PAV писал(а):
Интересно однако, есть ли какие-нибудь решаемые строгие постановки. Например, такая: при каком наименьшем числе занятий можно сделать так, чтобы каждый с каждым хотя бы один раз в одну группу попал?
Мы уже видели (предыдущее сообщение), что оценка снизу - 3. Докажем теперь, что при
достаточно трех раундов. Действительно, разделим произвольным образом на группы A, B, C, D каждая из которых состоит из либо
, либо
участников. Тогда
;
; и
задают необходимые составы групп.
При
трех раундов недостаточно, если мы не разрешаем количеству участников группы различаться на два (при этом ослабленном условии алгоритм выше работает). Без ограничения общности, в первом раунде первая группа состоит из участников
, а вторая -
. Будем и далее называть первой группой ту, в которую входит участник 1. В двух оставшихся раундах в первую группу должны попасть
участника группы два первого раунда. Это значит, что по крайней мере
попадают в первую группу в один из раундов. Без ограничения общности, называем его раунд два. Тогда в раунде два столько же участников группы один первого раунда попадают в группу два. Мы имеем
участников, не всречавшихся друг с другом ни в раунде один, ни в раунде два. Но мы не можем поместить их в одну группу в третьем раунде, поскольку их больше, чем размер группы.
Четырех раундов достаточно и этом случае (
). Дабы доказать сей удивительный факт, разобьем всех участников на группы A, B, C, D, E, F размером
,
,
,
,
,
соответственно. Тогда
;
;
;
задают искомое разбиение на группы. (Поелику D никогда не бывает одна, пустота ее при
неудобств не вызывает.)
Весьма аналогично, кстати, доказывается, что если требовать только чтобы в каждом раунде каждая из групп была
непуста, то требуется минимум три раунда. Это заметное ослабление условия из предыдущего сообщения.
~~~~~~
К сожалению, это мало отвечает на вопрос
homo sapiens. В пределах одной группы (например, A), участники встречаются во всех трех-четырех раундах, в то время как всегда существуе группа товарищей (например B), с которыми они встречаются лишь однажды.
Однако опять думать надо.