2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Задачи по логике
Сообщение28.03.2010, 16:14 


28/03/10
1
Помогите пожайлуста решить задачи по логике. Очень нужно. Заранее спасибо!

Задание 1. Укажите, какие пары понятий представляют собой отношение:
А – подчинения (первое понятие родовое);
В – подчинения (первое понятие видовое);
С – пересечения;
D – соподчинения;
Е – противоречия.
1) a – футбольная команда, не проигравшая ни одного матча чемпионата России 2004 г., б – футбольная команда, не проиграв-шая стартового матча чемпионата России 2004 г.;
2) a – футбольная команда, проигравшая хотя бы один матч чемпионата России 2004 г., б – футбольная команда, проигравшая стартовый матч чемпионата России 2004 г.;
3) a – норма права, охраняемая государством, б – норма права;
4) a – норма, охраняемая государством, б – норма;
5) a – турист, посетивший все столицы государств Евросоюза,
б – турист, не посетивший ни одной столицы государств Евросоюза; [Турист];
6) a – человек, соблюдающий все законы, б – преступник; [Че-ловек];
7) a – человек, не принимавший участия в выборах органов го-сударственной власти РФ, б – студент, не являющийся (и никогда не являвшийся) гражданином РФ;
8) a – человек, не принимавший участия в выборах органов го-сударственной власти РФ, б – совершеннолетний студент УрГЮА.

Задание 4*. Перечислите определения, нарушающие правила:
А – соразмерности;
В – ясности;
С – недопустимости круга в определении.
1. Эмфитевзис – вещное право долгосрочного, отчуждаемого, наследственного пользования чужим сельскохозяйственным участком за вознаграждение.
2. Морская вода – вода, сосредоточенная в морях и океанах.
3. Артиллерия – бог войны.
4. Средний термин – термин простого категорического силло-гизма, встречающийся на месте субъекта в обеих посылках.
5. Студент – учащийся вуза.

Задание 5*. Перечислите, какие деления понятий нарушают правила:
А – соразмерности;
В – проведения деления по одному основанию;
С – взаимоисключения членов деления.
1. Преподаватели делятся на строгих и справедливых.
2. Желания делятся на естественные и необходимые, естествен-ные, но не необходимые и неестественные.
3. Люди делятся на верующих и утративших веру в Бога.
4. Студенты делятся на обучающихся в государственных и негосударственных высших учебных заведениях.
5. Вузы делятся на государственные и негосударственные.

Задание 6. Пусть А – Арнольд проголосовал за законопроект,
В – Билл проголосовал за законопроект, С – Саймон проголосовал за законопроект. Формализуйте приведенные ниже суждения. Для получившихся формул постройте таблицы истинности и укажите:
А – какие из них соответствуют приведенной ниже таблице;
В – какие являются тавтологиями (логическими законами).

А В С Результат
И И И Л
И И Л Л
И Л И И
И Л Л И
Л И И И
Л И Л И
Л Л И И
Л Л Л И

1. По крайней мере, Саймон или Билл проголосовали за законопроект. Если Арнольд не голосовал «за», то без сомнения также не голосовал «за» и Саймон. Следовательно, либо Арнольд, либо Билл голосовал за законопроект.
2. Если Арнольд проголосовал «за», то Саймон точно не голосовал «за», а если Арнольд не проголосовал «за», то Билл тоже не голосовал «за». Следовательно, либо Саймон, либо Билл проголосовал за законопроект.
3. Если Саймон и Арнольд проголосовали «за», то Билл уж точно не голосовал «за», а если «за» голосует Арнольд, то обязательно «за» голосует и Саймон. Следовательно, либо Саймон, либо Билл голосовал за законопроект.
4. Саймон голосует «за» тогда и только тогда, когда «за» голо-сует Арнольд. Однако Арнольд не голосует «за», если и только если «за» голосует Билл. Следовательно, либо Саймон, либо Билл голосовал за законопроект.


Задание 7. Установите пары суждений, находящиеся в отношении: А – противоречия, В – подчинения (для разных вариантов разные отношения).
1. Некоторые свидетели – лгуны. – Некоторые свидетели не лгуны.
2. Некоторые депутаты – юристы. – Ни один депутат не юрист.
3. Ни один метеорологический прогноз не сбылся. – Некоторые метеорологические прогнозы сбылись.
4. Некоторые правила не имеют исключений. – Ни одно правило не имеет исключений.
5. Некоторые правила не имеют исключений. – Каждое правило имеет исключения.


Задание 8. Укажите, какие из приведенных ниже непосред-ственных умозаключений являются:
А – правильным превращением;
В – правильным обращением;
С – правильным противопоставлением предикату.
1. Спрос рождает предложение, следовательно, предложение рождается спросом.
2. Некоторые слоны не живут в Африке, следовательно, некоторые живущие в Африке животные не являются слонами.
3. Журнал – это периодическое издание, следовательно, журнал не является непериодическим изданием.
4. Ни один участник Бородинского сражения не был современ-ником М. Ломоносова, следовательно, каждый, кто был современ-ником М. Ломоносова, не являлся участником Бородинского сра-жения.
5. Ни один участник Бородинского сражения не был современ-ником М. Ломоносова, следовательно, все, кто не были современ-никами М. Ломоносова, являлись участниками Бородинского сра-жения.


Задание 9. Установите, в каких силлогизмах термин «студент» является: А – средним термином; В – большим термином.
1. Некоторые студенты – полиглоты, значит, они знают много языков, так как полиглоты знают много языков.
2. Л. должен сдавать сессионные экзамены, значит, он студент, так как все студенты сдают сессионные экзамены.
3. Некоторые студенты не посещали лекций профессора Д., по-этому они не сдадут экзамен, ибо все, кто не посещали лекций профессора Д., не сдают экзамен.
4. К. – студент и владелец автомобиля, значит, некоторые вла-дельцы автомобилей – студенты.


