2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Происхождение философии и религии по Аль-Фараби
Сообщение22.02.2009, 23:00 


05/01/09
122
г.Актау, Мангистауская обл., Казахстан
Избранные трактаты.
Абу Наср Мухаммад Аль-Фараби. (870-950):

"Из философии возникла религия. Это возникает тогда, когда философия после достоверной аподейктики достигает совершенного превосходства. Религия стала отличаться от всех силлогистических искусств местом и порядком.

У философии и у ее людей нет власти над той религии и над ее людьми, но есть идея откалывания, а людей этой идеи называют отколовшимися. Религия получает немного помощи от философии, но и нет гарантии в том, что философия и люди философии получили бы огромный вред от той религии и ее людей. А потому может быть, что люди (философии) вынуждены в этом (случае) противодействовать людям религии, требуя благополучия для философов. Они освобождаются от того, чтобы противодействовать самой религии, но противодействуют, в их мнении, тогда, когда они стремятся объяснить то, что в их религии являются образами.
А если религия следовала порочной философии, а затем к ним пришла правильная аподейктическая философия, то философия противодействовала бы той религии в всех отношениях, а религия противодействовала бы в философии в совокупности. И каждая желала бы уничтожить другую. И та из них, которая одержит вверх и укрепится в душах, уничтожит другую, и та из них, которая победит другую, уничтожит ее....

...Что касается цели, к которой стремятся изучая философию, то это - познание Всевышнего Творца, единого и неизменного, являющегося причиной, движущей все вещи. И это потому, что Он - устроитель мира сего в своем великодушии, своей мудрости и справедливости. Деятельность же философа должна во всем уподобляться, по мере сил человеческих, деятельности Творца".

Перевод с арабского доктор философских наук М.С. Бурабаев. Институт философии, Национальная академия наук Республики Казахстан. Алматы "Гылым" 1994 год. ISBN 5-628-01461-3

У меня возникает вопрос, может ли религия выделится из философии, подобно тому как химия из физики?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение22.02.2009, 23:39 
Заслуженный участник


18/03/07
1068
Сомневаюсь я, что химия выделилась из физики…

Думаю, религия выделиться из философии может. Мы, разумеется, не берём в рассмотрение случаи, когда они изначально сосуществовали вместе (в каком-нибудь пифагорействе) или же философия обрела черты религии под влиянием внешних довлеющих обстоятельств (примеров не приведу, но обстоятельства могут довлеть сильно).

Известен пример того, как философия стала чем-то вполне религиозным и мистическим исходя из внутренней логики развития.
Именно, неоплатонизм возник из платонизма за счёт уделения повышенного внимания теме «Единого», а оно, по итогам тщательного анализа, оказалось чем-то таким, чему вполне можно молиться (или, по крайней мере, впадать в мистический экстаз, думая о нём).

Написанное к Аль-Фараби имеет мало отношения, но спасибо за интересный фрагмент.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение23.02.2009, 11:40 


05/01/09
122
г.Актау, Мангистауская обл., Казахстан
luitzen писал(а):
Сомневаюсь я, что химия выделилась из физики…

Думаю, религия выделиться из философии может. Мы, разумеется, не берём в рассмотрение случаи, когда они изначально сосуществовали вместе (в каком-нибудь пифагорействе) или же философия обрела черты религии под влиянием внешних довлеющих обстоятельств (примеров не приведу, но обстоятельства могут довлеть сильно).

Известен пример того, как философия стала чем-то вполне религиозным и мистическим исходя из внутренней логики развития.
Именно, неоплатонизм возник из платонизма за счёт уделения повышенного внимания теме «Единого», а оно, по итогам тщательного анализа, оказалось чем-то таким, чему вполне можно молиться (или, по крайней мере, впадать в мистический экстаз, думая о нём).

Написанное к Аль-Фараби имеет мало отношения, но спасибо за интересный фрагмент.

Почему можно молиться, по итогам тщательного анализа простые люди приобрели знание о Боге, но это не значит что если индивид молится, то он молится Богу надо видеть Бога, надо не просто знать о существовании Бога, но лично общаться с Богом. Только после такого познания Творца и можно молиться Богу (или, по крайней мере, впадать в мистический экстаз, созерцая Бога).

