2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
 Re: Штрих-код треугольника
Сообщение16.06.2010, 10:58 
Заблокирован
Аватара пользователя


03/08/09

235
Лукомор в сообщении #331784 писал(а):
А на какую тему была лекция? :lol:

Тема лекции: "Что мы знаем о треугольнике?"
Возможно, Ваша схема верная. Но она неоднозначная, допускает варианты. А было отмечено, что есть только единственное решение для прямой задачи. Вот бъюсь над ней, уже перелопатил сто способов. Пока ни один не понравился.

 Профиль  
                  
 
 Re: Штрих-код треугольника
Сообщение16.06.2010, 17:24 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Garik2 в сообщении #331817 писал(а):
Вот бъюсь над ней, уже перелопатил сто способов. Пока ни один не понравился.
Если треугольник и прямые привязаны к системе координат, решение есть (как раз Лукомора, например, и оно однозначно). Так же однозначно моё решение с дополнительной пересекающей их прямой, если системы координат нет (но тогда с точностью до движений). Без четвёртой прямой и системы координат задача решения не имеет даже с точностью до движений (для треугольника в данном случае нужно 3 параметра, а прямые дают только 2).

 Профиль  
                  
 
 Re: Штрих-код треугольника
Сообщение16.06.2010, 21:37 
Заблокирован
Аватара пользователя


03/08/09

235
arseniiv в сообщении #331947 писал(а):
Если треугольник и прямые привязаны к системе координат, решение есть (как раз Лукомора, например, и оно однозначно). Так же однозначно моё решение с дополнительной пересекающей их прямой, если системы координат нет (но тогда с точностью до движений). Без четвёртой прямой и системы координат задача решения не имеет даже с точностью до движений (для треугольника в данном случае нужно 3 параметра, а прямые дают только 2).

Все-таки, мы чего-то не то делаем. Задача, как я понял из записей лекции, заключается в построении трех параллельных линий. Точно так же, как мы строим, допустим, точку центра тяжести фигуры.
На одном из формумов мне обещали дать ссылку на энциклопедию, где эта задача полностью рассмотрена. Вот сижу и жду с нетерпением...

 Профиль  
                  
 
 Re: Штрих-код треугольника
Сообщение17.06.2010, 09:21 
Заблокирован
Аватара пользователя


03/08/09

235
Получил письмо от одного из участников дискуссии. Он сообщил, что данная задача решена ни много, ни мало, 10 лет назад. Тоже обещал отыскать ссылку. Более того, он сделал предположение, что задача эта - олимпиадная, то есть для школьников. Не знаю, как отнестись к такому. Я ученый со стажем и не могу даже понять "школьную задачку".

 Профиль  
                  
 
 Re: Штрих-код треугольника
Сообщение17.06.2010, 20:42 
Заблокирован
Аватара пользователя


03/08/09

235
Вот, наконец, прислали страничку из книги:

Изображение

Послал запрос - откуда такие формулы и где рисунок?

 Профиль  
                  
 
 Re: Штрих-код треугольника
Сообщение18.06.2010, 10:23 
Заблокирован
Аватара пользователя


03/08/09

235
Ооооо! Прислали великолепный рисунок! Построение настолько элементарно, что школьник запросто такое сделает. Зеленые линии действительно параллельны.

Изображение

Рис. Штрих-код треугольника

Для непрямоугольных треугольников все тоже справедливо. Интересно, как обстоит дело с равнобедренными и, в частности, с равносторонним треугольниками? По формулам, если они верны, получается, что линии штрих-кода горизонтальны, причем две из них совпадают с осью 0х. В равностороннем треугольнике (частный случай) прямая штрих-кода проходит через вершину С. Составлю программу и проверю сказанное.

 Профиль  
                  
 
 Re: Штрих-код треугольника
Сообщение18.06.2010, 11:08 
Аватара пользователя


22/07/08
1416
Предместья
Garik2 в сообщении #332411 писал(а):
Зеленые линии действительно параллельны.

Но это не единственная серия параллельных прямых для данного треугольника, как было заявлено.
Если с осью ОХ совместить другую сторону этого же треугольника, то и штрих-код соответственно изменится.
И будет для одного и того же треугольника три разных штрих-кода.
А можно и вообще придумать другие правила.
Например:
Берём произвольный треугольник.
Вписываем в него окружность радиуса r, описываем окружность радиуса R.
Первую прямую проводим через точки - центры окружностей, а вторую и третью - касательные к вписанной и описанной окружностям, параллельно первой прямой.
Тоже штрих-код, только другой...

 Профиль  
                  
 
 Re: Штрих-код треугольника
Сообщение18.06.2010, 11:22 
Заблокирован
Аватара пользователя


03/08/09

235
Если треугольник произволно вращать, то естественно получим не три, а бесконечное число уравнений для трех параллельных прямых. Так же как и бесконечное число уравнений сторон треугольника. Зато система "треугольник - штрихкод" всегда неизменна, как бы мы ни сдвигали или поворачивали фигуру.
Последний случай окружностей - это туфта. Мы сами строим параллельные. А то, что на рисунке представлено - тут параллельность именно получается после нахождений точек пересечения дуг со сторонами треугольника или их продолжениями. Две большие разницы, как говорится.

 Профиль  
                  
 
 Re: Штрих-код треугольника
Сообщение18.06.2010, 12:05 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Мне очень понравилось. Сижу рисую циркулем и линейкой прямые для разных треугольников. Ну вот, это же чистая геометрия. И при чём здесь система координат?
Теперь бы научиться восстанавливать по прямым треугольник.