Задание 10. Укажите, в каких силлогизмах нарушены правила:
А – средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок;
В – хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением (для разных вариантов разные правила);
С – все правила соблюдаются.
1. Все дети любознательны и все дети – сладкоежки, значит, все любознательные люди – сладкоежки.
2. Любой внимательный человек не совершает оплошности,
а многие юристы совершают оплошности, значит, все юристы не внимательны.
3. Венера – планета, так как она обращается вокруг Солнца,
а все планеты обращаются вокруг Солнца.
4. Некоторые писатели – фантасты, значит Л. Н. Толстой не писатель, так как он не фантаст.
5. Некоторые демократы не европейцы, значит, некоторые, кто участвует в охране окружающей среды, не демократы, так как все европейцы участвуют в охране окружающей среды.


Задание 11. Установите, какие умозаключения являются:
А – неправильными условно категорическими;
В – правильными условно разделительными (для разных вари-антов разные типы умозаключений).
1. Если Н. справится с заданием, то он знает логические правила, а если он знает логические правила, то хорошо сдаст экзамен. Значит, если Н. справится с заданием, то хорошо сдаст экзамен.
2. Если Н. справится с заданием, то можно утверждать, что он знает логические правила. Однако нельзя утверждать, что Н. знает логические правила. Значит, с заданием он не справится.
3. Н. или знает логические правила, или не справится с этим заданием. Известно, что Н. не знает логических правил, значит, он не справится с этим заданием.
4. Простые суждения бывают общими, частными или единич-ными. Это суждение не общее. Значит, оно или частное, или еди-ничное.
5. Если я буду свободен, то буду дома. Если я не буду свободен, то буду в институте. Значит, если я не буду дома, то я буду в институте.
6. Если будет засуха, то посевы погибнут. Посевы погибли. Значит, была засуха.

 Профиль  
                  
 
 Re: Задачи по логике
Сообщение29.03.2010, 19:42 
Заблокирован


16/03/06

932
logika в сообщении #303611 писал(а):
Задание 1. Укажите, какие пары понятий представляют собой отношение:
А – подчинения (первое понятие родовое);
В – подчинения (первое понятие видовое);
С – пересечения;
D – соподчинения;
Е – противоречия.
1) a – футбольная команда, не проигравшая ни одного матча чемпионата России 2004 г., б – футбольная команда, не проиграв-шая стартового матча чемпионата России 2004 г.;
2) a – футбольная команда, проигравшая хотя бы один матч чемпионата России 2004 г., б – футбольная команда, проигравшая стартовый матч чемпионата России 2004 г.;

Обсуждаем текст задачи по правилам формальной логики (частное мнение).

*** Вообще задание не корректно. Почему?
Корректное задание должно содержать в себе необходимые и достаточные условия. Признак достаточности - в ответе на требование задачи мы не имеем права добавлять свои условия (Если (наше условие) , то ответ такой...)). Признак необходимости - в ответе к требованию мы учли все условия задачи, не пренебрегая каждым из них ( то есть все условия задачи равносильны).


* Процедура матча и возможные исходы не определены:

Что мы видим в условии пункта 1) ?
1) По круговой системе, исходов матча может быть три (В либо Н либо П)
Например, участвуют 8 команд, будет сыграно 8*7/2=28 матчей. Если все матчи закончатся исходом "ничья", то все 8 команд можно отнести к категории а) и к категории б), получаем отношение С="пересечение", исключающее подчиненность и противоречие.
2)С выбыванием проигравших, где исключаются "ничья". Например, участвуют 8 команд, будет сыграно 7 матчей. Под признак а) попадет 1 команда, а под признак б) попадут 4 команды. Возможны: пересечение (команда "Спартак" имеет признак а) и б)), противоречие (команда "Спартак" имеет признак а, остальные 3 команды не имеют признак а), соподчинение (4 команды имеют признак б)) , Подчиненность (команда "Спартак" входит в четверку с признаком б) , как частный случай (с признаком а)).
------
Что мы видим в условии пункта 2) ?
1) Если чемпионат проводится по круговой системе с возможными исходами В либо Н либо П, то исход а) может оказаться эквивалентным исходу б), причем исход этот окажется "пустым" (не окажется проигравших, так как все сыграли "вничью").
2) Если чемпионат проводился с выбыванием, то случай "команда проиграла хотя бы один матч" исключается, так как 7 команд проиграют по одному разу и одна команда не проиграет ни одного матча.
Иными словами, при этом условии обобщенный cлучай "проиграла хотябы один матч"= "проиграла 1 матч или более 1 матча" исключается, так как более одного проигрыша не может быть.
Проигравших стартовый матч будет 4, проигравшим один матч будет 7 команд. Отношения между ними будут: подчиненность (4 входят в 7), соподчиненность (все 7 - проигравшие по 1 матчу), пересечение (4 проигравших стартовый матч одновременно входят и в проигравших 1 матч), противоречие (3 проигравших не проиграли стартовый матч).
------
Вывод: Условия задачи даны с избытком (нарушен принцип достаточности). Иными словами - в тексте задачи не ограничено толкование (интерпретация) условий. Пытаясь выбрать один из вариантов, находим противоречия с условиями задачи в обоих вариантах.
Если кто-то желает возразить, просьба - возражайте аргументированно (некоторые имеют обыкновение возражать единственным словом - "бред").

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group