2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 задачи по логике
Сообщение04.06.2009, 13:07 


04/06/09
4
Варианты заданий к зачету.
Вариант №1.
1. Понятие А включает понятие В, понятие С находится в отношении пересечения и с А, и с В. Изобразить отношения между понятиями А, В, С в виде схемы, найти понятия, отношения между которыми эта схема отражает.
2. Проверить правильность следующего определения: «Экология – очень важное дело для всех, живущих в ХХ1 веке».
3. Проверить правильность деления понятия: «Философское знание делится на онтологию, гносеологию, антропологию, материализм, идеализм».
4. Найти субъект и предикат суждения и определить его место в логическом квадрате: «Некоторые прозаики пишут стихи».
5. Проверить правильность следующего рассуждения: «Поскольку подростки отличаются эмоциональной неустойчивостью, они склонны к девиантному поведению».
Вариант №2.
1. Проверить правильность обобщения и ограничения понятия поэма:
стихотворное произведение крупной формы → поэма → эпилог поэмы
2. Установить правильность определения: «Логика – это наука, изучающая формы логического мышления».
3. Проверить правильность деления понятия: «Суждения по качеству делятся на утвердительные и отрицательные».
4. Найти субъект и предикат суждения и определить его место в логическом квадрате: «Есть студенты, которые успешно сдают зачет по логике».
5. Проверить правильность следующего рассуждения: «Все рыбы дышат жабрами. Кит – не рыба, так как кит не дышит жабрами».
Вариант №3.
1. Обобщить и ограничить понятие виолончель
2. Проверить правильность следующего определения: «Нация – это историческая форма общности людей»
3. Проверить правильность деления понятия: «Все суждения делятся на простые, сложные и составляющие логический квадрат»
4. Найти субъект и предикат суждения и определить его место в логическом квадрате: «Есть такие умозаключения, которые строятся на базе одного суждения».
5. Привести рассуждение к виду простого категорического силлогизма и определить его правильность: «Студенты-юристы изучают логику, Анна тоже изучает логику, значит Анна – будущий юрист».
Вариант №4
1. Обобщить и ограничить понятие планета.
2. Проверить правильность следующего определения: «Дефектология – это комплексная наука».
3. Проверить правильность деления понятия: «Видами искусства являются литература, музыка, скульптура, архитектура, портретная живопись».
4. Найти субъект и предикат суждения и определить его место в логическом квадрате: «Некоторые мыслительные процессы не моделируются средствами кибернетики».
5. Привести рассуждение к виду простого категорического силлогизма и определить его правильность: «Раз Борис Березовский обвиняемый, он имеет право на защиту».
Вариант №5.
1. Проверить правильность обобщения и ограничения понятия полк:
воинское объединение→полк→рота
2. Заменить дихотомический вариант деления понятия на деление по видоизменению признака: «Люди делятся на высоких и невысоких».
3. Проверить правильность следующего определения: «Закон тождества в классической логике – это закон, согласно которому мысль должна оставаться равной самой себе в рамках данного речемыслительного акта».
4. Найти субъект и предикат суждения и определить его место в логическом квадрате: «Ни один вопрос студента не должен оставаться без ответа».
5. Привести рассуждение к виду простого категорического силлогизма и определить его правильность: «Данное рассуждение логически корректно, так как оно подчиняется законам классической логики»
Вариант №6.
1. Проверить правильность обобщения и ограничения понятия ракета:
летательный аппарат→ракета→первая ступень ракеты.
2. Изобразить кругами Эйлера отношения между следующими понятиями: врач(А), терапевт(В), женщина(С), врач-логопед(Д).
3. Проверить правильность следующего определения: «Анемометр – измерительный прибор».
4. Найти субъект и предикат суждения и определить его место в логическом квадрате: «Нет такого ученого, который бы мыслил формулами».
5. Привести рассуждение к виду простого категорического силлогизма и определить его правильность: «Некоторые элементарные частицы не имеют электрического заряда, так как нейтрон, например, не имеет электрического заряда, а он – элементарная частица».
Вариант №7.
1. Изобразить кругами Эйлера отношения между следующими понятиями:
Наука (А), наука, изучающая речемыслительную деятельность человека (В), логика (С), дефектология (Д).
2. Обобщить и ограничить понятие лингвистика.
3. Проверить правильность определения следующего понятия:
4. Упрямство есть порок слабого ума».
5. Найти субъект и предикат суждения и определить его место в логическом квадрате: «Птицы бывают не перелетные».
6. Привести рассуждение к виду простого категорического силлогизма и определить его правильность: «Данная доверенность не действительна, поскольку в ней не указана дата её составления».

-- Чт июн 04, 2009 14:08:41 --

 Профиль  
                  
 
 Re: задачи по логике
Сообщение04.06.2009, 14:56 
Заслуженный участник


18/03/07
1068
Давайте попробуем разобраться с вариантом №1.

ira21 в сообщении #219611 писал(а):
1. Понятие А включает понятие В, понятие С находится в отношении пересечения и с А, и с В. Изобразить отношения между понятиями А, В, С в виде схемы, найти понятия, отношения между которыми эта схема отражает.
Аккуратнее говорить не «понятие A включает понятия B», а «объём понятия А включает объём понятия B», поскольку первая формулировка соблазняет нарисовать что-то типа отношений понятий по содержанию, а не по объёму.

