Так что весь "отстой" есть исключительно следствие созданных работодателем условий.
Ну что вы,
PAV, вы просто не в теме, поскольку далеки от моего сектора рынка. Пару десятков лет работы, да с аналитическим складом моего мышления, позволяют мне знать конкретику лучше многих других. Вот я вам сейчас раскладу чисто экономически, без моральных оценок и выдумок.
Исходные данные: система профтехобразования развалилась 20 лет назад. Уже давно на рынок приходит рабочая сила без какого-либо специального образования. А учитывая снижение общего уровня образования, так просто отстой, по советским меркам. Теорему Пифагора не знают. Признаете эти факты?
Вы знаете что такое производственное обучение? Тоже вряд ли.
В отличие от учебного заведения, в производственном обучении наставник не может постоянно практически показывать, теоретически объяснять, и контролировать ученика. Иначе на хлеб не заработает. Поэтому в производственном обучении ученик должен учиться большей частью сам.
Можно по примеру конвейерного производства показать отдельный вид работ, например штукатурку или оклейку обоями, и пусть работает. Но это индустриальный метод ремонта и строительства. А вы знаете чем отличается индивидуальный, кустарный, и индустриальный? Организацией.
Специализация рабочей силы по видам работ требует соответствующей индустриальной организации, в которой весь цикл работ по ремонту, к примеру, квартиры, или строительству дома, включен в единый производственный организм. Именно поэтому у фирм и других формирований есть экономический смысл брать новичка на испытательный срок под обещания карьерного роста.
Но и это не главное. В моей бригадной форме организации такие попытки просто
невыгодны. Постоянно стоять, смотреть, поправлять, исправлять, контролировать, я просто не могу, организационная работа есть даже в индивидуальной форме, а в бригадной её ещё больше. И ученик без контроля и ответственности результатом, зарплатой, просто накосячит, чтобы сделать побыстрее. Это в фирме можно к одному надсмотрщику приставить пару-троих поденщиков, да и то только на неквалифицированной работе – лом, кирка, лопата. Там, где нужна квалификация, даже строительные фирмы так не делают, последствия намного тяжелее, чем выгода.
Человек у меня в бригаде должен быть заинтересован в том, что получит деньги за работу не в этот день, в который накосячил, а по завершении всего объёма, когда, на финальной стадии начинают вылезать все косяки. Узкие специалисты мне не нужны, так как ремонт квартиры включает в себя много видов работ. Ну все знакомы с результатами индустриального метода, то бишь – когда всем рулит прораб (производитель работ). Недоглядел я недавно за Фирдавсом, машина потребовала отвлечься, так он накосячил так, что вся работа насмарку. А ведь может уже делать, за три года научился, но – когда нет меня рядом – быстрей, быстрей…
Звонит один крендель, по голосу лет 35-40:
- Работники нужны?
- Нужны.
- Я электрик, работа есть?
- Есть, но для электрика только на этапе электромонтажа, а мне нужен не электрик, а рабочий-универсал. То есть, надо сделать ремонт квартиры, не по отдельности электрику, сантехнику, штукатурку, и т.д.
- Не, я штукатурить не умею.
- Придется учиться.
- Как это? Учиться?! Я буду учиться? А-а-э-э-эу-у-у-у…ну-у-у…
- Так как насчет того, чтобы учиться шпаклевать, штукатурить?
- Как это – учиться?
- Ну так что, будем учиться?
- Не-е-е, я штукатурить не умею.
- Разговор окончен.
Всех их, и дубков, и дубов, и пеньков, надо обучать. Дубков потому, что ничего не знают и не умеют; дубов потому, что научили их пеньки, и потому всё, что они знают и умеют, 50 лет с гаком как устарело. А пеньков обучать бесполезно, необучаемы. Возрастной ценз вам известен, и в принципе, оправдан, поскольку упрямое нежелание пеньков учиться, я б назвал тупостью. Приходит один пенёк – да, я буду учиться, да я итак на стройке двадцать лет, все знаю, все умею… Начали работать, поглядываю краем глаза, сразу косячит. Подхожу – это надо делать вот так, а это вот так, время жизни раствора полчаса, поэтому на четыре часа затворять раствор не надо. Смотрит на меня удивленно – да я двадцать лет на стройке, да нахрен мне это нужно, да я свою пятнашку всегда и везде заработаю! Бросает всё и уходит.
Так что деньги то по результату капают, да и о будущем думать надо. Если сейчас клиента кинуть, завтра их не будет. Невыгодно брать поденщика, его косяки вылезают когда обои клеишь, к примеру. А то приходят – сколько буду получать? По результату, завершаем ремонт, получаем деньги. Минутку подумал – накосячить не получится, бабло быстро не срубишь, этот старый хмырь бедет за спиной стоять – не-а, мне деньги нужны сразу, а не потом, это кидалово будет! Ну работай там, где сразу платят.
Нельзя,
PAV, прорабом в свободном полете да с такими замашками, нарваться можно на большие проблемы, мягко говоря. Это не считая того, что клиентов не будет. Мои знакомые прорабы вашего описания, с Хеннеси перешли на водку за 80 рублей, продали свои Мицубиси, а я как пил армянский рублей за 500-600, так и сейчас он у меня. Сугубо для профилактики, конечно. Как ездил на четверке, так и сейчас езжу, инструмент в ней удобно возить. Но, чую, рыночная ситуация меняется, осенью придется свою фирмочку учреждать, а то туго придется. Вообще-то, о будущем всегда думать надо, а не только в стадии «повышения тенденции снижения темпов роста» (с) Черномырдин)