Всякое целое число

представимо в одном из следующих видов

при некотором

(это число

будем обозначать

). Очевидно, что если число

- простое, то либо

, либо

(первый случай
характеризуется условием "

делится на 6", второй - условием
"

делится на 6").
Назовем узлами четные числа

, а число

номером узла. Далее, узел с номером

, для которого рядом стоящие с ним числа

и

являются простыми числами (числа близнецы), назовем полным (или двусторонним, полноценным, полновесным) узлом, а узел, для которого одно из двух чисел

или

является простым, назовем односторонним (соответственно, левосторонним, если число

является простым, а число

составным, и правосторонним, если число

является простым, а число

составным). Узел, для которого рядом стоящие с ним числа

и

являются составными, назовем пустым узлом. В каждой шестерке чисел от

до

включительно,

только два нечетных числа

и

могут быть простыми числами (так как числа

- четные и число

составное, делится на 3).
Выясним, при каких условиях эти числа являются простыми.
Первый случай:

Если число

-
составное, то оно представимо в виде

(

не может быть множителем, так как

делится на 6). Если
таких представлений несколько, то берется любое из них (это замечание ниже повторяться
не будет). Имеем

, откуда

где

. Выясним, при каких условиях число

, может быть представлено в такой форме (другими словами, при каких
условиях диофантово уравнение (1) имеет решение

, в котором

.).
I. Число

- четное. В этом случае числа

и

либо оба четные, либо оба нечетные.
1)

. В этом случае

получаем

, откуда

Так как

, то

, откуда следует, что

Вывод: если для какого-нибудь значения

от 1 до
![$ \left[\sqrt{\frac{n_{p}}{6}} \right] $ $ \left[\sqrt{\frac{n_{p}}{6}} \right] $](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/9/e/1/9e14b014f18c85ea266f5fcbdbf0166682.png)
(
![$
\left[ x \right] $ $
\left[ x \right] $](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/8/2/6/826adf33f03dd7d634db44ddd94624ae82.png)
- целая часть числа

) число

, вычисленное по формуле (2),
окажется целым, то число

может быть
представлено в виде (1) и, значит, число

-
составное. В противном случае число

- простое.
2)

. В этом случае

и получаем

, откуда

Так как

, то

, откуда следует, что

Вывод: если для какого-нибудь значения

от 1 до
![$ \left[\sqrt{\frac{n_{p}}{6}} \right]$ $ \left[\sqrt{\frac{n_{p}}{6}} \right]$](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/0/8/b/08b1dc30191c23930b146c2dfe37037c82.png)
число

, вычисленное по формуле (4), окажется целым, то
число

может быть представлено в виде (1)
и, значит, число

- составное. В противном
случае число

- простое.
II. Число

- нечетное. В этом случае одно из чисел

- четное, другое - нечетное.
1)

. В этом случае

и получаем

, откуда

Так как

, то

, откуда следует, что

Вывод: если для какого-нибудь значения

от 1
до
![$ \left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 15} - 3}{6} \right] $ $ \left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 15} - 3}{6} \right] $](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/c/0/9/c09a52389a401ca472027d8452064d8382.png)
число

, вычисленное по формуле (6),
окажется целым, то число

может быть
представлено в виде (1) и, значит, число

-
составное. В противном случае число

-
простое.
2)

. В этом случае

и получаем

, откуда

Так как

, то

, откуда следует, что

Вывод: если для какого-нибудь значения

от 1
до
![$ \left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 3} - 3}{6} \right] $ $ \left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 3} - 3}{6} \right] $](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/7/c/f/7cf7f9afa59c43587cd2d10e4f12254582.png)
число

, вычисленное по формуле (8),
окажется целым, то число

может быть
представлено в виде (1) и, значит, число

-
составное. В противном случае число

-
простое.
Второй случай:

Если число

- составное, то оно представимо в
виде

или

(

не может быть
множителем, так как

делится на 6). Имеем

или

, откуда

, (10)
или

, (11)
где

. Очевидно, что можно
считать, что в этих уравнениях

.
Выясним, при каких условиях число

может
быть представлено в виде (10) или (11) (другими словами, при каких
условиях одно из диофантовых уравнений (10), (11) имеет решение