Вот что, по-Вашему, верно: «понятие „ель“ включает в себя понятие „дерево“» или же «понятие „дерево“ включает в себя понятие „ель“»?

ira21 в сообщении #219611 писал(а):
2. Проверить правильность следующего определения: «Экология – очень важное дело для всех, живущих в ХХ1 веке».
3. Проверить правильность деления понятия: «Философское знание делится на онтологию, гносеологию, антропологию, материализм, идеализм».
Попробуйте сформулировать своё интуитивное недовольство этими формулировками, а мы потом обскажем ваше недовольство с использованием всяких терминов.
Или поищите по учебникам типичные претензии, которые можно предъявляеть к определениям и классификациям, и попытайтесь понять, которые из них могут быть высказаны в этих двух случаях.

ira21 в сообщении #219611 писал(а):
4. Найти субъект и предикат суждения и определить его место в логическом квадрате: «Некоторые прозаики пишут стихи».
Субъект и предикат — это то, что находится соответственно справа и слева (или слева и справа, не помню) от глагола-связки «есть». В этом предложении такой связки нет. Значит, нужно его как-то переформулировать.
Место предложения в логическом квадрате — это, наверное, угол, которое оно в нём занимает. Как ни странно, углов в логическом квадрате не два (как в боксе), а четыре. Расскажите нам, кто какие углы в этом логическом квадрате занимает, и предложение само отползёт в свой угол.

ira21 в сообщении #219611 писал(а):
5. Проверить правильность следующего рассуждения: «Поскольку подростки отличаются эмоциональной неустойчивостью, они склонны к девиантному поведению».
Есть такое страшное греческое слово — энтимема. Оно используется для обозначения силлогизма, в котором пропущена одна посылка, но которую, однако, можно легко востановить. Наверное, Вам намекают, что нужно охарактеризоват правильность силлогизма, восстановленного из приведённой энтимемы.

-- Чт июн 04, 2009 18:01 --

Ознакомьтесь заодно с нормами поведения на этом форуме. Пункт 2 «Помощь в решении учебных задач».

 Профиль  
                  
 
 Re: задачи по логике
Сообщение04.06.2009, 16:48 


04/06/09
4
«понятие „дерево“ включает в себя понятие „ель“»

 Профиль  
                  
 
 Re: задачи по логике
Сообщение04.06.2009, 17:42 
Заслуженный участник


18/03/07
1068
Отлично, будем разбираться с первым заданием первого варианта :).

Попробуйте теперь нарисовать (изобразить) отношение между понятиями «дерево» и «ель» при помощи кругов Эйлера. Что они такое, объяснять не буду. Думаю, из названия понятно. Правда, им не всегда удаётся быть кругами, но это другой вопрос…

Кстати, даю Вам честное слово, что в задании тоже имелось в виду строгое включение. Т. е. понятие A включает в себя понятие B, но понятие В не включает в себя понятие A. Проще говоря, они не совпадают.

 Профиль  
                  
 
 Re: задачи по логике
Сообщение05.06.2009, 09:45 


04/06/09
4
значитцо что понятие дерево включает в себя елку и еще кучу деревьев берез там осин ресуем круг А а в нем круг В

 Профиль  
                  
 
 Re: задачи по логике
Сообщение05.06.2009, 11:18 
Заслуженный участник


18/03/07
1068
Прекрасно! Как нарисовать круги, соответствующие «пересекающимся» понятиям, Вы тоже, думаю, сообразите.

Но вот как нарисовать круг, находящийся в таком (жергоновом) отношении сразу с двумя кругами, да ещё и вложенными друг в друга…

Кстати, я уже придумал требующийся в первом задании пример, где А было бы «деревом», а B — «елкой». Естественно, он остроумный: придумать иной было бы сложно.

Если захотите придумать свой, то попробуйте начать с конкретизации понятий А и С. В силу ряда причин, начав с них, будет проще продолжить.

 Профиль  
                  
 
 Re: задачи по логике
Сообщение05.06.2009, 12:22 


04/06/09
4
в принципе просидев ночь над этой логикой становитцо многое понятно кроме логического квадрата

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение05.06.2009, 12:50 
Заслуженный участник


18/03/07
1068
21 писал(а):
в принципе просидев ночь над этой логикой становитцо многое понятно

Так оно и есть. Вы уже можете назвать фигуру и модус в простом категорическом силлогизме из задания 5 варианта 3? А можете сказать, какие правила терминов там нарушены?

ira21 писал(а):
кроме логического квадрата

В его углах находятся различные типы суждений.
Как бы нам так классифицировать суждения, чтобы их оказалось четыре типа… Можно поделить суждения на общие и частные, но тогда получится только два типа. Или можно поделить на утвердительные и отрицательные. Но тогда тоже получится только два :(.

