2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Ортогональные преобразования
Сообщение20.03.2012, 23:03 


15/04/10
985
г.Москва
Чтобы «пощупать» ортогональные матрицы 3 порядка с помощью математических пакетов, например,Матлаб надо как минимум уметь генерировать много примеров ортогональных матриц.В классических курсах линейной алгебры, в т.ч. и Гельфанда изучаются ортогональные преобразования, и в частности говорится, что собственное ортогональное преобразование есть вращение вокруг некоторой оси.Но о способах генерации ортогональных матриц а также о нахождении вектора этой оси умалчивается.
Я нашел выражение матрицы поворота через углы Эйлера
Изображение
Собственно это 3-х параметрическое семейство матриц. Этим исчерпываются все собственные ортогональные матрицы? Или как-то еще их можно параметризовать?
Утверждается, что всякое несобственные преобразования — композиция поворота вокруг оси и отражения в перпендикулярной плоскости.
А какой их параметрический вид?
Как по матрице найти вектор оси, вдоль которой делается результирующее вращение?

 Профиль  
                  
 
 Re: Ортогональные преобразования
Сообщение21.03.2012, 04:47 
Аватара пользователя


09/08/11
137
СПб
Цитата:
Как по матрице найти вектор оси, вдоль которой делается результирующее вращение?

Поскольку при вращении (или вращении с последующим отражением) вектор оси вращения сохраняется (меняет знак), то он является собственным вектором данной ортогональной матрицы с собственным числом 1 (или, соответственно, -1).
Что касается двух других собственных чисел трехмерной ортогональной матрицы, то они по модулю тоже равны единицы, но могут быть как комплексными, так и вещественными (подумайте, чему это соответствует геометрически).

Для компьютерной генерации произвольных ортогональных матриц в 3-х мерном пространстве, возможно, нагляднее использовать не углы Эйлера, а задать единичную ось поворота (две переменные) и угол поворота (одна переменная).
Явные выражения для матриц поворота в этих переменных посмотрите, например, в разделе "Выражение матрицы поворота через угол поворота и единичный вектор оси вращения" в http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B0, а явные выражения для матриц отражения (относительно плоскости, перпендикулярной к заданному вектору), найдете набрав "преобразование Хаусхолдера" в Википедии.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ортогональные преобразования
Сообщение21.03.2012, 06:32 


15/04/10
985
г.Москва
Согласен. ось -это собств вектор собственного числа $\lambda=1$
Я собственно эти вопросы затронул для того чтобы придумать интересные студентам задачки с вращениями
для решения на матлаб.
Как вам такая задачка (пример).
Тело делает сначала поворот вокруг оси x на 30град, потом вокруг оси y на 45 град, потом вокруг оси z на 110 град
Найти мгновенную ось вращения. Написать функцию выдающую вектор оси при
а)любых заданных углах поворота относительно декартовой системы x,y,z
б)любых заданных углах поворота Эйлера $\alpha,\beta,\gamma$

 Профиль  
                  
 
 Re: Ортогональные преобразования
Сообщение21.03.2012, 14:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/09/06
10856
eugrita в сообщении #550550 писал(а):
Или как-то еще их можно параметризовать?
Хороший способ параметризации - с помощью генераторов поворотов, т.е. антисимметричных матриц следующего вида:

$$\xi_{y z} = \begin{pmatrix}
0 & 0 & 0\\
0 & 0 & 1\\
0 & -1 & 0
\end{pmatrix}$$

$$\xi_{z x} = \begin{pmatrix}
0 & 0 & -1\\
0 & 0 & 0\\
1 & 0 & 0
\end{pmatrix}$$

$$\xi_{x y} = \begin{pmatrix}
0 & 1 & 0\\
-1 & 0 & 0\\
0 & 0 & 0
\end{pmatrix}$$

Матрица произвольного поворота через них запишется так:

$$M(\alpha, \beta, \gamma) = e^{\alpha \xi_{y z} + \beta \xi_{z x} + \gamma \xi_{x y}}$$

где $\alpha, \beta, \gamma$ - произвольные параметры ("углы поворота"). Нужно только уметь считать экспоненту от матрицы. :wink:

Обратите внимание, что элементарному повороту "вокруг оси $z$" соответствует $\xi_{x y}$ и т.п., т.е. на самом деле поворот выполняется не "вокруг оси $z$", а "в плоскости $x y$". Это позволяет применять данный подход не только к трёхмерному пространству. Например, легко увидеть, что в четырёхмерном пространстве 6 независимых генераторов поворотов.

