных столбцов.

-- 06.08.2012, 17:42 --

всё таки доказательство через миноры -- не подходит, ведь нужно использовать средства которые даны в книге.(т.е. через данную теорему)

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи из Любича и Глазмана
Сообщение06.08.2012, 19:11 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10910
Crna Gora
kw_artem писал(а):
а оперирование с базисным столбцами не то же самое что с рангами? ранг матрицы это количество базисных столбцов.
Лемма, которую я показал, хороша, а не повезло ей с названием. Может показаться, что она опирается на такие понятия, как базис, ранг и т.д., тогда как она намного более низкоуровневая. Она создаёт основу для ответов на многие последующие вопросы.

Вот, скажем, ранг матрицы — это количество базисных столбцов. По Ефимову-Розендорну, это максимальное количество линейно независимых столбцов. Ну, а вдруг в матрице $m\times (m+1)$ их может быть $m+1$? Не может? а почему? И почему базисных строк всегда столько же, сколько базисных столбцов?

Мне кажется, что достоинство леммы в том, что изложение там ведётся на таком уровне, что подобных вопросов не возникает.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи из Любича и Глазмана
Сообщение06.08.2012, 20:04 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
svv в сообщении #603528 писал(а):
Лемма, которую я показал, хороша, а не повезло ей с названием. Может показаться, что она опирается на такие понятия, как базис, ранг и т.д., тогда как она намного более низкоуровневая. Она создаёт основу для ответов на многие последующие вопросы.

Что значит "не повезло с названием", если там по существу используются определители -- не только в формулировке, но и при доказательстве. Вообще эта лемма оставляет впечатление некоторой нелепости: авторы упоминают определители как нечто само собой разумеющееся и хорошо известное читателю, в т.ч. предполагаются известными и свойства определителя, в т.ч. и связанные с линейной зависимостью строк -- в то время как сами авторы только что лишь ввели понятие линейной зависимости, причём обсасывая его с нуля и со всех сторон тщательнейшим образом!

Ну и в любом случае: решать стартовую задачу с использованием определителей -- немногим лучше, чем использовать для этого лемму Цорна. Этот фрагмент книжки откровенно неудачен.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи из Любича и Глазмана
Сообщение08.08.2012, 11:32 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
kw_artem в сообщении #603496 писал(а):
нужно использовать средства которые даны в книге.(т.е. через данную теорему)

Наверное, всё-таки через данную лемму. Которая вообще-то для доказательства 11-й теоремы не нужна: формулировка этой леммы несколько неуклюжа, а её доказательство настолько банально, что практически без потерь встраивается непосредственно в доказательство теоремы. Скорее всего, Глазман с Любичем вставили эту лемму по чисто методическим соображениям -- как подсказку к доказательству теоремы (учитывая, что это всё-таки задачник).

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи из Любича и Глазмана
Сообщение09.08.2012, 13:18 


17/01/12
445
ewert в сообщении #604046 писал(а):
Наверное, всё-таки через данную лемму. Которая вообще-то для доказательства 11-й теоремы не нужна: формулировка этой леммы несколько неуклюжа, а её доказательство настолько банально, что практически без потерь встраивается непосредственно в доказательство теоремы. Скорее всего, Глазман с Любичем вставили эту лемму по чисто методическим соображениям -- как подсказку к доказательству теоремы (учитывая, что это всё-таки задачник).

уже третий день возвращаюсь к этой теореме и делаю попытки доказательства при помощи той леммы, но ничего путного, т.е. кроме уродливых доказательств ничего в голову не лезет. все попытки сводятся к следующему: беру случай, когда вся система $\{x_k\}\limits_1^m$ линейно независимая (доказательство этого случая лекго переносится на систему линейно зависимого характера). далее для удобства представляю векторы в определенном порядке $x_1, x_2,\ldots, x_m$ и беру $m$ лин. оболочек: первую для $\{x_1\}$, вторую для $\{x_1, x_2\}$, третью для $\{x_1, x_2, x_3\}$, и т.д. Произвольно выбранные $m+1$ векторов окажутся распределёнными между этими лин.оболочками. дальше возникают трудности: доказательство вообще длинющим становится, что тоска наваливается

уверен что рассуждаю не совсем верно, и что есть короткое доказательство...

