i |
Тема перемещена из Computer Science в раздел "Вопросы преподавания" |
-- Сб янв 14, 2012 10:31:48 --Мне кажется, что Ваш пост немного сумбурно написан, в нем трудно выделить основное зерно и конкретику - замечания и предложения. Вот несколько моих комментариев к написанному.
Технически мыслящие люди обычно имеют стремление к четкой классификации понятий, раскладыванию всего "по полочкам", желательно как можно более четкому и однозначному. (Я и сам в значительной степени этому подвержен, с недавнего времени пытаюсь от этого отходить). Это неправильно. В большинстве случаев классификация понятий является искусственным образованием. На ее создание и придание ей строгости, четкости и однозначности можно потратить массу времени и сил, отбирая их от более содержательных дел, а результат все равно не будет приносить удовлетворения, поскольку как ни старайся, а будут оставаться пограничные случаи, которые можно отнести к нескольким пунктам классификации, а также будут редкие единичные случаи, которые естественным образом не подходят ни под какой пункт. И на самом деле, стремление все четко разделить мешает творческому и свободному мышлению, ставит искусственные границы и барьеры, которых в жизни нет. Это к вопросу о классификации.
Далее, успех процесса преподавания, особенно в школе, зависит от личности учителя, а вовсе не от хорошей программы. Последняя должна очерчивать общий круг вопросов. Хороший учитель, знающий предмет, заинтересует им и хорошо его преподаст независимо от качества разработки программы, а плохому никакая замечательная программа не поможет. Беда в том, что сами учителя информатики обычно имеют слабое представление о том, как на практике и в реальной жизни может применяться их предмет.
Далее вот что. На мой взгляд, те знания, которые детям дают в школе, естественным образом делятся на две категории. Первая - это знания общего характера, которые полезно иметь любому человеку вне зависимости от того, пойдет ли он после школы в ВУЗ или нет. По части информатики всех нужно научить элементарной пользовательской работе с компьютером: работе с файлами, каким-то общим инструментам операционной системы, работе с общими программами, работе в интернете. Сейчас этим должен владеть каждый, и это должно стоять на первом месте.
Вторая категория знаний - это уже существенно более узкоспециализированные вещи. И тут нужно быть очень аккуратным и не перегнуть палку. Нужно помнить, что подавляющему большинству школьников эти знания никогда не понадобятся, он их забудет и правильно сделает. Однако мы заранее не можем разделить школьников на тех, кому это понадобится, и тех, кому не понадобится. Но и даже в отношении тех, кто выберет данную область своей будущей профессией, не все так просто. Они пока что не имеют тех базовых знаний, которые необходимы для того, чтобы правильно понять, усвоить, а тем более - применять какие-то очень узкоспециализированные вещи. Ну какой смысл учить всех школьников понятию энтропии в строгом математическом смысле? На текущем этапе им это совершенно не нужно, а отчасти и вредно. Применить эти знания они сейчас все равно не смогут.
Каждое знание должно приходить человеку вовремя, когда он готов его (правильно) воспринять, когда он сам естественно подошел к необходимости его воспринять, и когда он сможет это знание к чему-то применить. Нарушение этого порядка несет один только вред.
Поэтому смысл специальных знаний в школе должен заключаться только в том, чтобы дать детям какое-то общее представление о том, что данная область изучает, как именно, какими методами, как и где это применяется. Это делается для того, чтобы выявить склонности ребенка к тому или иному направлению, и правильно его направить. Чтобы он не сделал ошибки, пойдя в одну область, а потом поняв, что это не его стезя. А уже там ему дадут нужные знания более грамотно, профессионально и
вовремя.