Опять появились существенные дополнения, на этот раз, кажется, окончательные.
БЫТИЕ Всё, что существует вне нас и внутри нас, всё сущее, принято обозначать понятием бытие. Бытие мы определяем совершенно точно, и это определение бытия говорит, что мы определяем существование бытия по какому-то одному общему признаку, по какой-то общей определённости бытия. Этот признак, тем самым, делает бытие единой определённостью, единством самого себя. Поэтому бытие здесь предстает перед нами как единство всего сущего.
ОЩУЩЕНИЕ Но в этом единстве мы совершенно определенно ощущаем различие всего сущего. Стало быть, единство в различии также говорит о том, что этот общий признак, общая определённость бытия, объединяет, и вместе с тем разъединяет бытие. То есть, общий признак, по которому или которым определяется бытие, имеет внутри себя различие самого себя. Поэтому бытие предстает здесь как единство в различии самого себя.
Это единство в различии мы определяем нашим рассудком. Но наш рассудок не воспринимает бытие напрямую, а через ощущения наших органов чувств. Рассудок и ощущения органов чувств даны нам природой, и являясь фактом реальности в доказательствах не нуждаются.
Единство бытия является нам в ощущениях наших органов чувств. На основе наших ощущений наш рассудок формирует определение ощущаемого бытия. То есть, между бытием, и нашим рассудком, наши ощущения представляют собой промежуточное звено нашего определения всего сущего. Именно ощущение становится для нас тем общим признаком и общей определённостью бытия; ощущение как таковое, становится всеобщей определённостью бытия, являя нам бытие во всеобщей взаимосвязи и обусловленности самого себя. И именно различие наших ощущений говорит нам, что в единство бытия представляет собой различие самого себя, и это различие мы опять же воспринимаем через различие наших ощущений. Поэтому различие бытия является нам в различии наших ощущений.
Непосредственное ощущение В первую очередь различие наших ощущений происходит из различия наших органов чувств. Из всех органов наших чувств наш рассудок имеет одну особенность — он способен определять ощущения всех органов чувств и в отличие от них сам прямо не может ощущать явления бытия. Поэтому те ощущения, которые возникают у нас прямо, в прямом ощущении бытия, мы можем определить как непосредственные ощущения.
Посредственное ощущение Напротив, те ощущения, которые дает нам наш рассудок на основе, или посредством непосредственных ощущений, к примеру, такие как движение, изменчивость, мы можем определить как посредственные ощущения.
ЯВЛЕНИЕ Различие наших ощущений позволяет нам определить две области бытия — всё сущее вне нас, и всё сущее внутри нас. Всё сущее вне нас не зависит от нашей воли, и принадлежит бытию вне нас, потому мы можем определить его как объективная действительность.
Напротив, всё сущее внутри нас принадлежит только нам, и потому мы можем обозначить эту область бытия как субъективная действительность. Таким образом, бытие разделяется на две области всего сущего.
Но и всё сущее внутри нас, также разделяется на две области — область наших ощущений, и область наших эмоций и чувств, которые не связаны прямо с нашими ощущениями, независимы от наших ощущений. Поэтому область эмоций и чувств мы исключаем из нашего исследования, оставляя область наших ощущений.
С самого начала мы не можем знать что из себя представляет субъективная и объективная действительность и всё, что в них. Поэтому всё, что в нас и вне нас, в том числе и мы сами, и наши ощущения, следует определить как явления бытия. В самом общем своем значении и смысле всё, что вокруг нас и внутри нас – это явления чего-то в действительности. Таким образом, явление действительности – это какая-то определённость действительности, к примеру – дерево, автомобиль, облака, море, ветер, милиционер, общество, литература, мысль, и т.п.; а сама действительность – явление её самой.
Непосредственное явление Явления бытия, различаются друг от друга, и это различие мы определяем вполне четко. Доказывать то, что милиционер отличается от электрона, а профессор от студента, доказывать не надо. Непосредственные ощущения наших органов чувств говорят о непосредственности явлений бытия. Поэтому явления бытия, которые мы определяем в непосредственности наших ощущений, становятся непосредственными явлениями бытия.