, в котором

).
I. Число

- четное. В этом случае числа

и

либо оба четные, либо оба нечетные. Следовательно,

.
1) Рассмотрим уравнение (10). Имеем

,
откуда

Так как

, то

, откуда следует, что

Вывод: если для какого-нибудь значения

от 1 до
![$
\left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 1} - 1}{6} \right] $ $
\left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 1} - 1}{6} \right] $](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/8/7/8/87808e09cfd0202b5e9b6c547124f1bb82.png)
число

,
вычисленное по формуле (12), окажется целым, то число

может
быть представлено в виде (10) и, значит, число

- составное.
2) Рассмотрим уравнение (11). Имеем

,
откуда

Так как

, то

, откуда следует, что

Вывод: если для какого-нибудь значения

от 1
до
![$ \left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 1} + 1}{6} \right] $ $ \left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 1} + 1}{6} \right] $](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/f/f/e/ffeddefc913c98eef0b5ac4a98ffc33a82.png)
число

, вычисленное по формуле (14),
окажется целым, то число

может быть
представлено в виде (11) и, значит, число

-
составное.
Общий вывод в случае I : если для какого-нибудь значения

от 1 до
![$
\left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 1} - 1}{6} \right] $ $
\left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 1} - 1}{6} \right] $](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/8/7/8/87808e09cfd0202b5e9b6c547124f1bb82.png)
число

,
вычисленное по формуле (12), окажется целым или для какого-нибудь значения

от 1 до
![$ \left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 1} + 1}{6} \right] $ $ \left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 1} + 1}{6} \right] $](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/f/f/e/ffeddefc913c98eef0b5ac4a98ffc33a82.png)
число

, вычисленное по формуле (14), окажется целым, то число

- составное. В противном случае число

- простое.
II. Число

- нечетное. В этом случае одно из чисел

- четное, другое - нечетное. Следовательно,

.
1) Рассмотрим уравнение (10). Имеем

, откуда

Так как

, то

, откуда следует, что

Вывод: если для какого-нибудь значения

от 1
до
![$ \left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 10} - 4}{6} \right] $ $ \left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 10} - 4}{6} \right] $](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/c/2/f/c2f91e7e05d8a79109dcf06de1f34d0f82.png)
число

, вычисленное по формуле (16),
окажется целым, то число

может быть
представлено в виде (10) и, значит, число

-
составное.
2) Рассмотрим уравнение (11). Имеем

, откуда

Так как

, то

, откуда следует, что

. Вывод: если для
какого-нибудь значения

от 1 до
![$
\left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 10} - 2}{6} \right] $ $
\left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 10} - 2}{6} \right] $](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/4/5/c/45c6522d5a3573fe8d594458af1da69382.png)
число

, вычисленное по формуле (18), окажется целым,
то число

может быть представлено в виде
(11) и, значит, число

- составное.
Общий вывод в случае II : если для какого-нибудь значения

от 1 до
![$ \left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 10} - 4}{6} \right] $ $ \left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 10} - 4}{6} \right] $](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/c/2/f/c2f91e7e05d8a79109dcf06de1f34d0f82.png)
число

, вычисленное по формуле (16), окажется целым или для какого-нибудь значения

от 1 до
![$ \left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 10} - 2}{6} \right] $ $ \left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 10} - 2}{6} \right] $](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/9/5/4/954ca8a5517f1dacf1677478a1f27d0e82.png)
число

, вычисленное по формуле (18), окажется целым, то
число

- составное. В противном случае число

-
простое.
Таким образом, для решения задачи "является ли данное число

простым?" можно предложить следующий алгоритм.
1) Находим остаток от деления числа

на 6. Если он

и

, то число

не является простым.
2) Если

(остаток от деления

на 6
равен 5), число

- четное и для некоторого значения

от 1 до
![$ \left[{\sqrt{\frac{n_{p}}{6}} \right] $ $ \left[{\sqrt{\frac{n_{p}}{6}} \right] $](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/9/0/7/9075ded10d7bfbcb844c9767f4e75c6c82.png)
хотя бы одно из
чисел

является целым, то
число

не является простым. Если же все эти числа

не являются целыми, то число

- простое.
3) Если

(остаток от деления

на 6 равен 5), число

- нечетное и для некоторого значения

от 1 до
![$ \left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 15} - 3}{6} \right] $ $ \left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 15} - 3}{6} \right] $](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/5/0/f/50fa0b5276e05d04578a80d208af039282.png)
хотя бы одно из чисел