Да, кстати, в трёхмерном пространстве вектор с координатами $(\alpha, \beta, \gamma)$ как раз определяет и направление оси поворота, и величину угла поворота вокруг неё.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ортогональные преобразования
Сообщение25.03.2012, 03:00 
Аватара пользователя


14/01/10
252
epros в сообщении #550775 писал(а):
$\alpha, \beta, \gamma$ - произвольные параметры ("углы поворота").
Причем речь о бесконечно малых углах поворота, либо поворотах с постоянной осью вращения. На всякий случай подчеркну, что если подставить сюда углы из примера автора темы, то итоговая матрица в общем случае не будет иметь ничего общего с той, которая описывает последовательные повороты на указанные углы вокруг осей, так как повороты на конечные углы вокруг разных осей некоммутативны и потому не определяются лишь углами, но ещё и очередностью.

 Профиль  
                  
 
 Re: Ортогональные преобразования
Сообщение25.03.2012, 12:11 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


28/09/06
10856
mclaudt в сообщении #551842 писал(а):
Причем речь о бесконечно малых углах поворота, либо поворотах с постоянной осью вращения. На всякий случай подчеркну, что если подставить сюда углы из примера автора темы, то итоговая матрица в общем случае не будет иметь ничего общего с той, которая описывает последовательные повороты на указанные углы вокруг осей, так как повороты на конечные углы вокруг разных осей некоммутативны и потому не определяются лишь углами, но ещё и очередностью.
Совершенно верно, повороты некоммутативны, поэтому вот это:

$$e^{\gamma \xi_{x y} + \beta \xi_{z x} + \alpha \xi_{y z}}$$

не то же самое, что вот это:

$$e^{\gamma \xi_{x y}}e^{\beta \xi_{z x}}e^{\alpha \xi_{y z}}$$

В первом случае альфа, бета и гамма - это проекции вектора поворота на оси координат, а во втором случае - это эйлеровы углы: $\alpha$ - собственного вращения, $- \beta$ - нутации, а $\gamma$ - прецессии.

Кстати, студентам для упражнения будет полезно доказать, что:

$$e^{\gamma \xi_{x y} + \beta \xi_{z x} + \alpha \xi_{y z}} = e^{\gamma \xi_{x y}}e^{\beta \xi_{z x}}e^{\sqrt{\alpha^2 + \beta^2 + \gamma^2} \xi_{y z}}e^{- \beta \xi_{z x}}e^{- \gamma \xi_{x y}}$$

 Профиль  
                  
 
 Re: Ортогональные преобразования
Сообщение25.03.2012, 17:47 


15/04/10
985
г.Москва
А каково мнение уважаемых участников по поводу следующих моих задач (правда не забывайте что они должны делаться с поддержкой мощной математики Матлаб) (подробности формулировки относящиеся к матлаб опускаю)
Задача 1. Матрица С перехода от связанной к неподвижной системе координат дается...(см. выше матрица углов Эйлера).
рассчитать траекторию движения точки М(1,0,0) при равномерной прецессии
$\alpha=w_1t,\gamma=w_2t,\beta=\operatorname{const}$ и построить ее график в случаях
а)$w_1,w_2$ соизмеримы (кратны), б)$w_1,w_2$ несоизмеримы

Задача 2 Для повернутой системы координат по отношению к исходной найти зависимость углов
$\varphi_x,\varphi_y,\varphi_z$ поворотов относительно осей Ox,Oy,Oz исходной от ее же углов Эйлера , т.е. $\varphi_x(\alpha,\beta,\gamma),\varphi_y(\alpha,\beta,\gamma) $
$\varphi_z(\alpha,\beta,\gamma)$ и наоборот, обратного перехода
$\alpha(\varphi_x,\varphi_y,\varphi_z)...$
(Примеч.рассчитать имеется в виду не по формулам, а алгоритмически - написать функцию перехода)
повороты $\varphi_x,\varphi_y,\varphi_z$ делать именно в указанной последовательности относительно Ox,Oy,Oz )
Примеч.2 помнится были еще элементы Делонэ-Пуанкаре - но они слишком специальны - для небесной механики и в курсе матлаб для общетехнических специальностей по-моему не уместны
Примеч 3 не очень понимаю еще такой формы выражения вращения (википедия)
"Выражение матрицы поворота через угол поворота $\theta $ и единичный вектор оси вращения."

Т.е не понимаю в каких случаях это применяется и удобнее?

 Профиль  
                  
 
 Re: Ортогональные преобразования
Сообщение26.03.2012, 07:09 


15/04/10
985
г.Москва
Извините, дурацкий вопрос: С 1 стороны я сам понимаю что мгновенная ось вращения есть собств вектор матрицы соответствующий $\lambda=1$ с другой стороны при рассмотрении композиций 3 поворотов относительно осей Ox,Oy,Oz мы вместо перемножения 3 матриц и нахождения собственных чисел результата можем элементарно построить вектор $(\varphi_x,\varphi_y,\varphi_z)$
(т.е. векторно сложить 3 угловые скорости) - он то и будет мгновенной осью?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group