2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Обществоведение: наука или беллетристика?
Сообщение21.08.2009, 11:45 


20/08/09
8
ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ: НАУКА ИЛИ … БЕЛЛЕТРИСТИКА?

Деление всех наук на «точные» и «гуманитарные» представляется вещью естественной и необходимой. Но что это такое: НЕТОЧНАЯ НАУКА!?
Чтобы быть наукой, всякая дисциплина должна соблюдать строгость в употреблении понятий и доказательность утверждений. Ни того, ни другого обществоведение не знает; здесь мало что определяется и ничего не доказывается. Единственный аргумент в споре гуманитариев – ссылка на авторитет. Если естествознание уже покончило со схоластикой, то обществознанию еще только предстоит сделать это. То, что мы сегодня называем общественной наукой, представляет собой в действительности невероятное нагромождение всевозможных «принципов», «доктрин», «теорий», «положений», «тезисов» и пр., при производстве которых допускается абсолютный произвол и доказательством истинности которых никто и не думает заниматься! Дело приняло настолько комичный оборот, что сегодня «право на приоритет» в развитии социологии оспаривают у ученых-обществоведов…литераторы!
` «Гидродинамика – это естественная наука или гуманитарная?»- был задан вопрос на одном из студенческих КВН-ов. Последовал ответ:»Гуманитарная, т.к. в ней слишком много…воды!» Мутной воды, в которой очень трудно отличить истину от заблуждений и лжи и которая именно поэтому столь усердно выбрасывается из университетских и академических клоак. В «советские» времена за официальным обществоведением прочно закрепилась роль института идеологического подавления масс. В условиях тотальной войны «общенародного социалистического государства» со своим народом, обществоведы, эти «бойцы идеологического фронта», не останавливались ни перед какой ложью, ни перед каким предательством, чтобы с честью оправдать «высокое доверие» Партии и Правительства и тем самым заслужить ученые степени и государственные награды..
Всё это надо иметь в виду, когда знакомишься с очередными откровениями вчерашних «марксистов в законе», которые сегодня выступают в роли апологетов «правового государства», «рыночной экономики» и «гражданского общества». Особого расцвета в настоящее время достигла т.н. «теневая общественная наука». Её основные «специфические» черты те же, что и у криминала вообще: «попрание всех принятых в обществе идеалов, ценностей и норм»(В.А.Бажанов): научная недобросовестность, мошенничество (от написания рецензий на собственные работы до торговли дипломами, диссертациями, званиями, должностями и…угодными заказчику результатами «исследований».Всё это, конечно же, не способствует развитию обществознания. Но дело не только и даже не столько в этом.
Зададимся вопросом: «А возможна ли общественная наука в принципе?!»
Объектом человеческого познания может быть что угодно, в том числе и человек, его внутренний мир, общество. Но может ли «из всей этой дряни» возникнуть наука?
Наука, как непротиворечивая система достоверных знаний об объекте, может иметь место только в том случае, если движение объекта подчиняется исключительно физическим причинам, но никак не психическим, и тем более – социальным (интеллектуальным). Наука может возникнуть лишь на «незыблемой основе» - физической природе объекта. Всё, что лежит «по ту сторону физического», находится вне границ подвластного науке. «ФИЗИКА, БОЙСЯ МЕТАФИЗИКИ!» Там, где есть «свобода воли» объекта, - наука невозможна.
Наука может иметь место только при исследовании «бездушных» и бессознательных, т.е. «мёртвых тел». Исследование жизни не может привести к возникновению какой-либо науки, то есть НЕ МОГУТ БЫТЬ ВЫЯВЛЕНЫ «ОБЪЕКТИВНЫЕ» ЗАКОНЫ движения одушевленного существа.
Итак, изучение общества в принципе НЕ может привести к открытию ЗАКОНОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ, ибо, во-первых, таких законов не существует, а во-вторых,…не там ищете! Тайны общественной жизни скрыты не в общественных явлениях, а, подобно булгаковской «разрухе», в головах действующих лиц!
Таким образом, ОБЩЕСТВЕННОЙ НАУКИ не только НЕТ, но и НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!
Схоласта можно убедить только ссылками на авторитет. Что же, приведем несколько цитат.