 Профиль  
                  
 
 Re: Штрих-код треугольника
Сообщение18.06.2010, 12:21 
Заблокирован
Аватара пользователя


03/08/09

235
1. Начну с последнего. Я тоже об этом думал. Даже пытался "вывернуть" формулы. Не удается.
2. Координаты, видимо, понадобились для того, чтобы как можно проще было найти аналитические уравнения прямых и строго доказать, что они параллельны. Теперь же легко обобщить их переходом к произвольным координатам (смещение и поворот). Это уже элементарно.
3. Мне, кстати, прислали прогу для Maple. Можете варьировать координатами вершины С и стороной с. Сразу получаются штрих-коды. Это быстрее. Для данных из приведенного рисунка так:

xc:=0:yc:=6:c:=8: if xc=0 then xc:=.000000001 fi:b:=sqrt(xc^2+yc^2):a:=sqrt((c-xc)^2+yc^2):k:=yc*(a-b)/((xc-b)*a+(c-xc)xc:=0:yc:=6:c:=8: if xc=0 then xc:=.000000001 fi:b:=sqrt(xc^2+yc^2):a:=sqrt((c-xc)^2+yc^2):k:=yc*(a-b)/((xc-b)*a+(c-xc)*b):plot({k*x-k*b,k*x-k*(c-a),k*x-c/b*(k*xc-yc),yc/xc*x,0*x,yc/(xc-c)*x-yc/(xc-c)*c},x=-5..12,y=-4..10,thickness=3);evalf(k);*b):plot({k*x-k*b,k*x-k*(c-a),k*x-c/b*(k*xc-yc),yc/xc*x,0*x,yc/(xc-c)*x-yc/(xc-c)*c},x=-5..12,y=-4..10,thickness=3);evalf(k);

Интересно! Я поиграл, получил удовольствие. Варьировать нужно не только xc, yc и c, но и интервалами x и y в конце команды plot(....);. Поскольку иногда прямые штрих-кода выходят за рамки рисунка. Впрочем, вы наверное лучше меня разбираетесь...

 Профиль  
                  
 
 Re: Штрих-код треугольника
Сообщение18.06.2010, 13:31 
Заблокирован
Аватара пользователя


03/08/09

235
Ой, простите. При копировании получились повторения команд. Надо подправить:

xc:=0:yc:=6:c:=8: if xc=0 then xc:=.000000001 fi:b:=sqrt(xc^2+yc^2):a:=sqrt((c-xc)^2+yc^2):k:=yc*(a-b)/((xc-b)*a+(c-xc)*b):plot({k*x-k*b,k*x-k*(c-a),k*x-c/b*(k*xc-yc),yc/xc*x,0*x,yc/(xc-c)*x-yc/(xc-c)*c},x=-5..12,y=-4..10,thickness=3);evalf(k);

Теперь все верно. (Не смог отредактировать предыдущий пост, поскольку исчезла кнопка "Правка").

 Профиль  
                  
 
 Re: Штрих-код треугольника
Сообщение18.06.2010, 13:53 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


13/08/08
14495
Вы с красным цветом-то не очень... А то коррида начнётся.
Кстати, куски кода лучше и оформлять тэгом Code.
Код:
xc:=0:yc:=6:c:=8:

А по мне нет лучше деревянной линейки, да циркуля из дедовой трофейной готовальни, да тетради в клетку на пружинах.

 Профиль  
                  
 
 Re: Штрих-код треугольника
Сообщение18.06.2010, 14:44 
Заблокирован
Аватара пользователя


03/08/09

235
Извиняюсь за цвет... Попробую в последнем посте убрать. За Code спасибо!
Я тоже люблю линейку и прочее материальное. Но вот вопрос: как можно геометрически доказать параллельность? Должно же получиться не сложнее 150 доказательств теоремы Пифагора. Я никак не могу урвать полчаса на раздумья - то работа, то семейные круговерти. А вопрос интересный! Если, конечно, желание будет.

P.S. 1. Везде кнопка "Правка" исчезла! Как можно ее вернуть или по-иному исправить цвет? Может, модератор за меня такой пустяк поправит? Он же вхож в любую дверь!
2. Кто подскажет - в каком редакторе сделан последний рисунок (построение штрих-кода)? У меня так точно никак не получается. Я делаю в фотошопе.

 Профиль  
                  
 
 Re: Штрих-код треугольника
Сообщение18.06.2010, 15:26 
Аватара пользователя


22/07/08
1416
Предместья
А у меня что-то не стыкуется... :-(
Выбрал точки А (0; 0), В (5; 0), С (1,8; 2,4).
Уравнения линий
$y_1=0.5x-1.5$
$y_2=0.5x-0.5$
$y_3=0.5x+2.5$
А геометрия не получается...
Что я делаю не так? :oops:

 Профиль  
                  
 
 Re: Штрих-код треугольника
Сообщение18.06.2010, 16:06 
Заблокирован
Аватара пользователя


03/08/09

235
У вас все верно. Просто в модели первоначальной вершина С , а у вас B. Ну и вместо B - у вас С. Вот рисунок. Все прямые такие, как вы напечатали.

Изображение

Сделал по проге в Maple :

Код:
xc:=1.8:yc:=2.4:c:=5: if xc=0 then xc:=.000000001 fi:b:=sqrt(xc^2+yc^2):a:=sqrt((c-xc)^2+yc^2):k:=yc*(a-b)/((xc-b)*a+(c-xc)*b):plot({k*x-k*b,k*x-k*(c-a),k*x-c/b*(k*xc-yc),yc/xc*x,0*x,yc/(xc-c)*x-yc/(xc-c)*c},x=-6..6,y=-2..4,thickness=3);evalf(k);

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 69 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group