2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.

Если Вы хотите задать новый вопрос, то не дописывайте его в существующую тему, а создайте новую в корневом разделе "Помогите решить/разобраться (М)".

Если Вы зададите новый вопрос в существующей теме, то в случае нарушения оформления или других правил форума Ваше сообщение и все ответы на него могут быть удалены без предупреждения.

Не ищите на этом форуме халяву, правила запрещают участникам публиковать готовые решения стандартных учебных задач. Автор вопроса обязан привести свои попытки решения и указать конкретные затруднения.

Обязательно просмотрите тему Правила данного раздела, иначе Ваша тема может быть удалена или перемещена в Карантин, а Вы так и не узнаете, почему.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2
 
 Re: Шарик и две лунки
Сообщение18.12.2010, 16:39 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


07/01/10
2015
gris в сообщении #388776 писал(а):
Не все эксперименты возможны даже в идеальном мире,

Но что нам мешает в этом идеальном мире взять шарик и провести эксперимент?. Начнём с нашего реального мира. Возьмём гладкий отполированный стол с электроникой, которая при каждом контакте с шариком, изменяет подсветку стола (с синего на красный и наоборот). Шарик твёрдый и отполированный. Электроника и сенсоры, обнаруживающие контакт с шариком очень точные. Бросаем шарик. Пускай он 1000 раз отпрыгнул, после чего трение всё загубило. Стол синий. Ещё больше отполируем стол, возьмём ещё более качестенный шарик и электронику. Шарик отскакнул 2001 раз. Стол красный. Теперь уйдём от проблем реального мира, перейдём от физике к математике. Все условия идеальный, трения нет совсем (шарик остановится, только когда сойдётся ряд, то есть равно через 1 с, не раньше), скорость (света в том числе) ничем не ограничена. Бросаем шарик. Прошла 1 с.

Такой мысленный эксперимент недопустим? Но тогда почему? Что я сделал не так?

 Профиль  
                  
 
 Re: Шарик и две лунки
Сообщение18.12.2010, 16:45 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/12/05
10082
caxap писал(а):
Теперь уйдём от проблем реального мира, перейдём от физике к математике. Все условия идеальный, трения нет совсем (шарик остановится, только когда сойдётся ряд, то есть равно через 1 с, не раньше), скорость (света в том числе) ничем не ограничена. Бросаем шарик. Прошла 1 с.


Так как трения нет, то шарик будет скакать равномерно и безостановочно. Никакого сходящегося ряда не получится.

 Профиль  
                  
 
 Re: Шарик и две лунки
Сообщение18.12.2010, 16:51 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


07/01/10
2015

(Оффтоп)

Кстати, если считать время дискретным и квант времени равен планковскому времени, то страдания шарика кончатся (если я правильно посчитал) на члене $1/2^{143}$. Если стол изначально был красный, то через 1с он станет синий.

Dan B-Yallay в сообщении #388787 писал(а):
Так как трения нет, то шарик будет скакать равномерно и безостановочно. Никакого сходящегося ряда не получится.

Получится. Подпрыгнет шарик бесконечно раз, но и промежуток времени между подпрыгиваниями будет стремиться к нулю. В результате время, требуемое до полной остановки будет конечным: $\sum_{k>0}\frac 1{2^k}=1$. Если шарик каждый раз будет подпрыгивать на половину предыдущей высоты, то и общий путь, пройденный шариком тоже будет конечен. Сюда, кстати, и зеноновские парадоксы можно приплести. Они тоже разрешаются из-за сходимости соотв. ряда.

 Профиль  
                  
 
 Re: Шарик и две лунки
Сообщение18.12.2010, 16:55 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/12/05
10082
caxap писал(а):
Dan B-Yallay в сообщении #388787 писал(а):
Так как трения нет, то шарик будет скакать равномерно и безостановочно. Никакого сходящегося ряда не получится.

Получится. Подпрыгнет шарик бесконечно раз, но и промежуток времени между подпрыгиваниями будет стремиться к нулю.


В силу каких причин "промежуток времени между подпрыгиваниями будет стремиться к нулю" ?

 Профиль  
                  
 
 Re: Шарик и две лунки
Сообщение18.12.2010, 16:59 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


07/01/10
2015

(Dan B-Yallay)

Dan B-Yallay в сообщении #388790 писал(а):
В силу каких причин "промежуток времени между подпрыгиваниями будет стремиться к нулю" ?

Ну это ж очевидно, $\displaystyle \lim\limits_{k\to\infty} \left(\frac 1{2^k} -\frac 1{2^{k+1}}\right)=0$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Шарик и две лунки
Сообщение18.12.2010, 17:05 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/05/06
13438
с Территории
caxap, ну вот чего Вы добиваетесь? Ряд 1-1+1-1+1-1+... расходится.
- А если мы быстро-быстро сложим?
- Он расходится.
- А если...
- Он расходится.
Есть методы обобщённого суммирования, но это другое.