«Наука перестает существовать там, где теряет силу необходимая связь…»
/ Ф.Энгельс /
«Считается, что естественные науки должны иметь дело с материальными
объектами и процессами, а общественные науки – с психологическими и
интеллектуальными и, следовательно, метод первых заключается в объяснении,
а метод последних – в понимании». / Мигдал А.Б./

«Существует широко распространенное мнение, что экономические явления
подчиняются…законам… Это – ложное мнение». / Дж. Сорос /

Некий философ заметил: всё обстоит превосходно с общественными науками за исключением двух малюсеньких слов: «общественные» и «науки».
Но из этого вовсе не следует, что общественная жизнь не должна быть предметом изучения. Имеют право на существование и другие, помимо научного, формы человеческого познания. Во всяком случае, человек, изучающий общественную жизнь и накопивший достаточно много знаний о ней, овладевший…ИСКУССТВОМ приложения своих знаний к решению тех или иных социальных проблем, несомненно, имеет полное право носить звание «ученый». Но он лишь должен отдавать себе отчет в том, насколько неустойчива и непрочна та основа, на которой возвышается его ученость; насколько ненадежны и преходящи выдаваемые им рецепты и насколько осторожен и искусен должен быть он сам. К сожалению, большинство современных обществоведов больше напоминают известных портных из сказки Г.Андерсена о голом короле, чем действительных ученых.
В общем, так или иначе, ссылки на «науку» несостоятельны в понимании человека и общества. Необходимо принимать в расчет всю совокупность имеющихся в распоряжении человека знаний, в том числе и эзотерических. «УМОМ РОССИЮ НЕ ПОНЯТЬ!»
Из того факта, что на ниве общественной жизни не может произрастать наука, вовсе не следует, что те или иные знания об обществе, выработанные людьми, не могут быть подвергнуты ВЕРИФИКАЦИИ. И здесь универсальным критерием истины является практика. Первым же необходимым условием соответствия истине является ЛОГИЧЕСКАЯ НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ СУЖДЕНИЙ.
Нельзя избежать ошибок, не соблюдая требований, которые предъявляют человеку законы познания. Это в полной мере относится и к основоположникам марксизма-ленинизма, многие принципиальные «положения» которых не выдержали тестирования на истинность.
Без критики социальной философии марксизма невозможно понять всю глубину и сущность гуманитарной катастрофы, которую пережила Россия; невозможно освободиться от идеологических оков тоталитаризма и повторения его рецидивов в будущем.

 Профиль  
                  
 
 Re: Обществоведение: наука или беллетристика?
Сообщение21.08.2009, 16:23 
Заслуженный участник


08/04/08
8562
philozan писал(а):
Таким образом, ОБЩЕСТВЕННОЙ НАУКИ не только НЕТ, но и НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!


Глупости Вы говорите.
Существует достаточно много концепций, причем довольно точных, описывающих человеческую реальность и деятельность, поэтому Ваше утверждение неверно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Обществоведение: наука или беллетристика?
Сообщение21.08.2009, 17:24 


18/10/08
622
Сибирь
Автор темы в большей части прав. Наука делается людьми со всеми их недостатками. Тем более, в общественной сфере. Закономерности, конечно есть. Другое дело, что они конкретны и, чтобы называться наукой, должны исследоваться честными умами, всесторонне.

 Профиль  
                  
 
 Re: Обществоведение: наука или беллетристика?
Сообщение22.08.2009, 12:38 
Аватара пользователя


06/01/06
967
philozan в сообщении #236698 писал(а):
В общем, так или иначе, ссылки на «науку» несостоятельны в понимании человека и общества. Необходимо принимать в расчет всю совокупность имеющихся в распоряжении человека знаний, в том числе и эзотерических. «УМОМ РОССИЮ НЕ ПОНЯТЬ!»

Кому надо - понимают и изучают уже давно. И успешно пользуются полученными знаниями.

