Если верить Рею Бредбери, то смысл жизни - в самой жизни. Если не ошибаюсь, "Марсианские хроники".
Деятельность человека обычно целесообразна. Это означает, что всякое его действие преследует какую-нибудь цель. Человек не станет брать на себя хлопоты, чтобы делать что-то себе же во вред. Этот факт можно воспринимать как аксиому. Только по своему недомыслию, неосторожности или невежеству его деятельность может обернуться ему во вред: хотели сделать как лучше, а получилось как всегда. Когда мы наблюдаем за непонятной деятельностью кого-нибудь, то пытаемся разгадать, в чём его интерес, в чём смысл его поступков. С такой же корыстной позиции мы задаём вопрос: а в чём заключается смысл жизни?
Здесь имеется в виду смысл жизни вообще, а не смысл жизни какого-либо периода человека. Нельзя ответить, что смысл жизни заключается в том, чтобы защитить кандидатскую диссертацию или выйти замуж, т.к. после осуществления этой поставленной цели жизнь не становится бессмысленной. Рассмотрим этот вопрос с самых общих позиций
Прежде всего, подумаем, к кому мы должны адресовать этот вопрос, к себе самому или к кому-нибудь другому? Мы возникли в природе, существуем в ней в течение некоторого времени, и закончим своё существование, независимо от нашей воли или желания. Мы созданы природой и у неё должны спрашивать, в чём смысл нашего существования, в чём смысл существования жизни вообще (например, на Земле). Но природа не преследует никакой корысти. Она «создала нас» не для того, чтобы эксплуатировать или удовлетворять свои какие-то потребности или прихоти. У природы даже не было какой-то особой задачи или цели в том, чтобы создать «именно меня».
Как хорошо, когда есть батюшка господь или космическая канцелярия, которая ведёт учёт душ, и решает: в каком образе в следующем перевоплощении нужно появиться тому или иному субъекту, или куда ему нужно попасть: в рай или ад. Такая позиция идёт от нашей инфантильности, от нашей рабской сущности. Мы, в силу своего невежества, не можем отличить добро от зла и не сможем отличить Христа-спасителя от мелкого мошенника.
Когда человек создаёт робота (искусственный интеллект), то будьте уверены, что он создаст раба, а себя он мнит при этом господином. Достаточно посмотреть наши фильмы или прочитать фантастику, чтобы убедиться в том, что всякая «нечеловеческая» цивилизация, будь даже она во много раз совершеннее нас, это (по умолчанию и, само собой разумеется) наши враги. Создавая робота, человек обязательно предусмотрит «красную кнопку» чтобы нажать её, если робот «начнёт взбрыкивать». Пусть теперь эти роботы спрашивают друг у друга: «в чём смысл нашего существования»?
Чтобы узнать, в чём смысл существования, обратите внимание на устройство задающее целевую функцию. Если такого устройства нет, то мы имеем дело с неодушевлённым объектом и смысл его существования такой же, как у природы вообще. Целевая функция у животных и человека выражается в инстинктах, заложенных природой. Это инстинкты самосохранения и продолжения рода. Выходит, что «с точки зрения» природы смысл жизни заключается в её существовании как таковой, в её сохранении как некоторой устойчивой формы.
А с точки зрения человека? Мы сами наполняем свою жизнь смыслом и содержанием, в меру своих знаний и своей фантазии, и наша жизнь оказывается такой, как мы её себе представляем. В такой жизни мы и живём.
-- Пн окт 31, 2011 22:08:07 --Вы путаете причину и следствие. Общение, язык - следствие развитого интелекта, а не наоборот.
Нет, не наоборот! Человек выросший в волчьем логове, ходит на четвереньках и никакого языка как средства общения он не знает. Вся интеллектуальная часть развития человека связана с человеческой культурой и принадлежит обществу. В отрыве от общества никакого интеллекта не приобретёшь.