а)сформулировать критерии или фильтр для отсева полезной информации
Это на самом деле ни что иное, как теоретическое описание интересующей нас предметной области. Если оно выполнено на том же языке, на котором передаются сообщения, то критерии "полезности" передаваемой в сообщении информации становятся очевидными:
1) Сообщение должно быть синтаксически правильным (по крайней мере, оно должно распознаваться как синтаксически корректное утверждение).
2) Содержащееся в сообщении утверждение не должно быть тривиальным с точки зрения той теории, которая описывает предметную область.
Например, с точки зрения специальной теории относительности утверждение о том, что в ИСО свет движется со скоростью c, тривиально: Мы это и так знаем из постулата, никакой полезной информации такое сообщение не несёт. А вот если сказано, что объект X движется со скоростью c/2, то это - уже полезная информация, которая может быть частью постановки конкретной задачи (в рамках той же СТО).
б)профильтровать принятое полное сообщение и т.п.
Легко. Например, муж улетает в другой город, а жена беспокоится и просит его по прибытии послать телеграмму - вот Вам описание предметной области. В телеграмме на самом деле может быть куча букаффф, типа: "Долетел замечательно, люблю, целую, твой зайка" и т.п. Если посчитать количество букв, то полная переданная информация получится не маленькой. Но с точки зрения приведённого описания предметной области полезным является только сам факт сообщения о том, что муж долетел успешно - грубо говоря, один бит (да и то при достаточно критическом отношении к безопасности авиаперевозок)
При этом фильтр то какой? Адаптивный? Зависит от степени обучения субъекта?
Зависит от актуального описания предметной области, которое имеет субъект.