 Профиль  
                  
 
 Re: задачи по логике
Сообщение11.06.2009, 12:08 


11/06/09
1
если прослушать лекции по логике А. А. Шляпцева,
то всё будет понятно.

 Профиль  
                  
 
 Re: задачи по логике
Сообщение03.10.2011, 02:54 
Аватара пользователя


03/10/11
2
Москва
А может быть вы сможете разобраться с таким заданием?))
очень была бы признательна..

Ой, а вот у меня вопрос..
Имея на руках 2 учебника по логике и кучу материала с интернета, я не могу решить элементарные упражнения..
Может препод прав, и девушкам вправду никогда не сдать логику?...(

Может быть Вы поймете как можно решить эти сверх-трудные задания?..))

Задание 1. Укажите смысл (собственный и приданный) и значение следующих предметов, отраженных приведенными понятиями:
- человек, живущий на иждивении родителей,
- тоталитарный режим,
- Луна,
- Ф.Достоевский,
- председатель правительства.

Никак не могу понять, что такое приданный смысл.... Весь интернет обрыла.. И в этом пособии также ни слова..
______________________________________________________________
Я так решила:
собственный смысл:
-человек, живущий на иждивении родителей - человек без источника дохода (значение - человек, которого обеспечивают родители),
- тоталитарный режим - вид политического режима (значение - политический режим, который характеризуется абсолютным контролем государства над всеми сферами общественной жизни),
- луна - естественный спутник Земли (значение - вращается вокруг Земли),
- Ф.Достоевский - человек мужского пола (значение - писатель),
- председатель правительства - должность (значение - человек, возглавляющий правительство).

Не знаете, правильно ли?)))
А вот как быть с приданным смыслом не пойму... Может быть вас не затруднит на досуге посмотреть))
____________________________________________________________________________

Задание 2.
Является ли правильным следующий силлогизм, если нет, то какие правила фигур или общие правила в нем нарушены? Проиллюстрируйте необходимость следования заключения из посылок (или отсутствие такой необходимости), вычерчивая соотношение между терминами силлогизма в виде круговых схем.

Все интеллегентные люди борются за мир.
Все они являются прогрессивными людьми.
Следовательно, все прогрессивные люди борются за мир.
_____________________________________________________________________________

Задание 3. Какой является формула? Тождественно-истинной, тождественно-ложной или выполнимой?
¬¬ p =_ (r =) q).

Скорее всего, формула вышла непонятной и не читаемой.. Но может быть, подскажите материал, где можно посмотреть аналогичные задания (решения)?...
_____________________________________________________________________________________

Задание 4. Средствами таблично построенной логики высказывания установите, в каких отношениях находятся следующие высказывания?
"Если человек совершил преступление, то он подлежит привлечению к уголовной ответственности. Человек совершил преступление, но он не подлежит уголовной ответственности".
_____________________________________________________________________________________

Задание 5.
Является ли правильным следующее определение? Если определение неправильное, то какая ошибка допущена?
"Либеральный человек - это человек, имеющий либеральные убеждения".
_____________________________________________________________________________________

 Профиль  
                  
 
 Re: задачи по логике
Сообщение01.12.2011, 18:44 


01/12/11
1
нарисовать круги эйлера: 1: отец, мать, муж, жена, семья. 2. дочь, внучка, мать, теща, свекровь, женщина. 3. человек читающий в метро, человек читающий газеты, человек читающий во всех видах транспорта.

 Профиль  
                  
 
 Re: задачи по логике
Сообщение22.12.2011, 18:50 


22/12/11
6
Установите,как распределены термины в каждом из заданных суждений:
2.1.Некоторые химические элементы являются щелочными металлами.
2.2.Некоторые врачи являются хирургами.
2.3.Некоторые альпинисты не являются мастерами спорта.
К какому виду относится заданное умозаключение?Правильно ли оно?Если неправильно,то укажите правило которое нарушено:
Некоторые города являются областными центрами.

Ни одно село не является городом.

Ни одно село не является областным центром.

 Профиль  
                  
 
 Re: задачи по логике
Сообщение22.12.2011, 19:39 


20/12/11
44
2.1. Частноутвердительное суждение, $I$;
2.2. То же $I$;
2.3. Частноотрицательное $O$.

Правило такое: "Субъекты распределены в общих и не распределены в частных суждениях. Предикаты распределены в отрицательных и не распределены в утвердительных суждениях" [Войшвилло Е.К. Логика: учеб. для студ. вузов -- М., 2010, с.354].

Теперь об умозаключении.
Умозаключение по первой фигуре категорического силлогизма. Оно не соответствует ни одному из правильных модусов этой фигуры, поэтому неправильно. Нарушено правило: "если термин не распределен в посылке, то он не должен быть распределен в заключении" [там же, с.372] -- термин "областной центр" (предикат большей посылки и заключения) не рапределен в большей посылке, но распределен в заключении.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group