Я не специалист в радарах, однако как-то раз нам объясняли принцип работы морских локаторов дальнего радиуса действия (используются вроде как для определения положения корабля относительно морского порта). Ну так вот, принцип там такой же, как и у GPS, т.е. замера координат корабля относительно нескольких приемников, поправка на вращение Земли, и еще много всякого. С точки зрения механики эта задача видится мне как создание системы отсчета связанной с неподвижным телом (или телами).
В связи с этим могу предложить двигать корабль и считать его координаты в системе "Неподвижный объект - Корабль". Разум подсказывает, что после 2 таких замеров у нас получается треугольник, при чем если на корабле установлены доп. устройства навигации - лот, акселерометр мы может высчитать по крайней мере длину одной стороны этого треугольника и два прилежащих ей угла, что согласитесь, немало. В качестве доп. меры предлагаю задать траекторию движение корабля таким образом, чтобы годограф его радиус-вектора (не забывайте "Неподвижный объект" - центр) будет все время перпендикулярен прямой, соединяющей "Неподвижный объект" с точкой начала движения корабля. В результате мы получим прямоугольный треугольник, где нам известен катет и прилежащий ему угол. Благодаря такому построению, мы всегда будем знать
кратчайшее расстояние от корабля до "Неподвижного объекта" и расстояние
в текущий момент, что позволит нам вычислить азимут на "Неподвижный объект". Если координаты объекта известны - задача определения координат корабля является тривиальной, если нет - надо думать. В любом случае даже располагая этими данными можно осуществлять морские маневры вдоль берега, не опасаясь заблудиться. Интуиция мне подсказывает, что здесь будет использоваться теорема о сложении скоростей, но могу и ошибаться.
Я предполагал, что человек находится на борту, т.к. в иных случаях задачу
мне решить не под силу. А задача, действительно интересная! На знание
принципов действия теоретической механики, в частности, манипулирование системами отсчета, имхо.
-- Пн июн 07, 2010 02:47:49 --Мне препод задал загадку по механике,сказал пока не отгадаю мож ко мне не приходить:
Претставте что вы находитесь в море,вокруг нечего нету, погодные условия не учитываются,как определить своё положение с точки зрения механики?
(Оффтоп)
Ну и достали же Вы его!
Оказавшись в подобной ситуации я бы сделал так:
1) Снял с себя яркую одежду (пусть это будет шапка),зафиксировал; по условию задачи погодные условия не учитываем - значит волн нет и наша шапка покоится
2) Начал бы плавать вокруг шапки, по известному мне закону (спираль Архимеда или окружность)
3) Собрал бы некоторое количество данных с помощью глазомера и часов: координата-время
4) Пользуясь знанием закона движения и предыдущим пунктом определил бы скорость, ускорение, радиус кривизны
5) Повторил пункт 1)-4) несколько раз
6) Получил систем отсчета + уравнений движений (предпочтительней перевести их в полярные координаты)
7) Привел бы в движение все системы отсчета одновременно (кроме первой шапки - она у нас Центр Мироздания), попутно двигаясь с ними так, чтобы выявленные закономерности не пропали даром
8) При подплытии к берегу, создавал бы неподвижные системы отсчета. с ним связанные(пусть одежды у нас будет бесконечно)
9) Через итераций у Вас будет такая морская карта, которой позавидовал бы любой пират
На сладенькое:
Если Вы внимательно читали, то наверняка заметили, что я предложил сделать несколько подвижных систем отсчета, связанных с нами. Это нужно на всякий случай, чтобы в удобный момент мы могли воспользоваться всему тому, чему нас учили по теме "Сложное движение точки", в частности, чтобы не возникало сложных уравнений движения относительно неподвижных СО, можно будет считать движение подвижных СО относительно неподвижных и движение пловца относительно подвижных СО.