Почему к Аль-Фараби не имеет отношения, имеются рецензенты доктора философских наук М.С. Орынбеков, С.Ю. Колчигин

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение23.02.2009, 16:56 
Заслуженный участник


18/03/07
1068
Меджнун писал(а):
надо не просто знать о существовании Бога, но лично общаться с Богом

Ну, в христианской традиции тоже было такое противопоставление: «Бог философов» vs. «Бог Откровения».

Меджнун писал(а):
Почему к Аль-Фараби не имеет отношения…

К Аль-Фараби не имеет отношения то, что я сказал, а не тот фрагмент, который Вы привели :).

Почему сказанное мной не имеет отношения к Аль-Фараби — мой пример относился к ситуации, когда не было довлеюих внешних обстоятельств (наличия официальной религии, к примеру), и всё присходило исходя из внутренней логики развития.

В случае с Аль-Фараби был более или менее официальный ислам и приходилось вертеться, как уж на сковородке: придумывать разную «двойственную истину» и т. п.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение23.02.2009, 17:30 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/11/08
2763
RF, Moskow
"
Цитата:
Так как здание всего мира совершенно и возведено премудрым Творцом, то в мире не происходит ничего, в чем бы не был виден смысл какого-нибудь максимума или минимума; поэтому нет никакого сомнения, что все явления мира с таким же успехом можно определить из причин конечных при помощи метода максимумов и минимумов, как и из самих причин производящих"
- Леонард Эйлер, математик, механик, физик ... сын пастора.
зы
1100 лет отделяет его время от эпохи Аль Фараби... а физика все еще была неотъемлема от Творца :wink:

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение01.03.2009, 20:01 


05/01/09
122
г.Актау, Мангистауская обл., Казахстан
luitzen писал(а):
В случае с Аль-Фараби был более или менее официальный ислам и приходилось вертеться, как уж на сковородке: придумывать разную «двойственную истину» и т. п.


Погребен был в 950 в Дамаске без участия духовенства и совершения молитвы – вероятно, в силу того, что богословы считали его еретиком.
http://www.krugosvet.ru/articles/92/100 ... 9284a1.htm

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение01.03.2009, 21:11 
Заслуженный участник


18/03/07
1068
Вряд ли аль-Фараби мог игнорировать ислам и считать, что тот не несёт никакой истины.

Быть объявленным еретиком — это издержки профессии философа в то время. А вот объяви он себя безбожником — духовенство в его похоронах приняло бы живейшее участие :).

Впрочем, я мало знаю об обсуждаемом регионе и периоде. Но взять какого-нибудь Сергея Булгакова. От того, что его всячески шельмовали, он что, перестал быть религиозным мыслителем? Он православным-то быть не перестал.

 Профиль  
                  
 
 Происхождение философии и религии по Аль-Фараби.
Сообщение07.03.2009, 12:18 


07/05/08
366
г. Ярославль
Философия стала отделяться от науки когда появились специалисты от науки. До этого все ученые были универсалами. А наука всегда, изначально, противостояла религии, как люди талантливые, информированные, всегда противостоят бездарным и невежественным. И всегда среди этого контингента (невежественных) находятся невежественные с инициативой, которые начинают дурачить тех, которые без инициативы. Вспомним: "Кто страшнее дурака в науке? Дурак с инициативой". Естественно, большинство всегда за дураками. Так и существуют наука и религия, ведя борьбу с переменным успехом. И у каждой стороны есть своя философия - обобщающее, универсализирующее начало, мать всех наук и мать всех религий (по отдельности).

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение07.03.2009, 14:40 
Заслуженный участник


18/03/07
1068
Раньше было много риторических фигур, которые надлежало употреблять в разговорах о мыслителях прошлого с целью хоть как-то учесть специфику места и времени и начать историю человеческой мысли несколько раньше времени появления единственно верных учений.

Жаль эту исчезнувшую риторическую культуру. У нынешнего юношества она недотягивает даже до уровня, который был у адептов единственно верных учений :).

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение09.03.2009, 15:13 
Заслуженный участник


18/03/07
1068
На Инфанате выложили книжку по теме.

Возможно, это дело рук Меджнун :).

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение09.03.2009, 18:34 


05/01/09
122
г.Актау, Мангистауская обл., Казахстан
luitzen писал(а):
На Инфанате выложили книжку по теме.

Возможно, это дело рук Меджнун :).
Нет это не я. У меня перевод профессора Казахского национального университета Бурабаева М, а там перевод Тайжанова, ничего не могу сказать про этот перевод, нужно посмотреть рецензентов.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ] 

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: YandexBot [bot]


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group