Животное действует по инстинкту, а охотник изучает его поведение и пользуется этими знаниями.



philozan в сообщении #236698 писал(а):
Без критики социальной философии марксизма невозможно понять всю глубину и сущность гуманитарной катастрофы, которую пережила Россия; невозможно освободиться от идеологических оков тоталитаризма и повторения его рецидивов в будущем.

Что значит "пережила"? Всё еще только начинается. Глобализация в самом разгаре. И если не взяться за ум, в том числе и в вопросах социологии и организации общества, то катастрофы не избежать.

 Профиль  
                  
 
 Re: Обществоведение: наука или беллетристика?
Сообщение24.08.2009, 15:48 
Заслуженный участник


08/04/08
8562
Кстати, вопрос идеологии - вопрос серьезный.
После отмены марксизма в теперешней России имеется хаос в головах людей, туда опять вбивается религия, кто-то стоит на позиции идеологии Запада, кто-то остался с марксизмом - получается хаос в головах. Люди страны должны знать, кто они тут, зачем они нужны, к чему они стремятся. Необходимо привить хотя бы убеждение о том, что в стране царит бардак и всем его необходимо восстанавливать, иначе России не будет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Обществоведение: наука или беллетристика?
Сообщение24.08.2009, 20:11 


20/08/09
8
faruk:
Цитата:
Животное действует по инстинкту, а охотник изучает его поведение и пользуется этими знаниями.


Если бы охотник опирался в своей деятельности на науку, охота превратилась бы в заурядную мясозаготовку; она потеряла бы для него всякую романтику. Именно потому, что поведение животного заранее нельзя предсказать, как поведение камня, подброшенного вверх, охотничье ремесло есть отрасль не науки, а искусства!

-- Пн авг 24, 2009 23:28:58 --

Sonic86:
Цитата:
Глупости Вы говорите.
Существует достаточно много концепций, причем довольно точных, описывающих человеческую реальность и деятельность, поэтому Ваше утверждение неверно.



Существование даже большого числа концепций, "причем и довольно точных, описывающих человеческую реальность" ещё не является доказательством того, что они образуют науку.
Простой пример: вы можете заранее определить поведение пленника на допросе: выдаст он врагу "военную тайну" или нет?
Опираясь на "большое число концепций" вы можете определить вероятность того или иного варианта.
А может быть нечто и такое, о чем вы даже не догадываетесь.
Если бы физик, подбросивший камень, не мог достоверно предсказать его поведение, то его наука была бы сродни обществознанию.

 Профиль  
                  
 
 Re: Обществоведение: наука или беллетристика?
Сообщение24.08.2009, 23:12 
Аватара пользователя


06/01/06
967
philozan в сообщении #237584 писал(а):
Если бы охотник опирался в своей деятельности на науку, охота превратилась бы в заурядную мясозаготовку; она потеряла бы для него всякую романтику. Именно потому, что поведение животного заранее нельзя предсказать, как поведение камня, подброшенного вверх, охотничье ремесло есть отрасль не науки, а искусства!

Я имел в виду не столько современных охотников-любителей-романтиков, сколько тех, которым было не до романтики, которые охотились, чтобы выжить. И они достигли больших успехов. Причем, таких больших, что в конце концов пришлось от охоты перейти к скотоводству, потому что диких зверей на всех уже не хватало. Позже они даже стали антиохотниками - стали защищать свои стада от четвероногих охотников. И тоже стали изучать их повадки и тоже добились больших успехов: в некоторых регионах волки были полностью истреблены. И только спустя многие десятилетия и даже столетия стала понятной роль хищников в природе, и волка реабилитировали.

Когда европейские переселенцы перебрались в Северную Америку, они и индейцам всю охоту испортили: перестреляли почти всех бизонов и стали разводить на этих территориях крупный рогатый скот. Очевидно, людям не нужна романтика, а нужна заурядная мясозаготовка.



philozan в сообщении #237584 писал(а):
Существование даже большого числа концепций, "причем и довольно точных, описывающих человеческую реальность" ещё не является доказательством того, что они образуют науку.
Простой пример: вы можете заранее определить поведение пленника на допросе: выдаст он врагу "военную тайну" или нет?
Опираясь на "большое число концепций" вы можете определить вероятность того или иного варианта.
А может быть нечто и такое, о чем вы даже не догадываетесь.
Если бы физик, подбросивший камень, не мог достоверно предсказать его поведение, то его наука была бы сродни обществознанию.