 Профиль  
                  
 
 Re: Шарик и две лунки
Сообщение18.12.2010, 17:07 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/12/05
10082

(Оффтоп)

То есть вы ставите идеальный опыт, чтобы узнать где окажется шарик, при этом указываете шарику как он должен двигаться?

 Профиль  
                  
 
 Re: Шарик и две лунки
Сообщение18.12.2010, 17:12 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
А зачем в идеальном мире какая-то электроника? Идеальный мир это, например, система аксиом.
1. Время может принимать любые действительные значения (определить бы в начале, что такое время...)
2. Стол в любой момент времени имеет цвет либо синий, либо красный.
3. Стол может менять и меняет цвет только в моменты времени $1-2^{-k}; k\in\mathbb{N}$
4. В момент времени $0$ стол имеет синий цвет.
Определить цвет стола в момент времени $1$.
Разумеется, было бы наивным предлагать установить момент последней смены цвета. Но можно сказать так: существующая модель не позволяет определить цвет стола в моменты времени, большие $1$. Возможно, что чисто логически эта система аксиом противоречива, ибо предполагает, что стол всегда имеет цвет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Шарик и две лунки
Сообщение18.12.2010, 17:17 
Заслуженный участник


13/12/05
4621
terminator-II в сообщении #333696 писал(а):
наблюдение: наибольший флейм разгорается вокруг наименее значимых вопросов

 Профиль  
                  
 
 Re: Шарик и две лунки
Сообщение18.12.2010, 17:18 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


07/01/10
2015
ИСН
Я это понимаю! Меня интересует другое (постараюсь максимально лаконично выразить то, чего я пытаюсь добиться): а если мы поставим эксперимент при идеальный условиях, то что будет?

(Оффтоп)

Вообще говоря, понятие "сходимости" ряда мы же искусственно руками ввели, просто по определению положили, что бесконечная сумма равна пределу частичных сумм. И вы правильно заметили, то это не единственное определение, можно суммировать по методу Чезаро, Абеля и т. д. и многие расходящиеся ряды станут сходящимися. Физика-то вообще не знает о каких-то наших определениях.


gris
Спасибо! Кажись, начинает проясняться. :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Шарик и две лунки
Сообщение18.12.2010, 17:40 


21/06/06
1721
А если еще быть более лаконичным, вычходит, что тот способ, который Вы указываете, на самом деле никак не определяет функцию в точке 1. Что можно сказать, так это то, что в любой момент времени, большем 1, шарик будет в той же самой лунке, в которой он окажется в момент времени, равный 1. Только надо определить КОРРЕКТНО, а не так как у Вас, чему равно значение этой функции, принимающей два значения (1 лунка, 2 лунка) в момент времени, равный 1.

 Профиль  
                  
 
 Re: Шарик и две лунки
Сообщение18.12.2010, 17:43 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Ободрённый похвалой автора, попробую высказать мнение по "функции цвета".
Выставляю такие требования к функции:
1. функция определена на всей числовой оси и может принимать значения 0 и 1.
2. $f(x)|x\leqslant 0=0$
3. $f(1-2^k)|k\in \mathbb {N}=\mod_2 k$
4. $f(x)|x\ne 1-2^k; 0<x<1=f(k: 1-2^k\leqslant x<1-2^{k+1}$. Эта строка корректна, поскольку можно доказать, что такое $k$ существует.
5. А вот для $x>1$ "последнего" $k$ просто не существует и я не вижу способа корректно указать способ определения значения функции в этих точках. То есть мои требования не могут быть определением "функции цвета". Нужно строгое определение, вот что.

Как будто прочитал мысли последнего отметившегося дискутанта в теме :-) .

 Профиль  
                  
 
 Re: Шарик и две лунки
Сообщение18.12.2010, 18:37 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


07/01/10
2015
То есть в идеальном мире ответ невозможно узнать потому, что функция, заданная в задаче не определена при $t\ge 1$. А в реальном -- потому что шарик остановится на каком-то конечном $k$ из-за трения и прочих гадостей.

(gris)

gris в сообщении #388820 писал(а):
Выставляю такие требования к функции:

Странная какая-то у вас нотация... Хаскель напоминает.

 Профиль  
                  
 
 Re: Шарик и две лунки
Сообщение18.12.2010, 19:00 
Заслуженный участник


09/09/10
3729
caxap

(Оффтоп)

Ну да, обычно пишут так: $f(x)|_{x\leqslant 0}=0$ :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Шарик и две лунки
Сообщение18.12.2010, 21:08 
Аватара пользователя


14/08/09
1140
К реальному миру задача вообще отношение малое имеет, а по существу ответ был дан в первом ответе: ф-ция не определена в единице.
Ну а чем это плохо? Пусть ф-ция и определена только на $[0,1)$ в т-ках $\sum{\frac{1}{2^k}}$ и нуле и шарик имеет только два состояния. Имеем дискретное пространство-время; а можно добавить к этому третье состояние шарика - не в лунке $-1$ - доопределить ф-цию в остальных точках полуинтервала...

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 30 ]  На страницу Пред.  1, 2

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group