является целым или для некоторого значения

от 1 до
![$ \left[\frac{\sqrt{6n_{p} +
3} - 3}{6} \right] $ $ \left[\frac{\sqrt{6n_{p} +
3} - 3}{6} \right] $](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/7/1/2/7124229d506a190d94f2d4fcda8c00e482.png)
хотя бы одно из чисел

является
целым, то число

не является простым. Если же
все эти числа

не являются целыми, то число

- простое.
4) Если

, число

- четное и для
некоторого значе-ния

от 1 до
![$ \left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 1}
- 1}{6} \right] $ $ \left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 1}
- 1}{6} \right] $](https://dxdy-02.korotkov.co.uk/f/5/b/6/5b62c97bf5170d37d3c1d824e47ce7e082.png)
хотя бы одно из чисел

является целым или для некоторого значения

от 1 до
![$ \left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 1} + 1}{6} \right] $ $ \left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 1} + 1}{6} \right] $](https://dxdy-04.korotkov.co.uk/f/f/f/e/ffeddefc913c98eef0b5ac4a98ffc33a82.png)
хотя бы одно из
чисел

является целым, то
число

не является простым. Если же все эти числа

не являются целыми, то число

- простое.
5) Если

, число

- нечетное и для некоторого значения

от 1 до
![$ \left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 10} - 4}{6} \right] $ $ \left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 10} - 4}{6} \right] $](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/c/2/f/c2f91e7e05d8a79109dcf06de1f34d0f82.png)
хотя бы одно из чисел

является целым или для некоторого
значения

от 1 до
![$
\left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 10} - 2}{6} \right] $ $
\left[\frac{\sqrt{6n_{p} + 10} - 2}{6} \right] $](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/4/5/c/45c6522d5a3573fe8d594458af1da69382.png)
хотя бы
одно из чисел

является целым, то число

не
является простым. Если же все эти числа

не
являются целыми, то число

- простое.
Отметим, что к первым двум простым числам 2 и 3 данный алгоритм не применяется.
Краткая сводка алгоритма в табличной форме приводится ниже .
Проверяются нечетные числа