Если Вы подбрасываете монету один раз, то я ничего не могу сказать заранее о результате. Если же Вы подбрасываете 1000 монет, то я могу быть почти уверен (99,99%), что число "орлов" будет не менее 439 и не более 561. А это уже наука.

Через 5,27 года останется половина атомов изотопа кобальт-60 от их первоначального количества, хотя про каждый отдельный конкретный атом нельзя сказать, распадется он или нет.

В этом смысле социология тоже является наукой.

 Профиль  
                  
 
 Re: Обществоведение: наука или беллетристика?
Сообщение25.08.2009, 06:35 
Заслуженный участник


08/04/08
8562
philozan писал(а):
Существование даже большого числа концепций, "причем и довольно точных, описывающих человеческую реальность" ещё не является доказательством того, что они образуют науку.

Не, я Вам ничего доказывать не собираюсь, просто поясняю. И если есть в обществе вещи, которые сложно предсказать, то это не значит, что наука о нем невозможна. Наоборот: если есть вещи, которые предсказывать можно, то наука о нем возможна. А такие вещи есть.
Лично от себя посоветую посмотреть "Логическую социологию" Зиновьева. Там все очень просто и понятно объясняется.

 Профиль  
                  
 
 Re: Обществоведение: наука или беллетристика?
Сообщение25.08.2009, 13:22 


20/08/09
8
Давайте, еще разок начнем танцевать от печки.
Наука - это не просто набор знаний, верно отражающих отдельные явления или свойства действительности. Таким набором знаний может обладать и обладает/!/ всякий нормальный человек. Это т.н. "обыденное знание", "здравый смысл".
Наука - это система знаний, причем непротиворечивая / В науке не могут одновременно сосуществовать две такие, например, "народные мудрости":"Чем дольше разлука, тем крепче любовь" и "С глаз долой - из сердца вон"/, такая система, которая позволяет описывать движение объекта, опираясь на причины, которые не зависят от самого объекта.
Если бы подброшенная вверх монета могла сама определять, каким образом ей упасть, теория вероятностей потерпела бы полное фиаско, что мы и имеем в сфере общественной жизни.
Каковы бы ни были внешние обстоятельства, вынуждающие человека к тому или иному поведению, в конечном счете, главным "детерминирующим фактором" являются его собственная воля и сознание, т.н. "свобода воли".

 Профиль  
                  
 
 Re: Обществоведение: наука или беллетристика?
Сообщение26.08.2009, 12:25 
Аватара пользователя


06/01/06
967
philozan в сообщении #237804 писал(а):
Давайте, еще разок начнем танцевать от печки.
Наука - это не просто набор знаний, верно отражающих отдельные явления или свойства действительности. Таким набором знаний может обладать и обладает/!/ всякий нормальный человек. Это т.н. "обыденное знание", "здравый смысл".
Наука - это система знаний, причем непротиворечивая / В науке не могут одновременно сосуществовать две такие, например, "народные мудрости":"Чем дольше разлука, тем крепче любовь" и "С глаз долой - из сердца вон"/, такая система, которая позволяет описывать движение объекта, опираясь на причины, которые не зависят от самого объекта.
Если бы подброшенная вверх монета могла сама определять, каким образом ей упасть, теория вероятностей потерпела бы полное фиаско, что мы и имеем в сфере общественной жизни.
Каковы бы ни были внешние обстоятельства, вынуждающие человека к тому или иному поведению, в конечном счете, главным "детерминирующим фактором" являются его собственная воля и сознание, т.н. "свобода воли".

О том, что свободы воли не существует, мы уже говорили в другой теме.


