Как известно, 'Как Вы яхту назовете — так она и поплывет'. Вот научились описывать гравитационное поле с помощью тензоров, она и стала тензорной теорией. Мало того, что уравнения по сложности — не приведи Господи, еще и количество их оставляет желать...
Как все могло бы упроститься, если бы метрический тензор можно было бы представить в виде:
(1) 
где

— тензор плоского пространства, а
B — некая скалярная функция координат и времени. Такое разложение хоть и имеет тензорный характер, но не является ни универсальным, ни физически полным. И тем не менее...
ПространствоПространство в ОТО — искривлено, но на бесконечности (вдали от тяготеющих масс) остается плоским. Математически его можно рассматривать как трехмерную поверхность, вложенную в 4-мерное плоское пространство. Введем в таком пространстве ось, обозначив ее литерой
B, так, чтобы она была перпендикулярна поверхности 3-х мерного пространства на бесконечности. Тогда само физическое пространство можно описать как 3-х мерную поверхность, заданную функцией

. Формально теперь квадрат элемента длины можно представить в виде суммы:

где

— квадрат элемента длины плоского пространства (на бесконечности). Чем больше

— тем больше отклонение пространства от плоского. Метрика такого пространства, понятно, будет максимально близка к (1).
ВремяХод времени так же определяется степенью отклонения пространства от плоского. Это обстоятельство довольно просто учесть, если представить метрику пространства-времени в виде:
(2) 
или, следующим образом:

Формула, конечно, отличается от
(1), но все-таки определяется через одну-единственную скалярную функцию.
Простейший пример для такого представления метрики — конечно же, метрика Шварцшильда, для которой
ВопросВ чем может состоять ошибочность приведенных суждений. Ведь если такой подход может быть признан верным, то вся картинка ОТО может быть существенно упрощена, как в часть вариационного принципа, так и в части уравнений движения.
ЕщеНа всякий случай. О неуниверсальности такого представления. Некое обобщение представления Пенлеве. Предположим, что удается преобразованием координат сдвинуть начало отсчета времени следующим образом:

Тогда получаем:
(3) 