Посредственное явление Но в этих двух предложениях мы можем выделить явления и их понятия, которые существуют в действительности, но неощутимы нашими органами чувств непосредственно. Существование, различие, определение, понятие, и другие подобные явления, в том числе и просто явление, как таковое, в отрыве от непосредственного явления бытия, — это явления действительности, которые определяются и существуют только в нашем рассудке. Они существуют только внутри нас, в субъективной действительности, и будучи определены посредством непосредственных ощущений становятся посредственными явлениями бытия.
СОСТОЯНИЕ
Состояние нечто Посредственные явления бытия, будучи непосредственно неощутимым явлением, тем самым не могут быть определены нами как непосредственно ощутимые явления, как, к примеру, какая-нибудь всем известная вещь. Поэтому явления существования, различия, определения, понятия, движения, изменчивости, и прочие подобные явления, мы можем определить как некое состояние чего-то неопределённого, которое мы можем обозначить как нечто.
Так же существование непосредственных и посредственных явлений бытия в единстве бытия, является здесь новой определенностью бытия, которую мы должны определить чем-то или каким-то образом. И так как они существуют в единстве бытия, то бытие здесь мы можем определить известным нам понятием и термином состояния единства непосредственных и посредственных явлений.
Вместе с тем и ощущения непосредственного явления, которые в нашем рассудке формируются в определение явления, представляют собой не ощущение какого-то отдельного органа чувств, а определенность ощущений нескольких или всех органов чувств. Так ощущение стола представляет собой совокупность ощущений твердости, цвета, геометрических форм, и т.д. Эта совокупность непосредственных ощущений, которая является определением явления, представляет собой некое состояние наших непосредственных ощущений. Поэтому определение всякого явления действительности и бытия представляет собой ощущение состояния нечто.
Состояние различия нечто Но и бытие, как целокупность, взятое как нечто целое, представляя собой различие явлений себя самого, различие явлений бытия, тем самым также представляет собой состояние, которое мы можем определить как состояние различия. Чем и как различаются явления бытия мы пока не знаем, и потому это различие предстает здесь как состояние различия нечто явлений бытия.
СВОЙСТВО Все эти явления бытия, мы определяем нашим рассудком вполне четко и однозначно, то есть, мы определяем то, что они существуют. И определяем мы их существование по только им присущим признакам, и этот признак явления, который присущ явлению, принадлежит явлению, мы знаем как свойство явления. И всякое явление действительности выступает здесь как ощущение состояния свойства нечто.
Конкретное свойство Свойство явления определяется нами как каждым отдельным органом чувств, так и нашим рассудком по совокупности ощущений различных органов чувств. Свойство, которым мы определяем непосредственное явление, к примеру, стол или автомобиль, и которое относится к определенному непосредственному явлению, принадлежит ему и определяет его, мы можем определить как конкретное свойство нечто.
Общее свойство Но вместе с тем, свойством, к примеру, цвета, обладают множество явлений бытия. Свойство цвета, таким образом, становится свойством не только какого-то отдельного непосредственного явления, но и свойством множества явлений. Стало быть, бытие здесь делится на области ощущения наших органов чувств, и в области ощущения каждого отдельного органа чувств, ощущаемое им свойство становится для этой области общим свойством нечто.
Общее свойство, таким образом, не принадлежит какому-то конкретному явлению, и потому становится отвлеченным от конкретного явления свойством. Отвлеченное свойство существует только в нашем рассудке, и оторвано от действительности, от конкретного явления. Рассматривая отвлеченное свойство, мы ничего не сможем узнать о действительности, поскольку у отвлеченного свойства нет основы, нет конкретного явления. Поэтому отвлеченное свойство мы должны отринуть из нашего исследования. Отрицание отвлеченного свойства оставляет нам бытие всё в тех же ощущениях наших органов чувств как состояние конкретного и общего свойства нечто бытия.
Продолжение следует
|