-- 09.08.2012, 14:25 --

(Оффтоп)

уж не думал что такая тривиальная с виду теоремка столько времени займёт

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи из Любича и Глазмана
Сообщение09.08.2012, 13:56 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Просто по индукции. Пусть $\vec u_1,\vec u_2,\ldots,\vec u_{m+1}$ принадлежат линейной оболочке векторов $L_m=L(\vec x_1,\vec x_2,\ldots,\vec x_{m})$ и при этом хотя бы один из них не принадлежит линейной оболочке $L_{m-1}=L(\vec x_1,\vec x_2,\ldots,\vec x_{m-1})$ (если они все принадлежат $L_{m-1}$, то они линейно зависимы по индукционному предположению). Для определённости считаем, что $\vec u_{m+1}\not\in L_{m-1}$; тогда, согласно лемме, при некотором наборе $\{\alpha_k\}_{k=1}^m$ все векторы $\vec w_k\equiv\vec u_k-\alpha_k\vec u_{m+1}$ принадлежат $L_{m-1}$. По индукционному предположению они линейно зависимы, т.е. $\sum\limits_{k=1}^{m}\gamma_k\vec w_k=\vec0$. Но тогда и $\sum\limits_{k=1}^{m+1}\gamma_k\vec u_k=\vec0$, где $\gamma_{m+1}=-\sum\limits_{k=1}^{m}\alpha_k\gamma_k$.

Если же не ссылаться на лемму, то ровно та же идея реализуется за почти такое же время, ну разве что на строчку длиннее.

-- Чт авг 09, 2012 14:59:27 --

(Оффтоп)

kw_artem в сообщении #604418 писал(а):
уж не думал что такая тривиальная с виду теоремка столько времени займёт

Она не тривиальная -- это самая неочевидная теорема во всём этом круге вопросов (про линейную независимость и базисы).

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи из Любича и Глазмана
Сообщение09.08.2012, 14:03 


10/02/11
6786

(Оффтоп)

ewert в сообщении #604428 писал(а):
Она не тривиальная

Ага, особенно если наотрез отказаться учиться решать СЛУ методом Гаусса и приводить матрицы к треугольному виду. Далеко шагнула педагогическая наука.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи из Любича и Глазмана
Сообщение09.08.2012, 14:14 
Заслуженный участник


11/05/08
32166

(Оффтоп)

Oleg Zubelevich в сообщении #604430 писал(а):
Ага, особенно если наотрез отказаться учиться решать СЛУ методом Гаусса и приводить матрицы к треугольному виду. Далеко шагнула педагогическая наука.

А вот это смотря кому курс предназначается. Я лично если линейную алгебру читаю, то нематематикам, и потому всегда доказываю это (или эквивалентное ему) утверждение исключительно ссылкой на метод Гаусса. Поскольку нематематики, да ещё и в 1-м семестре, к подобным логическим пируэтам просто не готовы; они плохо готовы даже и к просто осознанию такого абстрактного понятия, как линейное пространство, чего уж говорить об этом. А вот если бы читал математикам, то, вполне возможно, доказывал бы именно так (но без леммы, конечно). А может, и нет -- тут есть разные привходящие обстоятельства, связанные с выбором порядка изложения и необходимостью увязки его с практическими занятиями.

Да, это было во-первых. А во-вторых, конкретно в данной книжке метод Гаусса как раз неуместен -- это ведь задачник, нацеленный на усвоение внутренней логики курса. Так что здесь всё нормально, в противоположность Ефимову-Розендорну.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи из Любича и Глазмана
Сообщение09.08.2012, 14:16 


17/01/12
445
ewert, и действительно просто! :-) жаль что не додумался

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи из Любича и Глазмана
Сообщение09.08.2012, 14:19 
Заслуженный участник


11/05/08
32166

(Оффтоп)

kw_artem в сообщении #604440 писал(а):
жаль что не додумался

А ведь у них же была подсказка -- они ведь не случайно сдвинули $m$ в лемме по сравнению с теоремой на единичку. Это явный намёк на индукцию.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи из Любича и Глазмана
Сообщение09.08.2012, 14:22 


17/01/12
445

(Оффтоп)

если честно, идея с индукцией приходила, но сразу её откинул, зациклился на первом решении ... сам виноват; ну что поделаешь: вата вместо мозгов

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи из Любича и Глазмана
Сообщение09.08.2012, 15:50 


17/01/12
445
а можно говорить о полноте одной системы относительно другой, даже если она не является подсистемой последней?

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи из Любича и Глазмана
Сообщение09.08.2012, 16:13 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
kw_artem в сообщении #604467 писал(а):
а можно говорить о полноте одной системы относительно другой, даже если она не является подсистемой последней?

При желании можно говорить о чём угодно (лишь бы непротиворечиво). Однако конкретно Глазман с Любичем терман "полная" применяют исключительно к подсистемам.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи из Любича и Глазмана
Сообщение10.08.2012, 21:47 


17/01/12
445
извините за глупый вопрос
формулировка "в том и только в том случае" означает то же, что "тогда и только тогда", т.е. "необходимо и достаточно" -- следствие (или стрелка) в обе стороны? не уверен

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 45 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group