, оканчивающиеся на цифры 1, 3, 7, 9
и число

. Проверяются нечетные числа

, оканчивающиеся на цифры 1, 3, 7, 9 и число

.
![{\tiny
\begin{tabular}{|c|c|c|c|}
\hline
\multicolumn{2}{|c|}{n - четное} & \multicolumn{2}{|c|}{n - нечетное} \\
\hline
n = (p + 1)/6 & n = (p - 1)/6 & n = (p + 1)/6 & n = (p - 1)/6\\
\hline
$k = (n - 6u^2)/2(6u - 1),$&$k = (n - 6u^2 - 2u)/2(6u + 1),$&$ k = (n - 6u^2 - 6u + 1)/2(6u - 1)$ &$k = (n - 6u^2 - 8u - 1)/2(6u + 1)$\\
$k = (n - 6u^2)/2(6u + 1)$ &$k = (n- 6u^2 + 2u)/2(6u - 1)$ & $k = (n - 6u^2 - 6u - 1)/2(6u + 1)$ &$k = (n - 6u^2 - 4u + 1)/2(6u - 1)$\\
& или & или & или\\
& $k = (6n + 1 - b^2) / 12b =$ & $k = (6n + 15 - c^2) / 12(c - 4)$ &$k = ((3n + 5)/2 - g^2)/3(2g - 3)$\\
&$= (p - b^2)/12b$ &$1\le u \le[(\sqrt{6n + 15} - 3)/6]$ &$1\le u \le[(\sqrt{(3n + 5)/2} - 2)/3]$\\
Для целых значений & $b \le 5 \le [\sqrt{6n + 1}]$ & Для целых значений & Для целых значе-ний\\
& Для целых значений & $u = (c - 3)/6$ & $u = (g - 2)/3$\\
$ 1\le u \le[\sqrt{n/6}]$ & $u = (b - 1)/6$ & и & и\\
& и & $k = (6n + 3 - d^2)/12(d - 2)$ &$k = ((3n + 5)/2 - h^2) / 3(2h - 3)$\\
& $u = (b + 1)/6$ &$1 \le u \le [(\sqrt{6n + 3}- 3)/6]$ &\\
& & Для целых значений &$1\le u \le [(\sqrt{(3n + 5)/2} - 1)/3]$\\
& & $u = (d - 3)/6$ & Для целых значений\\
& & & $u = (h - 1)/3$\\
\hline
\end{tabular}
} {\tiny
\begin{tabular}{|c|c|c|c|}
\hline
\multicolumn{2}{|c|}{n - четное} & \multicolumn{2}{|c|}{n - нечетное} \\
\hline
n = (p + 1)/6 & n = (p - 1)/6 & n = (p + 1)/6 & n = (p - 1)/6\\
\hline
$k = (n - 6u^2)/2(6u - 1),$&$k = (n - 6u^2 - 2u)/2(6u + 1),$&$ k = (n - 6u^2 - 6u + 1)/2(6u - 1)$ &$k = (n - 6u^2 - 8u - 1)/2(6u + 1)$\\
$k = (n - 6u^2)/2(6u + 1)$ &$k = (n- 6u^2 + 2u)/2(6u - 1)$ & $k = (n - 6u^2 - 6u - 1)/2(6u + 1)$ &$k = (n - 6u^2 - 4u + 1)/2(6u - 1)$\\
& или & или & или\\
& $k = (6n + 1 - b^2) / 12b =$ & $k = (6n + 15 - c^2) / 12(c - 4)$ &$k = ((3n + 5)/2 - g^2)/3(2g - 3)$\\
&$= (p - b^2)/12b$ &$1\le u \le[(\sqrt{6n + 15} - 3)/6]$ &$1\le u \le[(\sqrt{(3n + 5)/2} - 2)/3]$\\
Для целых значений & $b \le 5 \le [\sqrt{6n + 1}]$ & Для целых значений & Для целых значе-ний\\
& Для целых значений & $u = (c - 3)/6$ & $u = (g - 2)/3$\\
$ 1\le u \le[\sqrt{n/6}]$ & $u = (b - 1)/6$ & и & и\\
& и & $k = (6n + 3 - d^2)/12(d - 2)$ &$k = ((3n + 5)/2 - h^2) / 3(2h - 3)$\\
& $u = (b + 1)/6$ &$1 \le u \le [(\sqrt{6n + 3}- 3)/6]$ &\\
& & Для целых значений &$1\le u \le [(\sqrt{(3n + 5)/2} - 1)/3]$\\
& & $u = (d - 3)/6$ & Для целых значений\\
& & & $u = (h - 1)/3$\\
\hline
\end{tabular}
}](https://dxdy-01.korotkov.co.uk/f/c/3/3/c3333b9160cbc4fd77d4ed060ac3dfbe82.png)
После всего вышеизложенного можно записать

в терминах и обозначениях теории множеств.

, где

,

- множество всех простых чисел,

- множество натуральных чисел,

- множество из одного числа 1,

- множество четных чисел,

- множество из одного числа 2,

- множество нечетных чисел делящихся на 3, начиная с 9,

- множество пустых узлов,

и

- множества
составных чисел пустых узлов,

- множество правосторонних узлов,

- множество составных чисел правосторонних узлов,

- множество левосторонних узлов,

- множество составных чисел левосторонних
узлов.
Формула простых чисел близнецов

, где

- множество простых чисел близнецов,

- множество всех простых чисел,

- множество правосторонних узлов,

- множество простых чисел правосторонних узлов,

- множество левосторонних узлов,

- множество простых чисел левосторонних узлов.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Серпинский В. Что мы знаем и чего не знаем о простых числах. М., ГИФМЛ, 1963.
2. Наумова Л.Н. Дзета-функция Эйлера-Римана, диофантовы уравнения, простые числа и
единство математики. ISBN 5-8057-0435-8, 2004.
3. Курош А.Г. Курс высшей алгебры. М.: Наука, изд. 9-е, 1968.
4. Прасолов В.В. Многочлены. М. МЦНМО, 2001.
5. Гаусс К.Ф. Труды по теории чисел. Под общ. ред. акад. И.М. Виноградова, Изд-во АН
СССР, М., 1959.