Действительно, человек более сложный объект, чем подброшенная монета, и при его изучении нужно учитывать гораздо больше параметров. К тому же человек непостоянен, в отличие от монеты или других объектов случайного эксперимента. Но человек изучается, и эти знания используются. Достаточно упомянуть маркетинг и рекламу. Охотники на людей постоянно совершенствуют свое мастерство.

А ведь еще когда было сказано: "...идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков" (Мтф. 4:19)

И то обстоятельство, что человек, в отличие от монеты, может быть подвержен изменению, как раз и используется охотниками на людей. Здесь тоже имеет место переход от охоты к скотоводству. Охотники становятся скотоводами, пастухами. В вопросах социологии глобальные пастухи как бы уже бегут впереди паровоза. Они не только изучают общество, но и формируют его в своих интересах. Они не только изучают человека, но и формируют его в своих интересах.

 Профиль  
                  
 
 Re: Обществоведение: наука или беллетристика?
Сообщение26.08.2009, 21:05 
Заблокирован


04/12/08

372
Из пространства
Чем располагает наука?....
Предметом и логическими построениями.
Что есть наука?
Это система связанных логическими построениями предметов.
Предметы могут быть реальными, абстрактными. Логика может быть только логикой.
Что является в обществоведении предметом? …..
Есть ли в беллетристике логика?
Для того что бы понять принадлежность обществоведения к научной системе, нужно правильно ответить на эти два вопроса. :)

 Профиль  
                  
 
 Re: Обществоведение: наука или беллетристика?
Сообщение28.08.2009, 00:10 
Аватара пользователя


06/01/06
967
Могу порекомендовать книги по социологии. Если прочитаете, расскажите мне, о чем там речь.


Изображение
Статьи данного сборника были напечатаны в рамках прошедшего 4 декабря 2007 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова в рамках "Сорокинских чтений" X Междисциплинарный ежегодный научно-методический семинар "Математическое моделирование социальных процессов". В докладах участников семинара рассматривались различные актуальные социальные процессы, для изучения которых методология математического моделирования играет незаменимую роль.

Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.



Изображение
Книга представляет собой блестящий анализ изменяющихся условий социальной и политической жизни, выполненный одним из наиболее оригинальных современных мыслителей.
Используя метафору "текучая современность", автор фиксирует переход от мира плотного, структурированного, обремененного целой сетью социальных условий и обязательств к миру пластичному, текучему, свободному от заборов, барьеров, границ. Данный переход, утверждает он, повлек за собой глубокие изменения во всех сферах человеческой жизни. Это новое состояние с большим трудом поддается представлению в терминах "информационное общество", "сетевое общество", "глобализация", "постмодерн". Требуется переосмысление взглядов и когнитивных границ, используемых для описания индивидуального опыта людей и их совместной истории.

"Текучая современность" подводит итог анализа, проведенного в двух предыдущих книгах Баумана "Глобализация: последствия для людей" и "В поисках политики".

 Профиль  
                  
 
 Re: Обществоведение: наука или беллетристика?
Сообщение30.08.2009, 10:45 
Аватара пользователя


06/01/06
967
faruk в сообщении #238085 писал(а):
Охотники на людей постоянно совершенствуют свое мастерство.

Цитата:
Нейроэкономика (англ. Neuroeconomics) — междисциплинарное направление в науке на пересечении предметов экономической теории, нейробиологии и психологии. Основная задача направления: объяснение выбора при принятии решений, распределении риска и вознаграждения. Методология нейроэкономики включает лабораторные наблюдения за экономическим поведением испытуемых (людей и обезьян) с одновременным исследованием деятельности их головного мозга.

В рамках направления развивается прикладная дисциплина — нейромаркетинг.

Википедия: Нейроэкономика


http://en.wikipedia.org/wiki/Neuromarketing

 Профиль  
                  
 
 Re: Обществоведение: наука или беллетристика?
Сообщение02.09.2009, 02:40 
Заблокирован
Аватара пользователя


08/02/09

322
Вопрос "наука или беллетристика" возникает при чтении, например, книги Карла Шмидта "Земля и море".

А по большей части это и не наука и не беллетристика, а бессмысленная и бесполезная нудятина.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ] 

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group